Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / < Вы здесь
Олигархи делят порт Петербурга (железную дорогу поделить труднее)
Дата публикации:  30 Мая 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На прошлой неделе в один прекрасный день мукомольные комбинаты и заводы Петербурга заявили о том, что хлеб в городе может подорожать в связи с повышением тарифов на газ и электроэнергию. Это было сказано около десяти часов утра. В полдень, после совещания в Смольном, разошлась новая версия событий - дескать, зерно заканчивается, и хлеба теперь будет меньше. Губернатор Яковлев тогда задался резонным вопросом и, вероятно, поинтересовался у самого себя - а почто он, собственно, пачками подписывает договора "о мире, дружбе и жвачке" с различными регионами? Задался вопросом - пришел ответ: надо использовать это обстоятельство - и разослал гонцов по регионам для выяснения возможности закупки зерна.

Кроме проблем с хлебом, оставались еще и кой-какие недоразумения с молоком, но теперь и они, кажется, разрешились. Скандал, который разгорелся между концерном "Колибри" и Сбербанком, кажется, закончился безоговорочной победой "Колибри": эти почтенные организации долго и нудно выясняли, кому же все-таки принадлежит молочная компания "Роска".

В итоге "Колибри" выкупил у дочерних предприятий Сбербанка около 40% акций "Роска", и теперь концерн и еще три физических лица владеют 91% акций молочной компании. По некоторым данным, владельцы акций намерены развить и расширить производство, создав на базе "Роска" сельскохозяйственные предприятия, которые сплотятся в корпорацию.

Заглядевшись на столь привлекательные перспективы, опять зашевелились питерские соседи - шведы. Они и раньше с удовольствием сотрудничали с Петербургом и Северо-Западным регионом, но теперь стали обращать внимание не только на максимизацию собственной прибыли, но и на покупателей, то есть на тех, кто эту прибыль, собственно, приносит.

МИД Швеции уже начал разрабатывать долгосрочные визы для предпринимателей, путешествующих в Россию. Видимо, дружить с нашим регионом шведам очень-таки хочется. Например, в 1991 году, по сравнению с годом предыдущим, экспорт в Швецию российских товаров возрос аж на 40%. Основные направления, которые шведы считают наиболее перспективными для сотрудничества с нашей страной, - это область высоких технологий, телекоммуникации и лесная промышленность. Наука и промышленность Петербурга разрабатывают сегодня уникальное медицинское оборудование, которое ничуть не хуже зарубежных аналогов. Однако знают об этом почему-то только за рубежом.

Впрочем, не все так солнечно в городе, как кажется на первый взгляд, и проблемы, которые уже решены, перекрываются новым скандалом, способным разрушить всю экономику Северо-Западного региона. По некоторым данным, первым признаком того, что питерская команда все же берет верх, могут стать новые назначения на Балтийской таможне и в Балтийской прокуратуре. Формально это будет сделано по итогам проверки Северо-Западной транспортной прокуратуры.

В начале сентября 1999 года, сразу после взрывов в столице, в Питере ждали, что удар будет нанесен по транспорту: очередной взрыв прогремит или на одном из вокзалов, или в аэропорту, или в метро, или в порту. Бог или иные высшие силы миловали: взрывов не было. Однако, похоже, транспортная сеть Петербурга оказалась в центре... нет, не скандала и не внимания. Вокруг порта и железной дороги сложилась некая напряженная ситуация. О ней все знают, но редко кто рискует говорить.

Например, примерно за полтора месяца до выборов губернатора - в конце марта и начале апреля - осведомленные люди говорили, что Октябрьская железная дорога стала разменной картой в переговорах Владимира Яковлева с Москвой. Едва ли не категорично утверждали, что действующий губернатор отказался от влияния на дела ОЖД в обмен на победу на предстоящих выборах.

И тогда и сейчас подобные предположения звучали весьма убедительно: ОЖД всегда была не просто одной из железных дорог страны. ОЖД всегда была делом политическим. Теперь к политике в чистом виде добавилась экономика. Хотя, разумеется, никто не возьмется утверждать, что прежде экономики в делах ОЖД не было.

Ныне ОЖД не воспринимают иначе, как в системе с Морским портом Петербурга. Иными словами, это один большой транспортный комплекс. Своего рода коридор, который связывает Питер, Москву и практически всю европейскую часть страны между собой и с Западной Европой. И если порт - ворота для импорта/экспорта, то железная дорога - средство перевозки.

Очевидно, что в такой системе нельзя контролировать только ее часть. Тот, кто сумеет овладеть портом Петербурга и ОЖД, получит едва ли не абсолютную власть над распределением транспортных потоков на европейской части России. И в зависимости от такого властителя окажутся обе столицы.

По некоторым данным, сейчас контроль по крайней мере над двумя районами петербургского порта - третьим и четвертым - получила одна из московских финансовых групп. Работающие в порту бизнесмены осторожно намекают, что Борису Березовскому удалось договориться с владельцами порта, которые уже почти три года находятся в Лихтенштейне или в еще какой из малых центральноевропейских стран. По самым скромным оценкам, новый игрок получил контроль над 30-35% грузооборота порта, а в перспективе может расширить свое влияние еще на 20-25% объемов грузооборота. Главным образом, это экспорт нефтепродуктов и импорт продовольствия.

До последнего времени практически весь импорт - за весьма редким исключениями - находился под контролем Балтийской таможни. Как говорят знающие люди, с этой таможней практически невозможно бороться, с ней нужно договариваться.

Одна из самых свежих историй - конфликт еврейского благотворительного центра Хэсэд Авраам с Балтийской таможней. Примерно в середине августа Хэсэд Авраам получил партию груза от Американского еврейского объединенного распределительного комитета (Joit): 13 контейнеров с 41 032 куртками. В таможенной декларации груз был определен как гуманитарный. Однако администраторы Хэсэд Авраам не успели вовремя получить необходимые документы из комиссии по гуманитарной помощи при правительстве России, которую возглавляет Валентина Матвиенко. Пока шло оформление документов, Балтийская таможня насчитала почти 300 тысяч долларов таможенных сборов. Одновременно были выявлены нарушения: по данным таможни, вес груза превышал допустимый на 20-25%. Были возбуждены дела о нарушении таможенных правил, груз задержали и отправили на уполномоченный склад. До выяснения обстоятельств. Дела передали в Балтийскую прокуратуру, которая добавила еще одно - уголовное, по контрабанде.

В начале 2000 года Хэсэд Авраам получил свой груз, за вычетом 4954 курток, которые были проданы по решению Балтийской прокуратуры как скоропортящийся товар, и 887, пропавших во время хранения на складе. Ущерб Еврейский благотворительный центр оценивает в 2,5 млн. рублей. Дела о нарушении таможенных правил были прекращены, уголовное дело по контрабанде приостановлено без установления состава преступления.

Предприниматели, которые работают в порту, сказали, что всего этого Хэсэд Авраам мог избежать, если бы сразу договорился с Балтийской таможней. Так здесь принято. По некоторым данным, примерно 20-25% стоимости грузов уходит напрямую Балтийской таможне. С остального грузополучатель платит все установленные сборы в доход государства.

Можно предположить, что Балтийская таможня поддержала нового игрока в Морском порту. Это реальная сила, с которой нужно договариваться не только грузополучателям. Сила, которая, по некоторым данным, обладает даже своими силовыми подразделениями.

Нельзя сказать, что правительство города не пыталось вторгнуться на территорию порта. Даже после того, как была разыграна карта ОЖД. Однако, как можно услышать в Смольном, Морской порт - едва ли не единственная территория в черте города, на которую не распространяются полномочия местных властей. Высокие заборы вокруг порта четко определяют границу, за которую эмиссары правительства Петербурга могут ступить только с белым флагом переговоров, а не требований.

Происходит даже обратный процесс: порт участвует в проектах на территории города. Один из самых масштабных - реконструкция транспортной сети вокруг порта. По расчетам инженеров, уже к середине 2001 года существующая транспортная система будет тормозить развитие порта. Проект реконструкции оценивается в 1-1,5 миллиона долларов. И, как ожидается, станет не менее громким, чем Ушаковская развязка.

В старом правительстве города этот проект курировал вице-губернатор Юрий Антонов. По некоторым данным, только под него руководства ОЖД и стивидорных компаний согласились участвовать в реконструкции транспортных сетей в окрестностях порта. Именно Юрий Антонов убедил Министерство транспорта РФ оказать проекту поддержку - если не материальную, то моральную. Сейчас дело немного затормозилось: старое правительство Петербурга в отставке и ждет больших перемен. Не до проектов.

Однако именно подобный тайм-аут противники новых владельцев части порта могут использовать для атаки. По некоторым данным, в истории с грузом для Хэсэд Авраам были задеты интересы финансистов, объединенных вокруг Владимира Гусинского: возглавляемый им Российский Еврейский Конгресс участвовал в создании Еврейского благотворительного центра. Не исключено, что история с гуманитарными куртками лишь формальный повод. Тот самый, которого в окружении Владимира Гусинского ждали, чтобы предпринять свое завоевание Морского порта Петербурга.

По некоторым данным, сейчас Северо-Западная транспортная прокуратура с особым усердием проводит проверку действий Балтийской таможни и Балтийской прокуратуры.

Самую же первую атаку на Балтийскую таможню предприняли, как ни странно, сенаторы из США. Они обратились к правительству России, своим коллегам из Совета Федерации и руководителям ГТК с просьбой разобраться в ситуации вокруг груза для Хэсэд Авраам. На одном из заседаний Совета Федерации в конце прошлого года этот вопрос заслушивался около часа.

В ближайшие месяц-полтора работающие в порту структуры ждут нового поворота событий. Если предположить, что новым игроком в порту Петербурга стал Борис Березовский или кто-то из его приближенных, то можно ждать, что именно здесь, на родине нынешнего президента, начнется новая массированная атака на непотопляемого БАБа.

В Петербурге упорно бытует и крепнет мнение, что уж в северной столице БАБу развернуться не дадут. Возможно, именно порт и ОЖД станут своего рода полем битвы. Для нового президента ставка двойная: ему необходимо сохранить контроль над родным городом и обеспечить себе дополнительное политическое влияние за счет главных в западной части России транспортных узлов. Для Бориса Березовского - если действительно именно он приобрел влияние в порту - поражение в Петербурге может стать первым настоящим сигналом к общему отступлению.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Филиппов, Лояльность в обмен на невмешательство, или Повторение (не)пройденного /30.05/
Предпринятые Путиным шаги вызвали естественную радость - наконец что-то делается! Но, как легко видеть, полномочный представитель Президента в федеральном округе не принимает никаких решений. Если оценивать роль нового поста в одной фразе, - отставной козы барабанщик. Или пятое колесо в телеге.
Сергей Кирухин, Red-Net? /29.05/
В Китае деятельность Сети уже поставлена под контроль государственно-партийных структур. Между тем, число политических заключенных растет с той же скоростью, что и число пользователей Интернета.
Ольга Юрченко, В обход через Афганистан? /26.05/
О возможности нанесения Россией ударов по Афганистану много пишут на Западе. Правда, пока мало кто из обозревателей высказывает свое мнение - видимо, ждут, что будет дальше. Вряд ли кто-то сейчас верит в то, что Россия исполнит свои угрозы.
Ольга Арнольд, Женщины и политика /26.05/
Надо ли, чтобы женщин в Думе было больше? Там более чем достаточно женщин, несчастных в личной жизни, которые "борются за нравственность". Я не против того, чтобы умные, интересные женщины занимались политикой. Только не надо для них никаких льгот: главное, чтобы потолок женщины-политика не ограничивался ее полом.
Олег Беляков, Игры на полях Господних /26.05/
Kак бы мы ни старались, в НАТО нам играть не дадут; любую, самую тщательно спланированную Россией "операцию" всеми силами будут стараться превратить в столь нелюбимую г-ном Новиковым "войну". По поводу статьи "Не надо играть в НАТО".
предыдущая в начало следующая
Никита Федоров
Никита
ФЕДОРОВ

Татьяна Калистратова
Татьяна
КАЛИСТРАТОВА
tknews@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: