Russian Journal winkoimacdos
5.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Эксперты об итогах года уходящего и перспективах года наступающего

На вопросы Русского Журнала отвечают Алексей Зудин, политолог, директор политических программ Центра политических технологий; Алексей Кара-Мурза, политолог, доктор философских наук, директор Центра теоретических исследований российского реформаторства Института философии РАН; Сергей Марков, политолог, кандидат исторических наук, директор Института политических исследований; Алексей Кива, политолог, доктор исторических наук, старший научный сотрудник сектора политологии Института востоковедения РАН.

Главные итоги политического года для основных игроков


Президент

Алексей Кива: Год для него был крайне неудачный, можно сказать, провальный. Почти полная потеря авторитета в обществе. За ним окончательно закрепился имидж непредсказуемого и недееспособного политика.

Алексей Зудин: Перед тем как говорить об итогах года для главных политических игроков, нужно сказать об основном итоге года. Именно он в значительной степени предопределяет итоги года для игроков. В 1998 году произошел крах существующего политического режима. Крах произошел в мягкой форме и поэтому, несмотря на свою политическую смерть, режим продолжает жить по инерции и остаются нетронутыми все формы его существования, все институты. Но они уже утратили свое содержание и смысл.

Итог года - это состоявшаяся политическая смерть Б.Ельцина. То, что произошло в промежутке между 17 августа и концом сентября - когда была окончательно провалена кандидатура Черномырдина, сделало политическую смерть Ельцина необратимой.

Сергей Марков: В 1999 году президент потерял огромную часть своей власти и политическое будущее. Очевидно, что в этом году он решил, что не будет баллотироваться на выборах 2000 года. Он потерял во многом и смысл своей политики, даже имея политическую власть, он не знает, что с ней делать. Доказательством этого стал его "проект" по замене Черномырдина командой молодых реформаторов, который оглушительно провалился в августе. Конечно, это стало тяжелейшим стратегическим и финальным поражением президента. Очевидно также и то, что сейчас его значительно больше волнует собственное личное будущее, чем Россия.

Алексей Кара-Мурза: Президент в начале года решился на большую кадровую перестановку в правительстве, рассчитывая на свои физические силы. Но у него это не получилось. К концу года Ельцин выполняет программу минимум - он остается президентом. Смещения его в результате импичмента или усиленного давления консолидированных элит, возможного в случае возврата к власти В.Черномырдина, не произошло, и поэтому сейчас Ельцин остается при своем - он сохранился в качестве президента.

Администрация президента

Алексей Кива: Неавторитетна, безлика, ни одной яркой фигуры, за исключением покинувшего ее С. Ястржембского.

Алексей Зудин: Судьба АП во многом связана с судьбой президента. Бывший еще в начале года всесильным, институт значительно ослаб уже к середине 1998 года. Особенно ярко регресс этого института проявился в последние месяцы перед реорганизацией, когда вся АП была деморализована и признаки жизни подавал даже не глава администрации, а его заместитель О.Сысуев. Реорганизация администрации, проведенная Ельциным, имела чисто оборонительный характер. Цель была достигнута - теперь стихийное умирание АП прекращено и существуют реальные предпосылки того, что в своем новом составе она сможет дожить до 2000 года.

Сергей Марков: АП в огромной степени утратила свой статус. Если раньше это была компания, окружающая мощного, доминирующего владыку, настоящего русского царя, то сейчас это маленькая группа спецназа, защищающая льва от наседающих на него шакалов. Сейчас в администрации на ключевых постах появились военные, которые в политике мало что смыслят и будут использоваться президентом в качестве средства, поддерживающего тезис: "Военного переворота не допущу, на всякий случай всех буду держать на крючке". И это президенту, скорее всего, удастся, так как практически на всех имеются досье, кто сколько украл.

Алексей Кара-Мурза: АП, на мой взгляд, полностью повторяет траекторию своего шефа. За исключением середины года, когда они попытались играть свою самостоятельную игру с возможным престолонаследием, за что и поплатились. Администрация практически вычищена и сейчас выполняет не функцию посредника между первыми политическими игроками, а скорее роль силовой структуры, призванной обеспечить более-менее спокойное существование Ельцина на своем посту до окончания срока президентства.

Примаков, правительство

Алексей Кива: Пожалуй, первое "вменяемое" правительство, шаги которого и понятны, и адекватны ситуации.

Алексей Зудин: Он стал одной из центральных политических фигур. Выдвижение Примакова на роль главы правительства и в значительной степени на роль человека, исполняющего обязанности президента, весь взлет его карьеры тесно связан с крахом существовавшего политического режима и нового политического класса. Примаков заканчивает год, даже с учетом существующих ограничений, весьма и весьма неплохо. Ему удалось создать правительство, отстроить линии подчинения и создать иерархию правительства, замкнутую на нем, ему удалось выстроить некую политическую автономию от ГД и президента. В конце года он столкнулся с новым внешнеполитическим вызовом (решение США о бомбардировке Ирака без консультации с Россией). От того, насколько Примаков окажется в состоянии решить эту проблему, зависит его политическое будущее, хотя еще в большей степени его будущее зависит от того, как станет себя вести в условиях кризиса экономика.

Сергей Марков: Во-первых, правительство в огромной степени усилилось по сравнению с тем, что было раньше. Оно смогло выйти из-под власти Кремля и не уйти под власть Думы. Таким образом, административно-политическое пространство правительства в 1998 году стало неизмеримо больше. Во-вторых, правительство серьезнейшим образом изменилось политически. Если раньше это было правоцентристское правительство, то теперь оно стало скорее левоцентристским. Эта перемена способствовала существенному усилению базы правительства в Госдуме. Введение в правительство представителей коммунистов и аграриев также существенно увеличило поддержку правительства Госдумой. Правда и то, что задачи, с которыми столкнулось правительство Примакова, значительно более серьезные и опасные, чем те задачи, с которыми сталкивались его предшественники, но тем не менее можно прямо сказать, что и возможностей у этого правительства значительно больше. Основной проблемой является резкое сужение пространства для рациональных экономических решений в начале 1999 года.

Алексей Кара-Мурза: Примаков сейчас выполняет программу минимум. От него никто не требовал резкой корректировки экономического курса, от него в первую очередь ждали умиротворения, ослабления напряженности политической жизни. Эта фигура оказалась абсолютно адекватной поставленной задаче, и во многом спокойным окончанием года мы обязаны именно Примакову. Например, экономические предложения правительства Примакова не оправдали прогнозов скептиков, пророчивших экономический "термидор". Бюджет представлен достаточно либеральный, хотя для субъектов федерации он довольно жесткий и, скорее всего, у него будут серьезные проблемы при прохождении через Думу.

Дума

Алексей Кива: В период затянувшегося правительственного кризиса Дума вела себя достойно и ответственно. Немалая заслуга в этом левых партий. Но после антисемитских высказываний Макашова положение левых несколько осложнилось.

Алексей Зудин: Дума одержала историческую победу над президентом в сентябре, совершив политическое убийство Черномырдина, но оказалась неспособной воспользоваться плодами своей победы. Внутри оппозиции усилились центробежные процессы, выделилось антисемитское крыло в лице Макашова и Илюхина.

Сергей Марков: Дума усилила свое влияние. Она успешно вышла из опасной ситуации, когда ее можно было разогнать или распустить. Теперь всем ясно, что Дума распущена не будет, а спокойно доживет до декабря 1999 года, конечно, если не случится форс-мажорных обстоятельств.

Алексей Кара-Мурза: Дума в течение всего года наступала по всем фронтам, учитывая как физическое ослабление самого президента, так и то, что согласно Конституции президент был постоянно вынужден обращаться к Думе по вопросам о назначении премьера (Кириенко, Черномырдина, Примакова). Дума постаралась из сложившейся ситуации вытянуть максимальную пользу. Поэтому 1998 год стал годом апогея для Думы этого состава. Мне кажется, что в 1999 году ее позиции будут ослабевать.

Совет Федерации

Алексей Кива: СФ заметно уступал Думе по активности и принципиальности, что особенно проявилось в ходе правительственного кризиса.

Алексей Зудин: 1998 год стал годом несостоявшихся надежд для СФ. Перспектива конституционной реформы становилась в условиях краха политической системы все более и более реальной, а СФ мог в этих условиях сыграть роль одного из ключевых игроков, определяющих институциональные контуры нового политического режима. Но СФ не сумел реализовать своих возможностей, и его роль существенно снизилась. К тому же Примаков не демонстрирует приверженности к существовавшему ранее стилю взаимоотношений между центром и регионами, который основывался на постоянном маневрировании и постоянном политическом торге. Являясь государственником по убеждению, воспитанию и стилю, Примаков демонстрирует универсалистский подход к регионам и способствует снижению роли как региональных лидеров, так и Совета Федерации в целом.

Сергей Марков: Совет Федерации имел в 1998 году ряд реальных возможностей для усиления своего влияния, но не воспользовался ими. В результате СФ остался на тех же позициях, что и в начале 1998 года.

Алексей Кара-Мурза: Здесь нужно сказать о том, что конституционные полномочия СФ ограничены, поэтому он изначально не может вносить серьезный вклад в жесткое политическое противостояние. У него просто другие задачи - погашение серьезных политических противостояний. Думаю, что в 1998 году СФ смог выполнить свою заложенную в Конституции функцию умиротворения.

Юрий Лужков

Алексей Кива: Если бы у нас были соответствующие призы и действительно объективные оценки, то он заслуживает того, чтобы быть "человеком года".

Алексей Зудин: Лужков наравне с Примаковым выиграл от происшедшего краха политического режима. До 17 августа он был политическим тяжеловесом, но не центральным игроком. Сейчас он находится в центре новой политической системы, которая формируется, и является основным игроком при воссоздании партии власти, причем снизу и впервые за весь послекокоммунистический период создается реальное центристское образование. Но это является не результатом его политического гения, а побочным следствием политической катастрофы, уничтожившей правящий класс.

Сергей Марков: Лужков в огромной степени увеличил свой потенциал и стал, вне всякого сомнения, кандидатом номер один на победу в будущих президентских выборах. Конечно, в 1999 году все может сложиться иначе, но пока он абсолютно доминирующая фигура. Очень важно и то, что Лужков создал свою политическую структуру, причем не просто мощное движение, а то движение, которое все рассматривают как партию власти, к которой хотят присоединиться и с которой хотят работать абсолютно все. Кроме того, Ю.Лужков сумел в течение 1998 нейтрализовать такого своего противника, как В.Черномырдин. В.Черномырдин мог значительно усилить свою позицию в сентябре, если бы был назначен на пост премьер-министра, но благодаря усилиям Лужкова он на этот пост назначен не был и оказался даже не оттеснен, а выбит на обочину политической жизни. Таким образом, Ю.Лужков оказался единственным лидером партии власти.

Алексей Кара-Мурза: Очевидно, что к концу года, в связи с провалом попыток В.Черномырдина вновь занять должность премьер-министра, Лужков почувствовал себя наиболее перспективной фигурой в качестве наследника. С этим категорически не согласны президент и его окружение, но тем не менее Лужков стал центром кристаллизации новой элиты, к нему идут и региональные лидеры, и известные политические и общественные деятели. Концовка года и успешная регистрация "Отечества" доказывают, что Лужков на сегодняшний момент становится наиболее сильной фигурой с точки зрения преемственности партии власти.

Александр Лебедь

Алексей Кива: 1998 год оказался для него худшим, чем предыдущие два года. Как политик он несколько потускнел.

Алексей Зудин: 1998 год стал для Лебедя годом несбывшихся надежд и нереализованных перспектив. Сейчас он практически "заперт" в Красноярске и, при относительном благополучии российской экономики, скорее всего станет маргиналом от политики. Однако у него появляются неплохие перспективы в случае значимого и ощутимого всем обществом неуспеха экономической политики правительства Примакова. Гиперинфляция и хаотизация общества усилят тягу к сильному лидеру, а именно такой фигурой, по мнению общественности, Лебедь и является.

Сергей Марков: Он сделал очень крупный шаг в политике. Он смог стать губернатором Красноярского края, что позволило ему сделать несколько вещей:

во-первых - приковать к себе на несколько месяцев внимание СМИ;

во-вторых - существенно укрепить свой статус серьезного политика - лидера огромного региона, отвечающего за жизнь и благополучие миллионов граждан России. Теперь его образ очень далек от образа просто болтуна на телеэкране, критика всех и вся;

в-третьих - пост губернатора позволит ему пользоваться значительными ресурсами: информационными, государственными, административными, освободив тем самым от излишней зависимости от спонсоров.

Правда и то, что сейчас красноярцы говорят о своем губернаторе: "А.Лебедь посетил Красноярский край с кратким официальным визитом". Конечно, Лебедь врет, что пока не решит проблем края, не будет выдвигаться в президенты, но так и должен поступать всякий политик, создающий себе имидж. Лебедь не занимается решением проблем Красноярского края, ему по большому счету глубоко наплевать на Красноярский край, он просто использует его как плацдарм для президентской гонки, по максимуму выигрывая от этого. Он примерно одинаковое время проводит в Москве, Красноярском крае, за границей и на Северном Кавказе. Нужно понимать и то, что за то время и с теми ресурсами, которые у него есть, Лебедь в Красноярском крае ничего ни улучшит и ничего не ухудшит. Основной вопрос заключается в том, как будут интерпретированы его действия. Но я уверен, что Лебедь в состоянии продумать и принять два-три необычных, ярких решения, которые будут способствовать росту его популярности. Так, он уже поругался с А.Быковым и теперь все будут говорить о том, что губернатор Красноярска сражается с бандитами. Что ему и надо для улучшения имиджа, а что там будет реально - этого никто и никогда не сможет доказать. Так что ситуация в Красноярском крае никак не повлияет на имидж Лебедя во время избирательной компании.

Однако его имидж все же ухудшился к концу года из-за того, что в глазах элиты и всей читающей публики Лебедь выглядит марионеткой в руках Б.Березовского.

Алексей Кара-Мурза: Лебедь оказался полностью погружен в частные красноярские проблемы и вряд ли в ближайшее время сумеет взлететь на федеральный уровень. Этот человек имеет собственный кодекс офицерской чести и поэтому, пока он не разберется с проблемами края, серьезно выходить на федеральный уровень не станет, на что, собственно говоря, и рассчитывали его многочисленные политические противники. На мой взгляд, эта фигура, по независящим от нее обстоятельствам, не сможет раскрутиться в 1999 году ни в политическом, ни в индивидуальном планах. Харизма его все больше проседает, так как связываемого с ним чуда не то что в масштабах России, но даже в масштабах отдельно взятого региона не произошло.

Григорий Явлинский

Алексей Кива: 1998 год для Явлинского оказался явно неудачным. Инфаркт. Поражение "Яблока" в Петербурге. Ожидаемый существенный прирост электората, скорее всего, обернется иллюзией. Никаких шансов на завоевание президентского кресла.

Алексей Зудин: Результаты годы для него очень противоречивы. С одной стороны, он достиг больших политических успехов (назначение Примакова, результаты первого тура выборов в Санкт-Петербурге), с другой - многие политические возможности Явлинским не были использованы из-за его нерешительности и нежелания запачкаться. Отсутствие успеха Яблока в СПБ является закономерным, так как "Яблоко" своей политикой ставит ограничения на расширение электората.

Сергей Марков: В основном сохранил прежние позиции и при этом даже чуть улучшил свое паблисити (назначение Примакова, борьба с коррупцией). Кроме того, многие считают, что в условиях развала правого фланга именно Явлинский должен его возглавить.

Алексей Кара-Мурза: Все его основные соперники в центре или чуть правее себя дискредитировали - либо допустили ряд ошибок, либо получили серьезное противодействие (В.Черномырдин). Явлинский же в результате всех этих политических катаклизмов сохранил себя в качестве незапятнанной политической фигуры, набрав новые политические очки. Но для претензий на роль общефедерального лидера, а тем более президента, такой пассивной позиции явно недостаточно. Попытки наступления на правительство в значительной степени отбиты и более не являются основанием для набирания Явлинским очков. Что же касается поражения "Яблока" в Петербурге, то это еще одно доказательство того, что избиратели не воспринимают Явлинского в качестве общефедеральной фигуры.

Геннадий Зюганов

Алексей Кива: Лидер КПРФ действовал активно и грамотно. Сохраняет стабильно высокий рейтинг.

Алексей Зудин: Зюганов не смог реализовать существовавшие политические перспективы. Теперь на пути коммунистов к власти барьеров прибавилось. Однако на парламентских выборах 1999 года они могут получить еще больше голосов, чем на прошлых. Во многом результаты выборов будут зависеть от того, насколько успешно смогут отстроиться формирующиеся центристские объединения "Яблоко" и "Отечество", и от того, сможет ли КПРФ преодолеть центробежные тенденции, так как пребывание в партии экстремистов не прибавляет ей плюсов. Но, с другой стороны, и выход экстремистов из КПРФ может привести к представительству в Думе еще более крайней ветви коммунистов.

Сергей Марков: Зюганов полностью сохранил свои позиции и в КПРФ, и в НПСР - не усилил, но и не уменьшил. Всякие слухи о расколе КПРФ или НПСР не подтвердятся. Возможно, что в случае радикализации КПРФ потеряет часть своих союзников, но не расколется ни за что. Единство КПРФ непоколебимо не только потому, что коммунисты боятся расколов, но и потому, что Зюганов является не главным организатором, а главным идеологом партии. Он единственный имеет в голове тот образ партии, который должен быть в будущем. Зюганов - действительно яркая личность и очень крупный реформатор, пытающийся перевести идеологию КПРФ из конца XIX в конец XX века. Он уже немало достиг на этом пути, а потому его позиции непоколебимы. Никто не посмеет его сместить, и никогда Г.Селезнев не бросит ему вызова. А разговоры об этом - происки журналистов, ненавидящих компартию, которые в любом событии надеются увидеть ее раскол и не понимают, что этим, наоборот, способствуют укреплению рядов КПРФ.

Алексей Кара-Мурза: Основной целью Зюганова в 1998 году было удержание партийной структуры КПРФ. Он ее в целом реализует, хотя в уходящем году отмечался ряд серьезных поползновений со стороны Макашова и Илюхина сместить партию на антесемитскую платформу. Зюганов же продолжает оставаться центристом и поэтому по-прежнему является главным кандидатом коммунистов на будущих президентских выборах.

Сергей Кириенко

Алексей Кива: "Мальчишка", выскочка - и ничего больше. Никакой серьезной политической перспективы.

Алексей Зудин: Этот год был для него очень тяжелым - сначала стремительный взлет, затем столь же стремительное падение. Во время его премьерства стали очевидны не только его политическая слабость и незрелость, но и отсутствие элементарного профессионализма. Слабая фигура, он не смог консолидировать элиты и этим ослабил президента. Его действия после отставки показывают, что он не готов играть роль "публичного политика". Кириенко представляет из себя причудливую смесь А.Керенского, на которого похож даже внешне, и позднего Горбачева, рассуждающего о банальностях и пустых вещах.

Сергей Марков: Стал политиком с общенациональной известностью. Правда, известность эта неоднозначная, но если 1 января 1998 года С.Кириенко не знал никто, то 1 января 1999 его знают все. Очевидно, что амбиции у Кириенко преувеличенные, а перспективы очень незначительны, но народу в своем амплуа "жертвы власти" он стал значительно ближе. Я думаю, что кличка "Киндер-сюрприз" так и останется за С.Кириенко и вряд ли он когда-нибудь сможет от нее избавиться. Я лично считаю, что перспективы С.Кириенко как публичного политика достаточно малы.

Алексей Кара-Мурза: Кириенко сумел сохранить имидж человека, которого пригласили в правительство, который пытался многое сделать и был несправедливо изгнан. Интересно, что опросы общественного мнения с завидной регулярностью показывают, что население винит в кризисе 17 августа либо его предшественников, и в первую очередь правительство В.Черномырдина, либо самодурство президента. Меньше всего претензий высказывается в адрес Кириенко и его команды. Таким парадоксальным образом ему удалось сохранить себя в качестве политической фигуры общефедерального масштаба. На правом фланге его политический рейтинг сейчас наивысший. Но хватит ли его политического авторитета на то, что бы сохранить лидерство, а тем более претендовать на более высокий пост - пока очень сомнительно.

Главная политическая интрига года уходящего и года наступающего


Год уходящий

Алексей Кива: Теряющий силы и ориентацию президент, решив вновь бороться за президентское кресло, затеял правительственную чехарду, которая стоила стране финансово-экономического краха, а ему самому - почти полной потери доверия россиян.

Алексей Зудин: Основная интрига года уходящего связана с крахом существовавшего политического режима, она демонстрирует, что под влиянием собственных неконтролируемых властных амбиций политики зачастую не ведают, что творят. Отправляя в отставку В.Черномырдина в марте 1998 года, президент совершил самоубийственный поступок, приблизивший его политическую смерть. Конечно, он хотел укрепить свою власть. Но генезисом событий, приведших режим к краху, стала отставка В.Черномырдина и те действия, которые сделали ее возможной, а совсем не события 17 августа. Причины отставки были сугубо политическими, но если бы Черномырдин оставался у власти, то все было бы совершенно по-другому. Вслед за отстранением Черномырдина последовала фронда со стороны бизнес- и региональной элит. Президент оказался изолирован, а Кириенко слишком политически легок и неопытен для того, чтобы выполнить роль консолидатора партии власти. В результате с весны по август политическая изоляция президента все увеличивалась.

Сергей Марков:

- Война "молодых реформаторов" с олигархами. Эта интрига полностью исчерпала себя, и на смену ей пришла альтернатива Лужкова: тесная связь государства и бизнеса при безусловном доминировании государства.

- Попытка Б.Ельцина баллотироваться в 2000 году.

- Попытка либералов провести свою политику 17 августа.

Алексей Кара-Мурза: На мой взгляд, весь год прошел под эгидой нового избирательного марафона. Причем соперники не столько занимались конкретными делами, сколько маневрировали для того, чтобы занять наиболее выгодную позицию. Наиболее очевидным это становилось во время ослабления президента, когда каждый из будущих наследников изо всех сил пытался перетянуть на себя правящие политические и экономические элиты. В наибольшей степени в этом пока преуспел Лужков.

Год наступающий

Алексей Кива: Левые будут бороться за отставку президента, а правые - за то, чтобы свалить правительство Примакова. Начнется еще небывалая война компроматов.

Алексей Зудин: Если сосредотачиваться на политической стороне дела, то главной политической интригой наступающего года будет структурирование политического центра как новой силы, которая оказалась на переднем плане в результате августовской катастрофы. Здесь очень многое будет зависеть от того, каким образом он будет отстраиваться, и от того, как разместятся в пространстве и как вступят во взаимоотношения друг с другом три главные фигуры - Примаков, Лужков и Явлинский. В значительной степени судьба политического центра в будущем году будет зависеть и от состояния экономики. В том случае, если стране удастся избежать гиперинфляции, будет создан достаточно благоприятный фон для отстраивания центристской политической ниши. Если же гиперинфляция осуществится, то по центризму будет нанесен серьезный удар, но возникнут новые возможности для Лебедя.

Сергей Марков:

- Парламентские выборы.

- Борьба правых за лидерство (Черномырдин, Кириенко-Чубайс, Д.Аяцков, Н.Михалков).

- Борьба банков за выживание.

- Борьба за СМИ (КПРФ-Лужков).

- Борьба за изменение Конституции.

Алексей Кара-Мурза: Успех Лужкова в 1998 году, возможно, сделает его наиболее легко уязвимой мишенью для конкурентов, так как центризм Лужкова имеет две стороны. С одной стороны, он консолидирует людей разного плана, то есть фактически взял плюсы всех, но с другой стороны, силы, входящие в движение, столь различны, что будут аннигилировать друг друга. Поэтому одной из центральных интриг будущего года станут внутренние разборки в "Отечестве", которые могут очень усилиться во время дележа выборных ресурсов.

Угрозы наступающего года

Алексей Кива: Полная потеря президентом дееспособности. В результате досрочных президентских и парламентских выборов, в обстановке резкого ухудшения социально-экономической ситуации, к власти могут придти радикалы левого или националистического (лево-националистического) толка. Угроза тотального поражения может толкнуть правых на организацию государственного переворота, который тут же провалится, и к власти придут левые силы радикальной ориентации. В стране установится диктатура.

Алексей Зудин: Самым серьезным экономическим вызовом 1999 года является, конечно, гиперинфляция. Что же касается несвоевременных выплат зарплат, пенсий и т.д., то мне представляется, что хотя в социальном плане они и имеют очень тяжелые последствия, но по своему влиянию на экономику не сопоставимы с разрушающим эффектом, наносимым гиперинфляцией.

К политическим вызовам будущего года я бы отнес следующие:

- Досрочные президентские выборы, которые могут помешать политически отстроиться наиболее здоровым силам в обществе (центру) для того, чтобы взять на себя ответственность за осуществление руководства страной в этот исключительно сложный для нее период.

- Способность Примакова на лидерство. По всей видимости, Е.М.Примакову придется примерить на себя роль публичного политика и участника президентской гонки. И он должен сделать этот шаг в правильно выбранное время, не раньше и не позже. Знаете, почти как у классика: "вчера было еще рано, а завтра будет уже поздно". Сделает шаг раньше - будет уничтожен соперниками. Позже - упустит время для консолидации партии власти.

Сергей Марков: Реальных угроз нет.

Алексей Кара-Мурза: Наиболее вероятной мне представляется экономическая угроза. Страна сейчас находится в долговой яме, и правительство вынуждено проводить очень жесткий бюджет, дающий очень скудные ассигнования на ряд социальных программ. Если не поднимется протестная волна и правительство продержится до апреля, то потом станет легче.

Существует и угроза политической драки элит за право распределять ресурсы на избирательную кампанию. Так как прогнозируется значительное сокращение ресурсов по сравнению с 1996 годом, можно предположить, что в этой же пропорции будет нарастать и ожесточенность борьбы.

Сценарии


Оптимистический

Алексей Кива: Многим россиянам будет трудно, но правительство Примакова сохранит к себе доверие, что и позволит избежать серьезных катаклизмов. Президент либо остается на своем посту, ни во что не вмешиваясь, либо в ходе досрочных выборов его место занимает Лужков.

Алексей Зудин: Благодаря усилиям правительства ситуация в стране постепенно нормализуется. Уровень жизни населения снижается, но медленно и с подключением компенсаторных механизмов. При этом всеми общественными силами признаются заслуги правительства Примакова в том, что ему удалось удержать страну у края пропасти. В этом случае угроза чрезвычайщины сводится к минимуму. Резко увеличивается возможность проведения как парламентских, так и президентских выборов в предусмотренные Конституцией сроки.

Политические последствия этого сценария отличаются двумя особенностями: во-первых - поскольку президентским выборам будут предшествовать парламентские, результаты последних могут сильно отразиться на позициях главных участников президентской гонки; во-вторых - Примаков становится центром притяжения для партии власти и может рассматриваться как еще один возможный претендент в борьбе за президентское кресло.

Сергей Марков: Экономический рост, страна процветает, решаются конституционные проблемы и т.д.

Алексей Кара-Мурза: Его просто не существует.

Пессимистический

Алексей Кива: Условия жизни становятся невыносимыми для огромного числа россиян. Начинаются массовые выступления, кампании неповиновения. Президент неожиданно отправляет правительство в отставку. Дума начинает апеллировать к народу. Власть теряет управление, начинается хаос. Власть переходит к силовым структурам.

Алексей Зудин: Необходимо сразу же отметить, что степень неопределенности катастрофического сценария настолько высока, что рационально прогнозировать можно только в самых общих чертах. Вероятнее всего полный провал нового правительства в экономической сфере, результатом которого становится еще большая хаотизация жизни в стране. Верх берет тенденция к изоляционизму, каждый регион пытается спасаться собственными силами. Федеральный центр полностью теряет контроль над происходящим. Все ветви власти окончательно делегитимизируются. Стремительно падает уровень жизни. Страну охватывают массовые протесты. Правительство быстро оказывается в отставке, а идея досрочной отставки президента получает поддержку партии власти, но и это не приносит политической стабилизации. В обществе возрастает спрос на "спасителя отечества". Авторитарный сценарий становится вполне вероятным. Наиболее адекватный кандидат в рамках такого сценария - генерал Лебедь.

Сергей Марков: Гиперинфляция, результатом которой могут стать попытки установления диктатуры.

Алексей Кара-Мурза: Политическая борьба вырывается из-под контроля внутри реформаторского лагеря. При том, что в Конституцию не будут внесены изменения, возможны очень жесткие методы этой борьбы и весьма плачевные результаты.

Наиболее вероятный

Алексей Кива: Президент либо ни во что не вмешивается, передоверяя все серьезные вопросы правительству Примакова, либо уходит со своего поста, а новым президентом становится Лужков. Условия жизни для многих россиян чрезвычайно тяжелые, но власть пользуется доверием россиян.

Алексей Зудин: Я бы назвал этот сценарий не более вероятным, а скорее промежуточным. Центральная власть оказывается не настолько неэффективна, чтобы полностью утратить контроль над негативными процессами, однако стабилизации добиться все равно не удастся. Все процессы, о которых упоминалось при катастрофическом сценарии, сохранятся, но их острота будет несколько смягчена. В частности, будет существовать потребность в символической разрядке, каковой могла бы стать добровольная отставка Ельцин. Однако эта потребность не будет носить острого характера и поэтому вряд ли получит поддержку партии власти. В том случае, если досрочные выборы все-таки состоятся, правительству Примакова удастся дожить до них, однако сам Примаков, в силу малой эффективности своего правительства, будет исключен из списка возможных участников (независимо от того, входит участие в президентской копании в его планы или нет). Борьба за президентское кресло развернется между пятью основными участниками: Зюгановым, Лебедем, Лужковым, Черномырдиным и Явлинским. Фаворитами окажутся трое - лидер КПРФ, красноярский губернатор и московский мэр. Коммунистам едва ли удастся расшириться за счет протестного электората, который в основном перейдет к Лебедю. Во второй тур, наиболее вероятно, выйдет пара Лужков-Зюганов.

Сергей Марков: Правительству удается удержать ситуацию от гиперинфляции, но продолжается экономический спад, спокойно проводятся выборы в Думу в декабре 1999 года. Правда, в этом случае шансы Лужкова быть избранным в 2000 году значительно снижаются.

Алексей Кара-Мурза: Политические баталии будут осуществляться в условиях сохранения общих правил игры. Будет найдена компромиссная фигура, способная сохранить легитимность и преемственность власти внутри страны и устраивающая наших внешних партнеров.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru