Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000410_kiruxin.html

Братство по оружию?
Сергей Кирухин

Дата публикации:  10 Апреля 2000

Что делал шеф немецкой разведки в Чечне?

В конце прошлой недели немецкая общественность, которую в последнее время то и дело угощают сюрпризами, как правило, не очень приятными, была ошарашена еще одним политическим открытием. Как стало известно, руководитель Федеральной разведывательной службы (BND) Аугуст Ханнинг в середине марта побывал в Чечне. В сопровождении небольшой группы своих сотрудников и представителей руководства ФСБ он посетил Гудермес.

Первая публикация об этом появилась в региональной газете NRZ, однако почти тут же в обсуждение включились и самые солидные издания, такие как берлинская ежедневная газета "Тагесшпигель" и "Шпигель". Конкретной информации о происшедшем пока довольно мало. Официальные представители отделываются самыми общими фразами, указывая, что необходимость информационного сотрудничества между разведслужбами ведущих стран в интересах борьбы с терроризмом была продекларирована на встречах "большой семерки" и России, так что в происшедшем, в принципе, нет ничего чрезвычайного.

Время для публикаций оказалось "удачным": только что состоялась сессия ПАСЕ, где громко обсуждалась чеченская проблема, и сообщение о сотрудничестве немецкой и российской разведок озадачило немало публичных политиков, которые поспешили заявить о своей озабоченности. Чтобы разрядить накаленную обстановку, разведчики заявили, что не предоставляли российской стороне никакой особо ценной и детализованной информации. "Американцы, англичане и французы дали им гораздо более точные данные. Русские нам на это указали", - заявил, по сообщению "Шпигеля", один из офицеров. Сообщение о поездке Аугуст Ханнинг сделал в контрольной комиссии бундестага, не представив, однако, никаких данных относительно информационного обмена.

Немецкую сторону пока что больше всего волнует, не поддерживает ли ее разведка российские действия в Чечне. Рискнем предположить, что дело - в условиях информационного дефицита - скорее всего, в другом. Конечно, какой-то информацией - в первую очередь, о возможных международных каналах, скажем, получения оружия в обмен на наркотики и т.п. - немецкая разведка располагает. Однако ни большим опытом в проведении масштабных антитеррористических операций, ни глубоким проникновением в исламистские структуры BND пока похвастаться не может. К тому же стало известно, что немецкие разведчики уже давно добивались возможности поездки в Чечню. Так что скорее немецкая сторона была заинтересована получить кое-какую информацию. Какую? С одной стороны, Германия, вслед за США, начинает активно проникать на Кавказ. Недавний визит канцлера Шредера в Грузию накануне президентских выборов, представлявший собой явный политический ход в поддержку Шеварднадзе и его откровенно прозападной политики, - явное тому подтверждение. С другой стороны, немецкие политики (те, кто отвечает за реальное развитие, а не выступает с пламенными лозунгами), конечно же, опасаются возникновения еще одного очага исламского фундаментализма и криминальной активности - и это в непосредственной близости от Центральной Европы. Поэтому им важно обладать реальной информацией о том, что происходит на Кавказе. История Бен Ладена, который из пламенного борца с Советским Союзом переквалифицировался в столь же пламенного борца с империализмом, возможно, кое-чему их научила.