Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000414_dav.html

Политика в Сети : последний выпуск
Иван Давыдов

Дата публикации:  14 Апреля 2000

Презентация проекта "Интерпол" (без фуршета)

Предисловия к собственным обзорам, поясняющие причину их появления в данном конкретном издании, становятся моим фирменным жанром.

История средневековой Европы всегда возбуждала мой интерес. А достаточная эрудиция предательски подталкивает к экстраполяции имеющихся знаний о прошлом на текущий исторический период. Так вот, в средневековой Европе воин, принесший оммаж одному государю и предпринявший попытку выступить на стороне другого, вполне мог получить от Папы вежливую просьбу не делать этого. В случае невыполнения вежливой просьбы мог последовать интердикт. А мог, конечно, и не последовать. Но интердикт - не та вещь, к которой следует стремиться, если хоть чуть-чуть задумываешься о будущей жизни, по преимуществу, загробной.

Будем считать, что на этом очередное и последнее предисловие закончено. Отдельно обращаю внимание редактора рубрики "Политика" Андрея Мадисона на количество "умных слов, не имеющих аналогов в русском языке", употребленных в предыдущем абзаце. Думается, редактор должен остаться доволен.

А теперь - о более современных реалиях.

После выборов модно было писать - не помню газеты, штатный очеркист которой не написал об этом с большей или меньшей долей иронии, - что мы входим в скучную эпоху. Некому теперь будет падать с мостов и дирижировать оркестрами, не те приходят люди к власти. Некому, словом, зажигать.

Представляется, что за этими игривыми сочинениями скрывалось ощущение личной катастрофы: СМИ в России слишком привыкли к доле ландскнехтов. По сути, за изрядное уже время существования свободы слова в пределах многострадальной отчизны как рядовые журналисты, так и медиа-магнаты всех уровней тем только и занимались, что отрабатывали навыки уничтожения посредством слов - ну и, в случае ТВ, видеоряда - безусловного противника. В этом контексте интересно, чтобы не сказать - забавно, звучат разговоры о былой медийности и наступающей немедийности российской политики. Дабы не превращать развлекательный обзор в научный трактат, замечу только, что у советских не только гордость особая, но и медийность тоже. Надо понимать, что под кличкой былой медийности у теоретиков ходит затянутый на годы высокооплачиваемый скандал. Это тема, как говорят на радио.

Странно ли, что перспектива оказаться в условиях, когда свои услуги можно будет продать разве что мелким удельным князьям, у которых, понятное дело, предназначены к освоению совсем не те бюджеты, вынуждает к тоске и ностальгическим воспоминаниям. Минувшие дни и битвы, где вместе рубились они, в процессе рубки не раз меняясь местами, как это принято у ландскнехтов.

А вот мы - в выигрышном положении. Мы в Сети, где, обещаю, скучно не будет. По крайней мере, в ближайшее время.

Ладно, раз уж пошла такая - ... - ретроспектива. Ведь не будет преувеличением сказать, что еще год назад русская Сеть напоминала Дикий Запад времен заселения: редкие участки, вспаханные пионерами-энтузиастами. Разве что стрельбы особенной не велось. Новые руссоисты - вроде уважаемого мной Евгения Горного, а также неким образом связанного с ним апологета домашних страниц и нефинансируемого энтузиазма Мирзы Бабаева - могут возмущаться самою сущностью процесса, но цивилизацию в Сеть принесли политики, тогда и началась масштабная распашка пустошей и строительство мегаполисов. Теперь все понемногу меняется: немногочисленные сумасшедшие из-за границы расстаются с деньгами не ради возможности заиметь собственный рупор, а уж совсем непонятно ради чего. Мне, по крайней мере, совершенно искренне непонятно.

Но странные порывы этих немногочисленных людей, которые принято называть инвестиционным бумом, вовсе не означают, что не будет развиваться сектор сетевых СМИ (по определению неизбежно политический), а также чисто политические проекты. Даже - в опровержение собственных слов, сказанных абзацем выше, даже и сейчас наиболее громкие сделки - покупка "Ленты", преобразование (пока еще толком не начатое) АПН и ЕПРСТ в портал, попытки купить-продать Полит.Ру... Даже на Рамблере, как только его купили, появился информационно-политический раздел, довольно странный, конечно, но ведь мало у кого сразу же получается хорошо.

При этом нельзя упускать из виду, что только один из крупных отечественных медиа-холдингов - МОСТ - начал продвижение на этот, новый и небесперспективный, рынок. Не думаю, что прочие удержатся от аналогичных опрометчивых шагов. И здесь им придется играть на чужой территории, где деньги пока еще значат меньше, чем опыт, о чем свидетельствуют крайне неуспешные попытки амбициозных новичков потеснить игроков из тех, что давно здесь сидят.

Но все эти забавы олигархов - только одна из многих расходящихся тропок, по которым будут двигаться события и мы вслед за ними. Ведь появление нового сайта - будь то даже сайт крупного СМИ или политика федерального масштаба - теперь уже новость на час, не из тех, что выносятся в "темы недели". Основной темой последних месяцев, на мой взгляд, свидетельствующей как раз о зарождении Сети как сообщества (этот термин принято употреблять как определенный, а сообщество считать давно существующим; но неверность такого подхода вполне доказывается уже отсутствием внятного определения сообщества), была тема противостояния Сети и власти. Условного, конечно, противостояния: порождение невнятных законопроектов - с одной стороны, недовольное бурчание - с другой. Но этот процесс только начинается и к чему приведет в итоге, сказать сейчас практически невозможно. Например, к созданию Всесоюзной Компьютерной Сети имени товарища Дзержинского, как пророчили создатели сайта, ныне, увы, покойного, primakov.nu. Или - к реализации многократно описанных утопий. В извращенной, как водится, форме, но все же... Или ни к чему не приведет, что тоже вероятно. Но отслеживание хода этого процесса, мне кажется, очень интересно.

По-моему, главное в политическом секторе русского Интернета будет происходить как раз на пересечении этих двух разнонаправленных движений: с одной стороны, стремления заинтересованных лиц и организаций укоренить в новой среде традиционные для этой сферы деятельности структуры, с другой - противодействия среды и его возможных последствий (прежде всего - образования как раз неких новых, не имеющих прямых аналогов структур). Именно это я и собираюсь описывать, будучи примерным, хотя, возможно, недостаточно проницательным наблюдателем и пока еще, по крайней мере, даже участником.

Все вышесказанное было своего рода протоколом о намерениях. Презентацией нового проекта в сочетании с заявлением, что он будет очень похож на старый. Как "Вести" на "Газету". Поэтому в сегодняшнем и последнем выпуске "Политики в Сети" и не было ни одной ссылки. Будут в следующем, первом выпуске "Интерпола". По ряду причин это название мне нравится. Такие дела.