Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
От колыбели революций - к заповеднику для инвестиций
Дата публикации:  23 Мая 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Итак, наместник поставлен. Имя его известно, должность тоже, с функциями разберемся чуть позже. Что же за "приданое" получил Черкесов? Разрозненную кучку потемкинских деревень на северо-западе России или огромную, неплохо развитую и богатую финансово-отраслевую сеть?

Думается, что скорее второе.

По некоторым данным, к январю-февралю 2001 года в Петербурге будут сосредоточены порядка 20% финансов страны, за Москвой останется около 65-70%, а доля остальных регионов страны вырастет до 10-15%. Еще сейчас сохраняется старое соотношение: Москва - 90% финансов, Петербург - 5%, остальные регионы - 5%. Но оно меняется, пусть не быстро, но меняется.

Косвенный признак того, что ситуация не стоит на месте: резкая перемена имиджа Владимира Яковлева, губернатора Петербурга. Семь-восемь месяцев назад он старательно поддерживал образ крепкого хозяйственника, пусть и возглавляющего город федерального значения. В разговорах "не для печати" чиновники Смольного рассказывали, что в конце августа - начале сентября в администрации Петербурга определили новые приоритеты: город должен стать одним из центров страны не только по формальному признаку, прописанному в Конституции РФ. В начале января 2000 года город сделал ставку на человека-из-Ленинграда (Петербурга) - Владимира Путина.

Еще один признак того, что происходят медленные и пока малозаметные перемены - возвращение губернатора Новгородской области Михаила Прусака в Ассоциацию "Северо-Запад". Еще в начале сентября 1999 года на вопросы журналистов Михаил Прусак отвечал, что администрация Новгородской области намерена начать сближение с южными соседями - ассоциацией "Черноземье". По некоторым данным, еще в декабре Михаил Прусак снова повернулся на север, к "Северо-Западу".

Напомним: в свое время ассоциация "Северо-Запад" была создана для укрепления связей между субъектами Федерации региона. Исторически сложилось, что практически весь северо-запад России был ориентирован на Петербург. Роль северной столицы резко возросла в начале 1990-х, когда ее порт оказался едва ли не единственным, имеющим прямой выход к Европе. Сейчас, по данным Министерства транспорта РФ, почти 70% грузов, предназначенных для европейской части страны, проходят через Петербург. В том числе - около 60% продовольствия для Москвы. Петербург по-прежнему сохраняет лидерство в экспорте нефти. На его позиции не повлияет даже строительство Балтийской трубопроводной системы.

Гарантированные поступления от грузооборота дают возможность Петербургу и другим членам ассоциации "Северо-Запад" создавать льготный режим для промышленности. Лидером здесь по-прежнему остается Новгородская область: она входит в первую тройку инвестиционно привлекательных субъектов РФ вместе с Тюменью и Москвой.

В рамках проекта TACIS по созданию единой политики для Петербурга и Ленинградской области еще несколько лет назад было рассмотрено около пятидесяти пилотных проектов, из которых отобрано для реализации только семь. Основными критериями отбора стали тогда три параметра: главное внимание уделялось "небольшим проектам, затрагивающим большие проблемы"; наряду с этим, проекты должны были стимулировать дальнейшее развитие деловых связей между партнерами; и в-третьих, предполагалось, что проекты смогут принести ощутимый эффект уже в ближайшее время.

В числе отобранных оказалась и "Программа развития организационно-технологического обеспечения прохождения грузов через Петербург и Ленобласть" ("Транзит"). Цель проекта "Транзит" - не столько привлечение дополнительных инвестиций, сколько координация усилий самых разных структур, связанных с грузоперевозками.

(К слову, Новгородская область - в миниатюре - повторяет транспортно-финансовую схему Северо-Запада: в Новгороде Великом находится крупный транспортный узел, который дает немалую часть местных доходов.)

Кроме Петербурга, на Северо-Западе существует еще и Ленинградская область - огромный финансово-хозяйственный механизм.

Промышленность Ленинградской области имеет многоотраслевой характер.

Основные отрасли: топливная и нефтеперерабатывающая, лесная и целлюлозно-бумажная, химическая и машиностроение. Продукция производственно-технического назначения составляет более 85% от выпуска промышленной продукции. Основу промышленности области составляют около 300 предприятий, большая часть которых - акционерные общества.

Являясь самостоятельным субъектом России, область включает в себя 23 административно-территориальные единицы: 17 районов и 6 городов. Подробнее с этой информацией можно ознакомиться на сайте Ленинградской области в Интернете (http://www.lenobl.ru/).

Наследство, доставшееся Черкесову, только в лице Ленобласти весьма велико. Прежде всего, это выгодное географическое положение: являясь связующим звеном между Западом и Востоком, область располагает значительными запасами леса, нерудных материалов, торфа, бокситов, горючих сланцев, фосфоритов.

Инфраструктура области характеризуется развитой сетью автомобильных и железных дорог, морскими и речными портами.

Правительство Ленинградской области заинтересовано в сохранении существующих и установлении новых взаимовыгодных хозяйственных связей между предприятиями и организациями регионов, готово рассмотреть любые предложения, обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования промышленным предприятиям, организациям и коммерческим структурам, расположенным в регионах, в выполнении ими взаимных обязательств по поставкам продукции и другим видам деятельности.

Что касается агропромышленного комплекса, то по данным правительства Ленинградской области там ситуация следующая.

В агропромышленном комплексе Ленинградской области функционируют 217 сельскохозяйственных предприятий, 10 рыболовецких предприятий, 5 рыбоводческих заводов, 6314 фермерских хозяйств, 213,9 тыс. личных подсобных хозяйств, 20 перерабатывающих предприятий (12 молокозаводов, 6 мясокомбинатов и 2 консервных завода), 24 предприятия агросервисного обслуживания, 29 предприятий по ветеринарному обслуживанию, 18 государственных семенных инспекций, 17 других обслуживающих сельское хозяйство предприятий.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 745,4 тыс. га, в том числе пашни - 423,8 тыс. га. На одно сельскохозяйственное предприятие в среднем приходится 2,5 тыс. га сельхозугодий, средняя площадь земельного участка фермерского хозяйства составляет 9 га, личного подсобного хозяйства - 0,19 га.

Сельское хозяйство области представлено многоотраслевой специализацией. В структуре товарной продукции растениеводство занимает 16%, животноводство - 74%, в том числе производство молока - 27%, яиц - 22%. Основными культурами в растениеводстве являются картофель, овощи и кормовые культуры. Картофель и овощи являются наиболее рентабельными видами сельскохозяйственной продукции.

В 1996 году в области произведено 699 тыс. т картофеля, овощей - 239,3 тыс. т. Произведено 469,5 тыс. т молока, мяса всех видов - 87,3 тыс. т, яиц - 1644 млн. штук.

Племенная база области представлена 26 племенными заводами и племхозяйствами по разведению молочного скота, Биотехнологическим центром трансплантации, 7 племенными хозяйствами по разведению свиней, 4 племхозяйствами по звероводству, 1 племхозяйством по рыбоводству, 4 фермами по коневодству и Государственным сельхозпредприятием по племенной работе "Невское", АОЗТ "Ленинградское", Ассоциацией "Асчар".

В результате селекционноплеменной работы созданы крупные массивы скота, свиней, птицы с высоким генетическим потенциалом, достигающим лучших показателей в стране. Область является ведущим регионом России в области племенного животноводства.

Хозяйства области разводят две молочные породы: чернопеструю (82%) и айришскую (18%). В стадах содержится 100% чистопородных животных чернопестрой и 91% айришской пород. В результате целенаправленной племенной работы выведен новый высокопродуктивный тип черно-белого скота со средним удоем 6855 кг молока, жирностью 3,8% и содержанием белка 3,1%.

В области размещены два ведущих племенных птицезавода России: АОЗТ "Большевик" - по разведению мясных кур и ГП "Нагорный" - по разведению яйценосных кур. Племзавод "Большевик" работает с четырехлинейным кроссом "Бройлер-61", улучшенными импортными кроссами от фирм "Росс" (Шотландия) и "Юрибрид" (Голландия). Племзавод "Нагорный" работает с отечественным кроссом "Заря-17" и ЛСП фирмы "Ломанн" (Германия), которая характеризуется крупным яйцом и высокой яйценоскостью √ 280-290 яиц.

Племенную базу коневодства представляют Лужская государственная конюшня "Конный завод "Звездочка", племенные хозяйства Санкт-Петербургского государственного аграрного университета и АОЗТ "Птицефабрика Русско-Высоцкое". В этих хозяйствах разводятся также породы лошадей: Орловский рысак, Тракенинская, Торийская, Советский тяжеловоз, Латвийская упряжная.

В структуре посевных площадей Ленинградской области ведущее место занимает картофель, где преобладают сорта отечественной селекции, из которых сорт "Невский" районирован в 70 регионах России. В АОЗТ "Рапти" Лужского района в 1996 году с площади 200 га получена урожайность картофеля 262 ц/га, а в АОЗТ "Гомонтово" Волосовского района на площади 268 га была получена урожайность 182 ц/га. Ведется репродукция новых сортов, из которых сорт "Елизавета" обеспечивает урожайность в среднем по области 180 ц/га, сорт "Петербургский" - 192 ц/га.

Внедрена голландская технология выращивания картофеля в АОЗТ "АгроБалт", которая позволяет получать гарантированные урожаи на уровне 160-200 ц/га, при средней урожайности по области - 130 ц/га.

Что касается овощеводства, то в АОЗТ "Приневское" и "Ручьи" внедрена голландская технология, позволяющая гарантировать урожаи моркови на уровне 300-400 ц/га, капусты - до 430 ц/га, свеклы √ 200-280 ц/га и сократить затраты труда в два раза.

В 20 хозяйствах области закончено освоение немецкого технологического кормодобывающего комплекса фирмы "Крона" (рулонное прессование и упаковка в полимерную пленку). Технология позволяет скашивать травостой в оптимальные сроки, повышать питательную ценность травяных кормов, сокращать затраты ручного труда и обеспечивать производство работ в любых погодных условиях.

В условиях ограниченных финансовых возможностей хозяйств, регионального и федерального бюджетов важнейшим направлением аграрной политики правительства Ленинградской области стало сохранение производственного потенциала АПК, в том числе и путем привлечения в него инвестиций.

Наибольший интерес для регионального рынка сельскохозяйственной продукции представляют следующие направления для инвестиций:

переработка, в том числе и послеуборочная, картофеля и овощей;

переработка, расфасовка и упаковка молочной продукции;

развитие рыночной инфраструктуры;

экономия энергетических и материальных ресурсов;

элитное семеноводство картофеля;

заготовка и переработка леса;

производство яиц и мяса бройлеров.

Одним из наиболее крупных проектов природоохранного значения является цех по производству биоудобрения "Бамил" с очистными сооружениями на свинооткормочном комплексе "Восточный". Проектная мощность цеха 10 тыс. т биоудобрения в год при средней реализационной цене 400 долларов США за тонну.

В области элитного семеноводства картофеля представляет большой интерес для инвесторов промышленный комплекс по круглогодичному производству мини-клубней методом апикальных меристем. Мощность комплекса - 2 млн. клубней в год. Технология, использующая уникальное отечественное оборудование. С 1993 года налажено тесное сотрудничество с заводами Германии ("Гримме", "Пандтехник", "Deutz") по поставке сельскохозяйственной техники.

Наиболее крупные международные инвестиционные проекты финансируются: Программой Европейского Сообщества (TACIS), Международным банком реконструкции и развития и Британским Фондом "Ноу-Хау". В настоящее время в области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов с иностранными партнерами из Финляндии, Нидерландов и Польши, уже началась реализация пилотного проекта в Выборгском и Приозерском районах по созданию сельскохозяйственных консультационных центров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В информационном банке комитета по сельскому хозяйству правительства Ленинградской области содержится 50 инвестиционных проектов по всем направлениям, привлекательным для потенциальных инвесторов.

В конце 1999 года Петербург и регионы Северо-Запада укрепили свой контроль за транспортными потоками. В середине мая МПС РФ ввело льготные тарифы на перевозки грузов (например, продукции череповецких металлургов) ряда предприятий к границам Латвии. К концу июня грузооборот через российские порты (главным образом - Петербурга) снизился на 25-30% по сравнению с тем же периодом 1998 года. МПС объясняло свое решение тем, что необходимо снизить транспортные расходы в цене российского металла, чтобы сделать его конкурентоспособным на западных рынках - в США и Европе.

Российский профсоюз докеров провел серию громких акций протеста (например, приостановку работ, сопровождаемую гудками всей техники), которые поддержали губернаторы Северо-Запада и часть руководителей Минтранса РФ. Льготные тарифы были отменены. Грузы пошли через российские порты.

Пожалуй, единственный участник "Северо-Запада", который сильно отличается от остальных, - Мурманская область. Эта территория живет только за счет транзита российских грузов, в основном, нефтепродуктов. Мурманское морское пароходство и часть крупных транспортных предприятий города и области контролирует НК "ЛУКойл". От политики топливного гиганта зависит жизнь и города, и прилегающих территорий.

К слову, крупные топливно-газовые гиганты стали приходить на Северо-Запад еще в 1996-1997 годах. Например, АО "Газпром" постепенно проводит газификацию тех районов Ленинградской, Вологодской, Новгородской областей, Республики Коми и Карелии, на которые у него есть свои стратегические виды. Крупные топливные компании - "ЛУКойл", "Юкос" и "Сургут" - размещают заказы на промпредприятиях Северо-Запада. Например, сейчас на ГП "Адмиралтейские верфи" идет строительство серии из 5 танкеров для "ЛУКойла". В июне 2000 года на ходовые испытания должно уйти уже второе судно. Именно эта серия судов наглядно иллюстрирует направления, в которых намерены развиваться и участники "Северо-Запада", и крупные компании - по крайней мере, в конкретном регионе.

Во-первых, это поддержка собственной промышленности. Например, часть финансовых групп в Петербурге по-прежнему не отказалась от проекта "Большая верфь", который бы объединил мощности ведущих судостроительных предприятий Петербурга и региона: "Адмиралтейские верфи", АО "Северная верфь", АО "Балтийский завод". (Впрочем, последний судостроительный гигант сосредоточился на военных заказах - по линии ГК "Росвооружение" или Минобороны РФ.) Такое объединение смогло бы обеспечить пополнение отечественного флота: от речных сухогрузов до океанских промысловых судов. Помимо крупных заказов, местная промышленность должна выпускать годную для экспорта продукцию и, отчасти, обеспечивать работу крупных компаний в регионе.

Сейчас наметилась еще одна тенденция: финансовые группы стремятся объединить под своим контролем те предприятия, которые исторически, еще с советских времен, связаны между собой. Пример тому: последний конфликт ОАО "Апатит" и ОАО "Пикалевское" объединения "Глинозем". По некоторым данным, финансовая группа, которую контролирует Роман Абрамович, намерена взять под контроль не только те предприятия, которые добывают сырье для алюминиевой промышленности Северо-Запада, но и перерабатывающие производства. По крайней мере, так объясняют в Минэкономики РФ и Горно-металлургическом профсоюзе России то давление, которое "Апатит", поставщик сырья, оказывает на своего покупателя - "Глинозем". Новые цены на сырье (нефелин) уже к концу нынешнего года вынудят "Глинозем" искать покупателя на часть акций, которые пока принадлежат предприятию.

Во-вторых, контроль транспортных потоков, прежде всего - экспорта. Правительство России постоянно вводит и отменяет ограничения на вывоз тех или иных грузов. Регионы и крупные компании заинтересованы в стабильности тех или иных направлений. Это можно обеспечить, пробивая свои интересы в Федеральном Собрании и Правительстве РФ.

В-третьих, доведение связей внутри региона до уровня тщательно отлаженного механизма. Однако здесь есть опасность потерять связи с соседними регионами. Прежде всего, теми, где сосредоточены сырьевые ресурсы. Однако, по одному из фантастических проектов, Северо-Запад может сам обеспечить себя практически всем: от нефти до угля. Правда, пока этот проект положен в долгий ящик.

Во многом по этим причинам известие о создании семи федеральных округов было встречено в регионах как давно ожидаемое. По сути, оно закрепило те механизмы, которые выработались в последние 5-7 лет. Единственный вопрос, на который ждут ответ все заинтересованные стороны: в чем реально, а не на словах выразится власть представителей Президента РФ? Будут ли наместники вмешиваться в экономические вопросы, и если "да" - то до какой степени? Или на них возложена функция просто следить за работой государственной власти?

Пока все ждут.

А сейчас для Петербурга есть весьма удобный повод перейти от политических маневров и вклиниться в план действий по развитию европейской инфраструктуры. И в первую очередь - через программу "Северное измерение ЕС", не забывая при этом, что в 2001 году председательство в ЕС переходит к Швеции. Учитывая, что Швеция все более заинтересована в сотрудничестве с Северной столицей России, сделать это будет вполне возможно.

В статье использованы материалы сайта Ленинградской области (http://www.lenobl.ru/) и основные тезисы развития Северо-Запада России, развиваемые разными лицами на протяжении последних двух лет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кирухин, Сербия: у кого нервы сдадут первыми? /22.05/
Милошевич не любит радио, а радио не любит Милошевича. Надо ли звать НАТО, чтобы разорвать этот порочный круг?
Андрей Цунский, ПоПРОбовать не ПРОиграть /19.05/
Скоро к нам приедет барин Клинтон. И Путину придется обсуждать с ним, скорее, все-таки не личные проблемы МОСТа, а мировую проблему ПРО.
Дмитрий Петров, Что нам делать с Европой? /19.05/
Дайте нам Европу - и мы ее перевернем? Или возможны варианты?
Мария Кондратова, Диалектика опыта или реакция отторжения? /18.05/
Мы, люди, живущие на российской земле, повязаны одной государственной границей, и любое противостояние внутри этих границ - сепаратизм. Либо мы понесем наши беды вместе, соборно, общинно, либо нас перестреляют поодиночке. Третьего не дано.
Валерий Шаров, Преступление продолжается /17.05/
Власти Башкортостана воруют неустанно. У них всегда есть свежие идеи - на что именно угробить государственные деньги.
предыдущая в начало следующая
Никита Федоров
Никита
ФЕДОРОВ

Татьяна Калистратова
Татьяна
КАЛИСТРАТОВА
tknews@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: