Russian Journal winkoimacdos
21.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Геополитические перспективы - 1999

Сергей Казеннов
Зав. сектором геостратегических проблем ИМЭМО РАН, кандитат экономических наук
Владимир Кумачев
Вице-президент Института национальной безопасности и стратегических исследований

Часть II. СНГ

Зона СНГ (вне России) - и как организационная структура, и как геополитическое пространство - в этом году будет испытывать стагнацию и состояние неопределенности. В экономике зоны СНГ ситуация, скорее всего, несколько ухудшится, однако, с учетом адаптации к ней, социально-политического взрыва не будет, не ожидается и всплеска в межгосударственных противоречиях (за исключением возможных рассмотренных ниже ситуаций). На Украине Кучма удержится у власти, тем более, что Запад вводит в игру серьезные финансовые средства. Проблема Приднестровья будет законсервирована. Белоруссию Запад не будет слишком "напрягать" до российских президентских выборов, тем более, что Лукашенко сегодня играет роль "джокера" на российском политическом поле, а это в интересах Запада.

Пока останется у власти и Шеварднадзе, несмотря на отсутствие прогресса в разрешении Абхазской, да и Юго-Осетинской проблем: в Грузии задача национального единства - во многом это вопрос межэлитных отношений, вопрос экономической власти. Российское военное присутствие в 1999 году в Грузии сохранится, причем в прежнем объеме: НАТО не готова действовать в Абхазии по боснийскому сценарию.

Карабахский конфликт будет законсервирован, хотя бы по причине необходимости для Запада использовать его в качестве инструмента давления на Баку. Роль России в данном конфликте - второстепенна, как прикрытие. Алиев останется в Баку, если только не проблема со здоровьем, это "на руку" и заинтересованным внешним силам. Если же Алиев уйдет, то в Азербайджане может начаться серьезный кризис, который выйдет за рамки республики, окажет влияние на ситуацию во всем регионе и на мировые цены на нефть в сторону их повышения. Силы НАТО вряд ли без крайней нужды рискнут участвовать в закавказских событиях, если они разразятся, "не пустят" и Турцию, тем более, что каспийская нефть на мировых рынках пока "лишняя". Изменения в Баку могут, однако, заставить НАТО "поторопиться".

В среднеазиатском регионе Назарбаев, пока отделенный пространством и временем от кризисных явлений в Южной Азии, будет продолжать строить национальное государство. Казахстан - а также Туркмения, Узбекистан, Киргизия - будут идти примерно одним путем - к авторитарно-клановой власти, держа дистанцию от Москвы и опасаясь роста исламского влияния. Хотя экономическая ситуация будет ухудшаться, угроза (в том числе муссируемая властями) "нестабильности" временно сплотит элиты и население. Взрывоопасным может стать треугольник Ферганская долина - Ош - Ленинабад (Ходжент), где межнациональные проблемы усугубятся ростом влияния религиозных фундаменталистов и серьезными интересами наркокриминала, все это подогреваемое кризисной ситуацией в Таджикистане. Таджикистан не "развалится", он плавно "перетечет" под оппозицию, но не в 1999 году. Российское военное присутствие в Таджикистане сохранится: оно пока нужно и оппозиции. В целом, структура СНГ сохранится, пока во многом в виде декорации, надстройки, ее время еще придет - но в будущем.

В России экономические трудности заставят вести себя более ответственно и консолидировано и элиты, и "массы". Криминал, коррупционеры, "бароны-грабители" уменьшат свои аппетиты до вполне разумных. Отечественная валюта упадет до отметки 35-40 рублей за доллар к августу. Крупных внешних займов России со стороны Запада не предвидится. Инфляция намного превысит объявленные 30% в год, по крайней мере вдвое. Темпы падения экономики составят 5-7% в год. Импорт еще сократится, экспорт не вырастет (отсутствует достаточная экспортная база). Появится определенный стимул для отечественной промышленности, в том числе для машиностроения, легкой промышленности. Однако малый платежеспособный спрос "простых" россиян будет сдерживать их воссоздание. Это не относится к агропромышленному сектору, ему удастся достичь устойчивого роста в 1999 году, разумеется, если не подведут погодные условия (судя по характеру зимы 1998-99, они будут лучше, чем в предыдущем сезоне).

Нынешняя сравнительно холодная зима в Северном полушарии, адаптация к последствиям азиатского кризиса, опасения дальнейшей экономической дестабилизации в глобальных масштабах не дадут свершиться дальнейшему падению цен на энергоносители. В определенных обстоятельствах с учетом возможных силовых акций Запада в ряде регионов мира цены на нефть могут вырасти на 5-7 и более долларов за баррель. Для России это было бы возможностью сохранить свой экспортный и бюджетный потенциал, хотя в целом, генеральная линия для российского ТЭКа - реконструкция внутреннего рынка и работа на нем. Главной целью российских экономики и общества в 1999 году будет не развитие, а выживание. Неизбежен рост роли регулирующих механизмов, борьба с криминалом и закононепослушанием во всех их проявлениях, более ответственного отношения к ситуации "на местах", где и возьмут в свои руки основную инициативу дела "спасения народа".

Что касается политической ситуации, то Президент РФ "переживет" 1999 год несмотря на регулярные проблемы со здоровьем, если не будет слишком часто и некстати предъявлять свои "монаршие" полномочия. Так, его попытки прежнего политического жонглирования и передергивания политических карт, способные привести к серьезной дестабилизации, встретят на этот раз явное неприятие в обществе, политических элитах, силовых структурах - и могут стоить Ельцину кресла. Возрастет роль Совета Федерации и Правительства (даже в случае ухода Примакова). Дума по-прежнему будет служить, в первую очередь, в качестве "громоотвода". В целом же, траектория развития России сегодня при любой власти достаточно очевидна. Кризис вопреки некоторым предсказаниям сплотит страну, будет способствовать выработке новой общегосударственной идеологии, работа над которой разгорится перед парламентскими выборами и завершится к лету 2000 года. Кстати, и те, и другие "большие" выборы в России несмотря ни на что состоятся, причем в срок.

В середине года может случиться кратковременный очередной приход к власти в России либеральных "младореформаторов", но им придется уйти уже осенью, а вместе с ними тогда уйдет и давший им этот шанс и оснастивший их силовыми полномочиями Ельцин. Новых всплесков регионального сепаратизма в России за пределами Северного Кавказа в 1999 году не предвидится. Чечня и Дагестан будут продолжать бурлить, но, похоже, российский Центр нашел достаточно верный стиль поведения в этом регионе. Кризис в России уже многих научил ценить стабильность, а неизбежное начало самоочищения в Центре будет стимулировать такой же процесс и "на местах".

Кратко о предстоящих выборах в Думу. Продолжающееся обнищание общества приведет к смещению политического спектра в "лево-патриотическом" направлении, дополнительные импульсы получит национал-радикализм. Угроза "веймаризации" России заставит политико-экономическую элиту более терпимо относиться к "системным" коммунистам типа Зюганова. Дума окажется более "многоцветной". Опыт предыдущих выборов, ситуация в стране будут способствовать формированию крупных блоков на крайне левом и правом флангах. В центре может оказаться пустота: "Отечество" эти выборы не выиграет, в ином же качестве перед 2000-м годом присутствие в Думе Лужкову не нужно. Да и вообще Дума - не лучший трамплин на пути к президентству. Это же относится и к Лебедю. В Думу войдут: КПРФ, "Яблоко", ЛДПР, левые радикал-патриоты, правые либерал-радикалы, что-то, что в последний момент образуется в центре на обломках НДР с включением представителей регионов, правых патриотов, державников-народовластников и людей Лужкова. Со своей фракцией также окажется АПР (с учетом одномандатников).

В целом, 1999 год будет для России годом переоценки ценностей, путей в будущее, годом поиска своего подлинного места в мире. Это будет год перехода от господства принципа "все дозволено" к принципу "надо", в моду будет входить "Homo Moralis". Кризис будет способствовать проведению более ответственной политики, выведению на первый план жестких, профессиональных, моральных политиков из политического "центра", которые и могут оказаться в России в 1999 году и на обозримую перспективу, по крайней мере, "меньшим из всех зол".


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru