Russian Journal winkoimacdos
22.02.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Представляем: Компронет

Герман Галкин (1), Андрей Левкин (2)

Е жели нечто происходит более, чем трижды, то это - уже система. Как в российском Интернете было с компроматом? Коготь-1, и Пензенские оппозиционеры, пропавший (они сами говорят, что временно)Слухи. Теперь появился Коготь-2, так что пора заняться системным анализом явления - как по факту, так и по смыслу. И, вообще, что есть истина? В Интернете, разумеется.

1. Как бы по факту

"Коготь-2. Лебедь и Бык" стал очередным примером уже поднадоевшей формы распространения якобы компрометирующих документов. Появился некий сайт, на котором размещены несколько текстов про воровство, убийства, передел государственной собственности в российских регионах и прочие "жареные" факты из жизни ОПС (организованные преступные сообщества) и связях "братков" с госчиновниками вплоть до губернаторов, и в первую очередь, - с ними. На обозрение общественности предъявлено несколько схем, призванных наглядно продемонстрировать как и с кем контактирует Анатолий Быков - на предмет осуществления криминальной деятельности не только в Красноярском крае, но и, как удалось разглядеть (не все буквы на экране просматриваются, но догадаться можно), по всему миру.

В "конфиденциальных справках" задействованы почти все значимые политические игроки: Березовский, Чубайс, Лужков, Куликов, Ковалев. "Аналитические материалы" времен вступления Александра Лебедя на пост губернатора Красноярского края по жанру можно расположить между детективом с "крутыми разборками" и отчетом о деятельности гражданина Быкова Анатолия Петровича, "кличка "Толя-Бык", 1960 года рождения, уроженец Иркутской области, прописан: г. Назарово Красноярского края, ул. Водопроводная, дом 2а..., ранее не судим...".

Полный перечень злодеяний, развернутый во всю ширину, с перечислением многочисленных преступлений, количества незаконно приобретенной недвижимости, автомашин, счетов в зарубежных банках и прочих атрибутов, скрашивающих трудную и опасную жизнь преступных авторитетов (наличие любовницы - обязательно), - необходимые элементы для "криминального чтива", где роман за роман не считается, если в нем менее трех убийств. В текстах наличествуют не только "вещдоки" для следственных органов, которые осуществляют операции под устрашающим названием "Вихрь", но и элементы поэзии и психологизма в отношении гражданина Быкова и одного из братьев Черных. Первый де дарит "хрустальное ведро с розами" высокопоставленному чину из МВД, а второй - "наделенный физическим недостатком, обладает острым и живым умом аналитика и прогнозиста".

Судьбоносный итог, который подводит сайт: "... Сегодня в Красноярском крае, крупнейшем и богатейшем (! - Г. Г.) субъекте Российской Федерации, сложился альянс местного коррумпированного чиновничества и теневого бизнеса с иностранным капиталом, за которым стоит международная организованная преступность. Деятельность этого альянса чревата опасностью утраты для России ведущих предприятий в ключевых отраслях экономики, а также установлением в крае диктатуры криминалитета, направляемой из-за рубежа. Результатом такого развития событий может стать дезинтеграция существующего федеративного государства".

И, почти рядом: "не исключено, что угроза физического устранения Б. Н. Ельцина и членов его семьи может исходить и из Красноярского края". Короче, отечество в опасности, надо принимать меры, иначе будет так, как мы вам тут описали. Призыв к действию звучит более, чем отчетливо, вот только один недостаток все портит: English translation of this text на сайте отсутствует, а то и ФБР можно было бы привлечь. Впрочем, те на Западе, кто этим всерьез интересуется, должны иметь в своих рядах сотрудника, владеющего русским.

Так что вот, перед нами настоящий искренний компромат, который надо вписать в информационное поле, - если Интернет рассматривать как средство массовой информации. Такой сайт нельзя игнорировать, его надо посещать каждый день - с раннего утра, разумеется - нет ли чего новенького?

Что там в результате? В сумме получается, что губернатор Красноярского края Александр Лебедь, исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский, мэр Москвы Юрий Лужков так или иначе связаны с депутатом Законодательного собрания Красноярского края, председателем Совета директоров ОАО "Красноярский алюминиевый завод" Анатолием Быковым, который по совместительству - глава преступного сообщества в крае. Беспристрастность проверок спецкомиссии МВД РФ во главе с первым замминистра внутренних дел Владимиром Колесниковым ставится под сомнение.

При этом факт размещения на сайте компромата на Быкова как бы играет на руку Лебедю, который оказывается честным борцом за государственную собственность. В треугольнике Лебедь - Лужков - Быков при дальнейшем развитии событий возможны различные комбинации, просчитать которые - дело политаналитиков. Однако, в "Справке по "Красноярскому" ОПС" Когтя-2, обнаруживается, что "по поступающей оперативной информации в настоящее время ... в сообществе наметилась тенденция к расколу ..." и приводится причина: "Быков официально призывает членов сообщества отказаться от криминальной деятельности и перейти на легальный бизнес..." Что это?

Как обозначить столь странный зазор, в пространстве которого сведены воедино романтика, сопровождающая "гоп-стоп", и официоз "аналитических материалов" вкупе с "оперативными отчетами"? Заставляют ли такие тексты принимать себя в расчет? То есть, остается ли после прочтения и первичного размышления о проверке фактов на истина/ложь еще что-либо, кроме желания "вымыть руки"?

2. Как бы по смыслу

Политика политикой, но очередное явление тайных текстов в Интернете есть конкретный повод к рассуждениям философическим. Каково место компромата в Интернете, например? Может ли он доказать свою истинность, впишется ли в не-анонимные окрестности? Формирует ли он свое окружение? Ну, группы серверов того же компроматного типа? Здесь, впрочем, видно - они пока не дружат и ссылок друг на друга не ставят (поставил Коготь-2 ссылку на Слухи, так те сразу закричали, что де провокация), зато - их уже много и можно говорить о новом факте жизни под названием Компронет.

А раз так, то надо помочь новому явлению в деле его становления. Дальнейшая часть статьи и содержит ряд рассуждений в помощь компронетчикам.

Очередной блок компромата появился на отдельном сервере, да еще -.com и это - прогресс. Но вот называется подборка материалов Когтя-2 "Конфиденциальное досье содержащие документы и материалы о положении в Красноярском крае и истоках конфликта между губернатором Александром Лебедем и "авторитетным предпринимателем" Анатолием Быковым". И это очень уж похоже на полный заголовок "Приключений Робинзона Крузо и т.д. и т.п., рассказанным им самим тогда-то и тогда-то в назидание потомству и т.п.". Констатируется сие не из злорадства, а для констатации: подобная архаика свидетельствует о неустановившемся жанре. Отсюда другой вопрос - а какова вообще мера истинности Интернет-материалов? Только не надо говорить, что из-за отсутствия цензуры в Сети говорить об этом бессмысленно. Вовсе нет.

Некоторые технические детали. Да, развитие Компронета очевидно: в данном, Когтя-2, случае мы имеем дело… да, в самом деле - с первым в российской онлайновой журналистике (ну назовем это журналистикой) случаем, когда под определенный сюжет создается специальный сервер.

Далее. Имеет место (сравнивая с Когтем-1) контентный прогресс: в двух зип-файлах даже упакованы все "аналитические документы" и все материалы прессы. То есть - имеется, значит даже аналитика, не говоря о том, что имеет место и некая структура сервера. Более того, есть даже вступительная статья - что, в общем, предполагает наличие не только компромат-сыскных, но даже и журналистско-референтских навыков (вообще, автор текстов представляется неким лицом с быв. юридическим образованием, по случаю решивший "подняться" и с этой целью демонстрирующим коллегам мощь нового технического средства). Автор, конечно, упоителен: "Обладая аналитическим складом ума А.Быков быстро понял какие баснословные прибыли он может иметь в случае приватизации алюминиевого комбината".

Понятно, что все это - для каких-то своих, а даже не для журналистов. "Ситуация в Красноярском крае подробно освещается в российских СМИ, журналисты которых широко используют в своих материалах данные, предоставляемые отечественными спецслужбами. Мы даем возможность сравнить оперативные и аналитические материалы, с одной стороны, и созданные на их основе публикации в СМИ, с другой". Но тут же - вышеназванные публикации в прессе в оглавлении названы "Утечки в прессу о Быкове". Прессе ж обидно за такие слова будет и у нее тут же возникнут плохие чувства…

Теперь о некоторых признаках того, что это именно Компронет. Во-первых, разумеется, - анонимность. Во-вторых, под текстами нет дат, по косвенным признакам они вычисляются, так что неаккуратно что-то выходит. Задача, то есть, у человека была какая-то торопливая.

Поэтому снова - кто адресат сообщения? Не тот фактический адресат, о котором говорилось в первой части статьи. Но - кто именно воспримет систему подаваемых знаков, как адекватную? То есть, как обладающую реальным смыслом и, соответственно, истинностью. Это ведь люди какие-то специальные. По относительно частному опросу коллег: никто ничего так и не понял - кто, зачем, кто прав, а кто виноват. Коллеги - явно не идиоты, но количество возможных ложных ходов все время переставляет компрометирующего и компрометируемого. Кому выгоден материал, если учесть, что его разместил А? Но вдруг его разместил как раз Б - чтобы остальные подумали, что разместил А? И так далее. Но так быть не может (исходный материал слишком тупой), значит - мессидж направлен кому-то конкретному типу сознания, которое привычно к подобным оборотам речи, взглядам на мир и человечество. Но почему бы это не послать обычным письмом? То есть - Компронет заведомо ограничен кругом людей этого типа.

Речь не о прямом фактическом соответствии чего-то чему-то, но о механизме умолчания, кривых ссылок, составляющих в сумме тот язык, который кто-то должен воспринять. Потому, что обладает адекватным сознанием и опытом.

То есть, вот главная проблема - в чем, в случае Интернета, состоит то сопротивление среды, которое реагирует, оказывает давление на любой письменный материал? Вызывая с одной стороны реакцию, с другой - уточнения версии, а в целом - систему преемственных историй? В газетах подобное возникает из редакционных и межредакционных отношений, от наличия читателей. Оттого, в конце-концов, что там у всех есть имена. Какова схема прохождения материала в Сети: что там происходит с новостным фактом? Кем и чем он видоизменяется, вписываясь, выстраиваясь в систему? Какими средами - учитывая варианты интерпретаций - он может видоизменяться, чтобы не оказываться всякий раз одноразовым?

То есть, конечно, все это уже вовсе не о Компронете. С тем-то все просто - если вы после прочтения материала чувствуете, что прав явно тот, кому не дали слова, это - оттуда.

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru