Russian Journal winkoimacdos
13.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Смерть "поколения Х"

Сергей Рютин

Кризис государственных систем, имеющий место в современном мире, способствовал возникновению и развитию такого феномена, как "новое варварство". Некоторые культурологи рассматривают возникновение этого феномена сквозь призму противостояния природы и цивилизации. Подобная дихотомия, безусловно, оправдана, т.к. природа, понимаемая как донный инстинкт, как изначальная энергия, реально противостоит цивилизации, представляющей свод репрессивных, ограничивающих творческий потенциал догм. Аргументы в пользу истинности догм могут быть любыми: обычаи, правопорядок, мораль, общечеловеческие ценности... Манипуляция общественным сознанием достигла в XX веке небывалых вершин. И дело здесь не в информационных технологиях, а в демографическом взрыве, приведшем к росту биомассы, не сопровождающемуся качественным ростом.

Итак, что есть "цивилизация"?

Цивилизованный - означает буквально "усмиренный", "связанный путами". Цивилизованное общество - это тоталитарное общество. Цивилизация - это искусственные социальные конструкции. Цивилизация ограничивает изначальный инстинкт во имя абстрактных целеустановок, предлагаемых государством и обществом.

Цивилизация очевидно противостоит свободе. И "новые варвары", загнанные цивилизаторами в андеграунд, постепенно выходят из него и начинают действовать - по своим законам и по своей логике. "Новые варвары" умело ушли от идентификации, сознательно выступив как неизвестная величина. Германские племена атаковали в начале эпохи Римскую империю и победили ее. Их духовные наследники готовятся атаковать химеры идеологического отдела ЦК и 5-го Управления бывшего КГБ. Как? Создавая собственные проекты. Признавая абсолютный приоритет Стиля над идеологией. В конце XX века стилевая общность эффективнее идеологических конструкций. Вообще, идеологии всегда придумывались некими лоббистами в целях обеспечения собственных интересов. Венгерское восстание 1956 года имело реальный шанс стать победным, не будь там политических идеологов (типа Иштвана Бибо). Идеологии создавались соответствующим отделом про запас. Предчувствуя крах коммунистической пропаганды, 5-е Управление все равно продолжало ловить диссидентов и раскрывать диверсии, одновременно создавая "антикоммунистическую" оппозицию в сфере советской культуры. Все эти "Ночные волки" под управлением товарища Хирурга, фан-клубы группы Queen, московская рок-лаборатория, РНЕ, воссозданные скауты (вместо пионерии) происходят из тихих кабинетов спецслужб. Борис Гребенщиков - освиневший на старости лет кумир - был выбран лично Ириной Андроповой, редактором журнала "Музыкальная жизнь", из целой орды хиппующих особей. Лимонова перетащили из американской клоаки в Париж по совету опять-таки андроповской дочки. Все они являются кондовыми советскими (даже совковыми) комсомольцами. Комсомольская порода затромбировала артерии, по которым должна течь живая кровь чистого искусства. И здесь появляется "поколение X", намеревающееся сделать что-то иное, но обязательно свое. "Поколение X" - это поколение нынешних 20-летних. Поколение, севшее на иглу чуть ли не в массовом порядке - из чувства протеста. Погибнуть из чувства протеста - может быть, это и стильно с точки зрения некрореалиста - но Систему гибель целого поколения не побеспокоила вовсе. Это поколение, конечно, что-то оставило, но по большей части необоснованные претензии. Лучшие его представители хотели уничтожить мир, но желание уничтожить мир - желание раба, и они в конце концов уничтожили себя. Вполне закономерно. А политические молодежные тусовки вообще не протестовали, наоборот - они стали прибежищем конформистов. Для представителей пришедших им на смену "новых варваров" не существует разницы между местами скопления индивидуумов. Они хотят быть проводниками энергий - нематериальных, надмирных. И они пытаются не подчиняться правилам. Не всегда выходит по их проектам. Но проекты есть. В том числе и внутри техно-авангарда, клубного движения и неорганизованной молодежи в возрасте до 20 лет. Хаотичные элементы способны уже побеспокоить Систему, и никакое РНЕ их не сдержит. Цивилизационные проекты неорганичны, ибо они настаивали на изменении мира в рамках искусственно созданных схем. Вместе с химерой "холодной войны" изживают себя великие сказки современности. Если какое-либо движение выступит с претензиями на соответствие историческому прогрессу, то оно с самого начала обречет себя на поражение, ибо информационное общество пересматривает само понятие "прогресса". "Развитие" и "прогресс" - эти фетиши индустриального общества уступают место обретению истинной дееспособности информационного общества. И авангард "новых варваров" осваивает новые способы производства, методы взаимодействия и системы символов.

В качестве примера можно указать на действительно радикальный проект "Европейская Синергия". Его трудно определить как что-то законченное и конкретное. Группа рассерженных новых правых сформировала реальную альтернативу новому мировому порядку и из сферы чисто стилевых разработок перебросила свои претензии в область политического. В их случае претензии были обоснованы. Их, разумеется, не представляли в центральных mass-media, но проект единой Европы - Европы отечеств - сейчас стал реальностью. В России представителем Синергии является Сергей Жариков - в прошлом создавший музыкальный проект ДК. Ситуация, когда люди искусства становятся законодателями моды политической, уже не удивляет. Как писал журнал "Птюч" в 5-м номере: "Первозданная природа и синтетическое искусство празднуют свою свадьбу". До свадьбы еще далеко, но мистерия началась, и для некоторых она будет ужасна. Крах экономических систем, скорый крах доллара не представляются более чисто политическими категориями. Роли распределены - кто-то сидит на зоне, кто-то в Госдуме, кто-то - в резидентуре "Тевель". Задача любого протестного молодежного движения - сломать навязанные геополитические конструкции, и прежде всего в мозгах. В Венгрии в октябре 1956 года в легендарном проезде Корвина с советскими войсками сражались подростки - с точки зрения "новых варваров", они братья по стилю.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru