Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/20000608_shusarn.html

Записки дяди Митяя
Дмитрий Шушарин

Дата публикации:  8 Июня 2000

Взаимное ускорение

Нет, а вы на что рассчитывали? На "эрсте колоннэ марширт"? На то, что ни губернаторы, ни депутаты не попытаются утопить реформы в нужнике? Они ведь уже поняли, что президент собирается действовать на опережение. Ну и они тоже включились в гонку.

Наиболее лихие газеты уже поминают девяносто третий год. Понятное дело, тысяча девятьсот, а не тысяча семьсот. Конечно, при постоянном присутствии на телеэкране усов Руцкого еще и не такое вспомнишь, но все же отличия есть. Сейчас сопротивление реформе власти серьезнее, потому что легитимнее.

Семь лет тому назад речь шла о переходе от советской власти к власти нормальной. Потому грохнуть из танков по Верховному Совету, то есть антипарламентскому институту, было делом нужным и полезным. Сейчас же речь идет о реформе федеративного управления и налоговой системы в рамках существующего конституционного строя.

Причем реформировать Совет Федерации куда проще. Вот Симон Кордонский в частной беседе предложил очень простую вещь: избирать сенаторов прямым голосованием по принципу - несколько десятков человек (тридцать или пятьдесят) от каждого из семи федеральных округов. То есть и комиссии избирательные создавать в рамках наместничеств, и избирательные участки нарезать независимо от границ субъектов Федерации.

А почему нет? Конституционный суд, поставив на место "суверенный" Алтай, создал благоприятный правовой фон. Да и с крупнейшим местным лидером - Юрием Лужковым - найден, кажется, общий язык.

Такой поворот был бы интересен еще и потому, что губернаторы уже подбирают и даже раскручивают заместителей с прицелом на их членство в новом СФ. Именно этим можно объяснить назначение Геннадия Бурбулиса на пост вице-губернатора Новгородской области и сегодняшнюю заказную статью в известной газете в поддержку нового заместителя главы одного из заполярных автономных округов. Раньше этот человек работал в известной нефтяной компании.

Не буду я называть имени - не подряжался его рекламировать. Да и не это главное. Важнее всего то, что губернаторы тоже ускоряются. Но при всем при том они политически редактируемы. А что делать с законодательной графоманией Думы? Ведь налоговую реформу они точно притопили. В этой оценке сходятся многие, хотя и обращают внимание на разные технологические особенности этого варварского акта.

А все дело в том, что одним пиаром сыт не будешь. Тем более что и пиар-то новых решений исполнительной власти проведен не был. Законодательная власть, не конфронтируя, не прибегая, в отличие от 93-го года, к обличениям и обвинениям, напротив, всячески поддерживая на словах президентские инициативы, показала, что она сильна.

Показала, что она сильнее бюрократии, оказавшейся не готовой к взаимному ускорению политической борьбы, к стрельбе на опережение. Существующая система власти и управления необычайно быстро и без паники отмобилизовалась, когда под вопрос были поставлены два важнейших, базовых, системообразующих элемента - региональное всевластие и налогово-финансовый механизм, делающий бессмысленной любую законную экономическую деятельность.

И если губернаторам предложили отказаться от части, то депутаты рискуют потерять все. Кому будут нужны их лоббистские навыки и прочие таланты, которые могут реализоваться лишь в нынешней, принципиально непрозрачной политико-экономической, властно-собственнической ситуации?

Теперь слово за бюрократией, которой для начала надо бы осознать себя таковой и не испытывать моральных страданий по поводу этого высокого звания. Это уже отчасти пиаровская задача, но в гораздо большей степени - вопрос рефлексии и самосовершенствования.