Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Что нам делать с Европой?
Дата публикации:  19 Мая 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Главная проблема европейцев в отношениях с русскими состоит в том, что русские - белые. То есть - европеоиды они. А если принять на веру утверждение, что "русский - это не кровь, а судьба", то станет понятно: та же проблема есть у европейцев и с со всеми россиянами и россиянками, которые не с узкими глазами...

Вот, например, знаменитый русский писатель Василий Аксенов прямо так и пишет: "гостиница "Интурист", на крыльце группа французов, с любопытством наблюдающая пробегание странной толпы: интереснейшее явление этот русский народ, вроде бы белые, но абсолютно не европейцы".

Вот и знаменитый русский режиссер Андрон Михалков-Кончаловский считает, что будь или стань мы вдруг смуглыми, все пришло бы в некое подобие культурной нормы.

А вот какой-нибудь русский предприниматель средней формации выходит, откушав икры, из парижского отеля "Савой", что на бульваре Распай, озирает мельтешение суетливых галлов и размышляет: "Ну и дела: вроде же Франция, вроде же галлы должны быть вокруг, а отчего-то так много разноцветных лиц... Неужто вот и этот с метлой - европеец? Но если он европеец, то кто ж тогда я?" А может, он не так размышляет, а просто мучится с похмелья... Может, жалеет, что в последнее время не мы Францию освободили. А то глядишь, и осталось бы там от нас не только "бистро" (бульвар Sebastopol - это уже про другое)...

Я, кстати, довольно давно уже заметил, что каждый (почти) отдельно взятый россиянин с самых тех времен, как слово "выездной" утратило свой возвышенный смысл, всегда (почти) чувствовал себя в общем европейском доме довольно уютно. То есть не обязательно полновластно и по-хозяйски в спальне, но вполне на месте у камина в гостиной. Ну совсем (почти) как финны в Петрограде.

Но - это же отдельно взятый... А всей компанией как-то так все равно не получается. Ну, не то чтобы ощущалась какая-то незримая берлинская стена (never again!) между Россией и прочим континентом, а вот все же что-то черте какое, в чем таки прорублено окно...

Помните эту популярную в предпоследнем десятилетии уходящего века шуточку про то, отчего это Петр - Великий? - А оттого, что прорубил окно в Европу. - А дверь он, спрашивается, прорубил? - Дверь? Нет. - Так что ж, они так и лазают - через окно? Это потом еще обыгрывалось в любопытной киношке "Окно в Париж", которую вот увидеть - и все, и умереть...

Пиетет перед ребятами, живущими за окном, обитатели нашего историко-культурного помещения завсегда и купно чувствовали очень сильный. А вот большого стремления прорубать дверь - это нетушки. И никакие путешествия 1814-го года, и никакие битвы 1944-45, и никакие последующие танковые экскурсии в Венгрию и Чехословакию ничего практически в этом отношении не изменили. Вот и спрашивайте после этого: где больше ценят русского человека - по ту или по эту сторону Пиренеев?

Очень хорошо отразил это отношение мыслящей и мобильной России к Европе Веничка Ерофеев: "...Кругом одни бардаки. Стоит только Эйфелева башня, а на ней генерал Де Голль, ест каштаны и смотрит в бинокль во все четыре стороны света. А какой смысл смотреть, если во всех четырех сторонах одни бардаки!..

По бульварам ходить, положим, там нет никакой возможности. Все снуют - из бардака в клинику, из клиники опять в бардак. И кругом столько трипперу, что дышать трудно, ... что ноги передвигаешь с трудом.

Вижу: Луи Арагон и Эльза Триоле. "Интересно, - прошмыгнула мысль у меня, - откуда они идут: из клиники в бардак или из бардака в клинику?" И сам же себя обрезал: "Стыдись. Ты в Париже, а не в Храпунове. Задай им лучше социальные вопросы, самые мучительные социальные вопросы..."

Подобные вопросы мыслящие и творческие россияне задают до сей поры. Ведь и политикам, и чиновникам, и дипломатам, и профессорам МГИМО, и даже Егору Гайдару интересно: каково место России в мире в начале XXI века? Каковы в этом контексте ее реальные интересы, адресованные ей вызовы и угрозы? Каковы контуры ответственной внешней политики, которую Россия должна была бы выработать и вести? И чем, в конце концов, должно быть пронизано российское политическое мышление?

Было такое время, когда Евгений Примаков пытался было на эти вопросы ответить, повторяя формулу о многополярности мира и как бы подразумевая, что Россия может быть одним из полюсов. А профессора МГИМО ему отвечали: "Не будет она полюсом в современном мире! И чем быстрее мы это поймем, тем лучше" (это, между прочим, цитата из стенограммы одного очень авторитетного круглого стола). Они сейчас, быть может, не захотят об этом вспоминать, но говорили, говорили...

А раз самой России полюсом не бывать, то ей "нужно примыкать к какому-то полюсу, экономическому центру... к Объединенной Европе". Думать об этой перспективе надо, даже если нас там не ждут..."

А где нас ждут? В Пекине? В Дели? Что, рупия и юань - лучше чем доллар и евро? Так где нас ждут?

Да нет, "полномасштабное вхождение в Европу - это наша историческая и супердолгосрочная цель". Очень отрадно. Вот только не понятно, чем измерить срок, отраженный в англо-саксонской приставке "super", присобаченной к значительному русскому слову "долгосрочная".

Ведь и европейцы по этому поводу волнуются. Вон еще в декабре прошлого года посол ОБСЕ в России Эдуард Бруннер на весь мир завил, что "Россия ближе всех бывших республик СССР приблизилась к стандартам Объединенной Европы, в том числе в проведении демократических выборов, а что касается так называемых "грязных избирательных технологий", то они, "к сожалению, широко используются в странах с самой безукоризненной демократической репутацией, например - в США, Германии..."

В Германии, помните, как пострадал заслуженный канцлер Гельмут Коль?.. Если б у нас кто так попался за прием анонимных денежных взносов на избирательные и партийные нужды, это было бы колоссальной сенсацией. Все бы сильно смеялись. Не понимали бы - в чем, собственно, дело...

А они не понимают, как это мы долбим чеченских боевиков. Лишают нас права голоса в Парламентской Ассамблее Совета Европы, приостанавливают полномочия нашей делегации, замораживают 90 миллионов евро из программ технического содействия ТАСИСС. Отказываются переносить на 2000 год еще 30 миллионов из кредитов ЕС на продовольственную помощь, которую мы не успели съесть в прошлом году. И намереваются увеличить налоги на ввозимый из Росси в Европу металлический лом.

Разве так по-честному? Ведь еще 7 января 1998 года Жак Ширак обнародовал "семь основополагающих политических принципов", которые в нынешнем году хотел обнародовать в Организации объединенных наций, имея, видимо, в виду, что они касаются не только 15-ти объединенных евростран, и не только "Большой семерки", но и нас в том числе.

Вот эти принципы: "коллективная ответственность", "справедливость", "солидарность", "многообразие", "предусмотрительность", "свобода" и "взаимодополняемость". Так что же они столь непредусмотрительно и безответственно отказались признавать наше право на многообразие? Отчего не проявили солидарность в борьбе с терроризмом? Ведь мы всего лишь реализовали свободу уничтожать сепаратистов и бандитов... Где ж их справедливость? И реальна ли при таких обстоятельствах наша с ними взаимодополняемость?

Хорошо хоть санкций не могут против нас ввести, иначе пришлось бы расторгнуть соглашение "О партнерстве и сотрудничестве", подписанное еще в 1994 году. Они тогда еще не знали, кто и кого будет скоро бомбить на Кавказе. А мы - кто и кого долбить на Балканах.

Однако сегодня многим сдается, что политическое и экономическое измерение отношений Россия - Европа есть отражение измерения историко-культурного. И в этом плане один из наиболее рельефных и показательных факторов - отношение к войне. К войне вообще. И ко Второй мировой войне - в первую очередь.

Они никак не могут разобраться кто из них больше одержим войной. Германский министр Мишель Науманн считает, что это англичане ╚сделали войну духовным ядром своей социальной сущности, самосознания и гордости╩. А газета ╚Сан╩ ему в ответ публикует фотографию жертв ╚Освенцима╩ под заголовком: ╚Вот почему мы не забудем войну, господин Науманн╩. А корреспондент ╚Ивнинг Стандард╩ Энн Эпплбаум (и не она одна) рекомендует всем посетить ╚огромный военный мемориальный парк в Москве╩ (имеется в виду Парк Победы √ заповедник роллеров и пенсионеров) √ там, дескать, вы, субтильные европейцы, поймете, что значит быть одержимым войной.

Мол, русские √ это да! Вот где одержимость! Вот где боевой дух! Вот где милитаризированное сознание! Чеканный шаг, чугунные монументы, стройные шеренги, высокие штандарты, музеи боевой славы √ символы, питающие ╚национальную паранойю и чувство изоляции╩. Вот кто сделал войну неотъемлемой частью национальной сущности - русские. Не случайно они столь настойчиво и последовательно отказываются жертвовать символами национальной индивидуальности вроде исторической памяти, флага, традиций, рубля (гимн √ не в счет, слова придумают). Не случайно они не готовы отбросить мелочные претензии на национальный суверенитет. И не потому ли они поддерживали столь дорожащих государственной целостностью зловещих сербов? И не потому ли бесчинствуют сейчас в Чечне?

Не важно, что информация о массовых бесчинствах и насилиях над мирными чеченцами (и то - кто, где и когда видел мирного чеченца?) не подтверждается. Не важно, что даже близко нет ничего похожего на этнические чистки, которые устраивали усташи в Сербской Краине. Важно, что воюют, сражаются, отстаивают┘

Европейцы с ужасом вспоминают о своем ожидании вторжения бронированных красных армад, устремляющихся по роскошным шоссе к средиземному морю, Атлантике и Ла-Маншу┘ А она вообще-то симпатичная, эта Энн Эпплбаум. Эх, дойди тогда до шухера┘ Эх, попадись она тогда советской десантуре высадившейся в туманном Лондоне┘

Но атлантическая стража НАТО была на чеку, ядерное сдерживание сдерживало фантазию маньяков, а мирное сосуществование и разрядка готовили основы для повсеместного внедрения общечеловеческих ценностей. И потому сейчас народы имеют удовольствие наслаждаться плодами доброй воли.

И обсуждать важные инициативы, вроде последнего предложения ╚зеленого╩ министра иностранных дел Германии Йошки Фишера незамедлительно приступить к созданию полноценной Европейской федерации. Пора покончить, считает Фишер, с ситуацией, когда несмотря на открытые границы и свободу перемещения людей, товаров и капиталов, законодательства стран-членов Евросоюза, их налоговая и внешняя политика слишком часто идут вразнобой. И потом, никто не знает, как будет выглядеть сообщество, когда в нем будет уже не 6, как в 1957-м, и не 15, как в 2000-м году, а раза в два больше членов.

Пора уже готовить федеральную Конституцию, планировать устройство государственных институтов - парламента, исполнительной власти┘ Пора, действительно, становиться мировым полюсом┘ А прочие подтянутся. И Россия. А что Россия? Неужто ж ей все так же держать щит меж двух враждебных рас, неприкаянно болтаясь промеж монголов и Европы? Неужто оставаться агрессивным мифом, жупелом благополучного закатного мира? Неужто и дальше служить всем хорошим мальчикам и девочкам примером хулигана - каким не надо быть?

И придет то удивительное время, когда выйдут на крыльцо отеля ╚Интурист╩ гости провинциальной столицы Москвы, прибывшие из провинциальной столицы Парижа, и удивятся: вот ведь как все тут у них хорошо, сколь все мирно-чинно-благородно┘ Занимательнейшее явление, этот русский народ: вон сколько вокруг симпатичных разноцветных лиц. И все √ самонастоящие европейцы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мария Кондратова, Диалектика опыта или реакция отторжения? /18.05/
Мы, люди, живущие на российской земле, повязаны одной государственной границей, и любое противостояние внутри этих границ - сепаратизм. Либо мы понесем наши беды вместе, соборно, общинно, либо нас перестреляют поодиночке. Третьего не дано.
Валерий Шаров, Преступление продолжается /17.05/
Власти Башкортостана воруют неустанно. У них всегда есть свежие идеи - на что именно угробить государственные деньги.
Андрей Мадисон, Город не устал - и выбрал лучшего /17.05/
Об итогах: губернаторских выборов в Санкт Петербурге и мирового хоккейного первенства - там же.
Дмитрий Петров, Бунт - дело майское! /15.05/
Что можно противопоставить опостылевшему порядку? Сожжение знамени. Разгром шикарных бутиков. Отказ от галстуков. Оккупацию учебных заведений. Драку с полицией. Свободную любовь на лужайке. Рок-н-ролл. Анархизм, мегафон и имитацию хаоса. Если что и цепляет систему, так это ужас хаоса.
Никита Федоров, Татьяна Калистратова, Кого выбрали в сонном царстве? Правителя или исполнителя? /15.05/
Вялотекущая предвыборная кампания в Северной столице перешла в такие же вялотекущие выборы губернатора. Яковлев набрал более 69%, Артемьев - около 17% голосов.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Петров
Дмитрий
ПЕТРОВ
petrov@smi.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: