Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Записки дяди Митяя
Дата публикации:  26 Апреля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Востокозапад

Во времена Киплинга Запад был Западом, Восток Востоком, но из того, что они не сходились, вовсе не следовало, что люди Запада и люди Востока недостойны друг друга. Соприкосновение цивилизаций - это общение людей, даже если они воюют друг с другом.

Восток Востоком и остался, благополучно переняв все, что ему оказалось полезным на Западе. Цивилизации Китая, Японии, Юго-Восточной Азии благополучно пережили и колониализм, и марксизм. Как ни странно, и то, и другое пошло им на пользу. Трижды проклятый колониализм сделал мир единым, мерзейший марксизм дал некоторым возможность обрести себя в этом мире.

Заслуги колониализма в том, что он принес вполне достойные образцы для подражания - прежде всего государственные. Достижения марксизма, конечно, весьма относительны. Только Китай, пожалуй, смог с его помощью, но с огромными издержками, используя раскол мира, вызванный временным отпадением России от иудео-христианской цивилизации, создать современное государство, сохранив национальную идентичность.

Куба не смогла потому, что Куба не принадлежит к Востоку. Это уже Юг. И Куба не создала современного государства, не построила конкурентоспособную экономику, хотя и стала сверхдержавой Юга.

Понятие "Юг", вошедшее в обиход на Западе, пока не прижилось в языке русских интеллектуалов. И это весьма показательно. Поиски русской идентичности ведутся в смысловых полях таких понятий, как "Запад", "Восток", "Европа", "Евразия". Между тем западно-восточные и евроазиатские различия или совпадения - признаки второго ряда. А вот противопоставление "Север - Юг" первостепенно. Потому что это подразумевает самоидентификацию по отношению к понятиям "цивилизация" и "варварство".

Впрочем, российская неадекватность угрозе с Юга во многом совпадает с неадекватностью западной. Более того, ответственность за эту угрозу лежит прежде всего на Западе. В конце концов, выученик Коминтерна Хо Ши Мин - просто добрый дедушка, по сравнению с учениками Сартра и выпускниками Сорбонны, орудовавшими в Камбодже. Хотя биографии генералов советской армии Дудаева и Масхадова сильно напоминают биографии разнообразных иди аминов и бокасс.

Это объяснимо. Люди, причастные к государству и особенно армии метрополии, несли в себе частицу харизмы метрополии, белого человека. И умело выстраивали квазигосударственные образования, легитимированные не свободным волеизъявлением собственных племен, а признанием внешнего мира, теми же метрополиями.

Всю вторую половину двадцатого столетия мир ставил над собой эксперимент. В системе международных отношений, прежде всего в рамках ООН, было установлено равноправие между заведомо неравными государствами. И на протяжении всего этого времени принцип равноправия нарушался, не мог не нарушаться - перечисление всех случаев только прямого военного вмешательства в самых разных странах Юга займет слишком много времени.

Сейчас уже можно заключить, что фактическое неравенство уничтожило формальное равноправие. В новое столетие мир входит, признавая ограниченную правосубъектность государств, не соответствующих цивилизованным (западным и восточным) представлениям о государстве. Это адекватный ответ цивилизации на вызов варварства.

Угроза с Юга - это, разумеется, не угроза вторжения, агрессии. Это угроза идентичности цивилизованных наций, угроза их уверенности в себе, их чувству правоты. Неадекватны были попытки идеализации Юга, основанные на ложном чувстве вины перед варварством, столь характерном для левого образа мысли и левой системы ценностей. Неадекватна и лепеновская паранойя. Вовсе, кстати, не правая, а просто расистская, биологическая. Ведь запугивать французов, равно как и русских с немцами, увеличением числа арабов или чернокожих, живущих на территориях цивилизованных государств, - это тоже варварство.

Разноцветье нынешних европейских столиц - одно из достижений все того же проклятого колониализма. Цивилизация отличается от варварства способностью к интеграции культур. Французская культура и французское государство останутся французскими, независимо от цвета кожи французов, а русская культура только станет богаче от того, что в городах России появляется все больше выходцев с Кавказа. Но терпимость к варварству, претендующему на равенство с цивилизацией, губительна для цивилизации.

А для России губительным может оказаться пример бывшего СССР, видевшего в Юге естественного союзника. И дело даже не в том, что союзники неоднократно предавали кремлевских стратегов. Дело в том, что более невозможно поддерживать систему искусственного равноправия. Невозможно обогащать племенных вождей, именующих себя президентами, маршалами, генералиссимусами, императорами и разворовывающих помощь, гуманитарную, продовольственную, медицинскую.

А уж о химическом и - не дай Бог! - ядерном оружии, к обладанию которым стремятся террористические, то есть наиболее варварские режимы, и говорить не хочется.

России остается в этой ситуации одно - соучастие в построении нового мирового порядка. Естественно, с позиции силы, а не на стороне варварства. Ведь это заведомо слабые позиции, оставаясь на них, остается лишь оплакивать ООН и сотрясать воздух сетованиями на всесилие НАТО.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Никита Федоров, Татьяна Калистратова, Моя столица? Это вы о чем? /24.04/
Это о том, как в Петербурге поссорились атлант с двуглавым орлом, а также о том, кто от этого устал
Валерий Шаров, Посягнувший на беспредел /20.04/
Легко ли ходить во власть на плечах народных масс? Да, если ваша фамилия Черепков.
Ярослав Шимов, Декабристы /20.04/
Лекция, которая никогда не будет прочитана. "Если бы" это совсем не "как бы", или - историю можно не только делать, но и переделывать.
Никита Федоров, Татьяна Калистратова, Театр одного актера, или выборы в Петербурге похожи на домик для Барби. /19.04/
Пенсионерка Ирина Владиленовна считает так: "Эти выборы - просто потраченные впустую деньги городского бюджета. И так ведь понятно, кто станет губернатором. И чего они лезут, спрашивается?"
Сергей Земляной, Мастерская человечьих воскрешений /19.04/
К 70-летию со дня смерти Владимира Маяковского. Вместо исследования творчества поэта копанием в подробностях его биографии - давайте сыграем сциентифицированный мистицизм на флейте водосточных труб!
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Шушарин
Дмитрий
ШУШАРИН
dshush@rambler.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: