Russian Journal winkoimacdos
10.03.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Зачем Лужкову коллективные члены "Отечества"

Артем Грустный

Недавно мне довелось присутствовать на дискуссии группы экспертов по поводу организации "Отечество". Выступавшие ставили "партии Лужкова" отметки, как учителя в школе, - в основном, от "двойки" до "тройки". Невыясненным остался лишь вопрос, почему социологические опросы, не "проплаченные" Лужковым, дают "Отечеству" высокие рейтинги. Эта тема практически не поднималась за ненадобностью. Всем ясно, что "Отечество" - это Лужков, у Лужкова есть харизма, а у харизмы - электорат. Да только благодаря хозяйственным трудностям в Москве и своему неумению держаться на публике мэр этот электорат скоро растеряет. И "Отечество" для него - запасной аэродром. Скорее всего, он откажется от своей партии, если не произойдет экстренных президентских выборов. Вот такой диагноз. Поживем - увидим.

Может быть, эта беседа и не стоила бы упоминания, если бы не одна интересная постановка вопроса, звучавшая в унисон с настроем "спикеров". Один из выступавших задал риторический вопрос: "А зачем Лужкову коллективные члены в "Отечестве""? Действительно, у них-то харизмы нет. Вместо того чтобы насытить список послушными чиновниками из московского аппарата и известными пролужковскими деятелями культуры, Лужков пригласил в "Отечество" такие разные организации, как Конгресс русских общин с националистом Дмитрием Рогозиным во главе, профсоюзный Союз труда, ведомый социалистом Андреем Исаевым, и прочая? Зачем? Они ведь потребуют места в списке, при том, что ни одна из этих организаций сама по себе не может перейти пятипроцентный барьер. Может быть, Лужков намерен добавить к своим десяти процентам по проценту от электората каждого коллективного члена? Но ведь всем известно, что избиратель не подчиняется политику, за которого при прочих равных готов голосовать. Сегодня он симпатизирует национальной идее Рогозина, а завтра, обнаружив КРО под крылом Лужкова, может "отдаться" другому патриоту. Так что вместо сложения может получиться вычитание.

Все это в рамках логики экспертов верно. Их подводит одно - плохое знание логики "объекта исследования". От Лужкова ждут либеральной электоральной политики, завязанной на центральные СМИ и центральную экспертную тусовку, а он хочет дотянуться до России-матушки через разветвленную сеть общественных организаций. Избирательная стратегия Лужкова все больше напоминает линию КПРФ. Не случайно коммунисты, наконец, объявили "Отечеству" войну. Конечно, "Отечество" вряд ли сможет действовать на низовом уровне столь же эффективно, как и КПРФ. Но у них и электораты не совпадают. И если "Отечеству" удастся найти актив, даже вполовину уступающий коммунистическому, в провинции можно будет собрать богатый урожай избирателей, которым претят и коммунисты, и либералы. Этого, кстати, очень опасаются "яблочники". Неслучайно В.Игрунов пытается через газетные полосы убедить Лужкова - не следует ему выставляться во главе "отечественного" списка. А на упомянутом экспертном диспуте "яблочный" социолог подробно рассказал о том, что "Отечество" все еще не создала разветвленную сеть организаций в регионах. Но та задача, которая "Яблоку" оказалась не по зубам за несколько лет, вряд ли может быть выполнена за два месяца. Интересна динамика.

На центральном совете "Отечества" 26 февраля в организацию было принято 10 коллективных членов, каждый из которых имеет эту самую сеть. В очереди стоят еще 80 организаций качеством пониже. Если "Отечеству" удастся заставить работать весь этот "третий сектор" на выборы, то такой региональной сети сможет позавидовать любая партия, даже КПРФ. Затем и нужны коллективные члены. Они не принесут абстрактного социологического электората, но их актив сможет при желании добраться с душевным разговором "за политику" до любого россиянина. Остаются и проблемы: как заинтересовать этот актив в работе на общую организацию, как сплотить разношерстные ряды в единые организации.

Впрочем, как раз со стороны коллективных членов чувствуется некоторое единодушие. Размежевание в "отечественных" организациях пока идет вовсе не между структурами гражданского общества. Ключевой конфликт, который в Вологде и Иваново уже привел к болезненному выяснению отношений, а в других местах тлеет, - противоречие между оппозиционными группами общественников и прогубернаторскими фракциями. Примерно половина губернаторов откомандировала своих людей в "Отечество". Местные оппозиционеры, которым за державу обидно и которые набили руку на критике местной администрации, тоже видят в Лужкове своего - защитника и покровителя. И те и другие нужны "Отечеству". Часто у них общие взгляды, но обе фракции подозревают друг друга в неискренности и соперничают в борьбе за доступ к Москве. Что касается коллективных членов, то они и в этих конфликтах полезны руководству "Отечества", так как могут посредничать между двумя фракциями. Особенно профсоюзы, поскольку они уже привыкли буферить между разъяренными массами и местной властью. Трогательное единство лидеров Союза труда и Конгресса русских общин было заметно и на Центросовете. Казалось бы, им следовало пикироваться, поскольку речь шла о программе движения. Но наблюдая за мимикой Исаева и Рогозина, сидевших в президиуме, можно было заметить единодушие. Интенсивное качание головами и "негативное" выражение на лицах возникало как раз в тот момент, когда в докладе председателя программной комиссии Владиславлева звучали либеральные пассажи. Антилиберальная струя прорвалась и в выступлениях с мест. Либерализм прямо ассоциируется с "провалившимися реформами Ельцина". Один из провинциальных ораторов прямо потребовал социал-демократической самоидентификации движения. Несмотря на то, что Лужков в целом продолжал держаться центристской линии, он в конце заседания заявил о возможной перспективе вступления "Отечества" в Социнтерн.

Крупнейшие коллективные члены сходятся как раз на том, что представляют идейные течения, отличные от либерализма, в рамках которого продолжает вращаться мысль раскрученных столичных экспертов. Поскольку реальные общественные организации теснее связаны с провинцией, они вбирают в себя настроения "низов", то есть того самого электората, о котором вспоминают во время выборов. Если этот механизм обратной связи удастся запустить вопреки всем трениям и обычному отечественному (без кавычек) разгильдяйству, то синтез лужковской "харизмы" и всероссийского общественного актива даст новое качество, которое нельзя будет оценить с помощью критерия "кто сколько процентов принес".


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru