Russian Journal winkoimacdos
11.03.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Консультации накануне... чего?

Андрей Левкин
levkin@russ.ru

Интерфакс сообщил о том, что сегодня в ЦКБ прошла встреча президента России Ельцина и лидера фракции "Яблоко" Явлинского. По некоторым сведениям, "обсуждались наиболее актуальные вопросы политической и экономической жизни страны" - но что еще могло обсуждаться? Г-н Явлинский подтвердил журналистам, что встречался с Ельциным, сказав Интерфаксу, что в ходе встречи "не ставились никакие кадровые вопросы и ему не делалось никаких кадровых предложений".

Пресс-секретарь президента Дмитрий Якушкин на журналистские просьбы подтвердить факт встречи, ответил, что "не имеет сведений о ней". Но признал, что "не обо всех встречах главы государства, исходя из взаимной договоренности, пресс-служба будет сообщать".

Сюжет встреч, о которых не будут сообщать, возник не сегодня: около двух недель назад, как сейчас выяснилось, все же состоялась встреча Ельцина и Чубайса. Что позволяет несколько иначе взглянуть на встречу президента с Явлинским и даже говорить о серии консультаций. В ряду "консультантов" могут появиться и другие фигуры - Лужков или Кириенко. То, что встреча с Лужковым запланирована, уже подтвердил Якушкин. Кстати, по поводу встречи Явлинского с Ельциным Лужков сказал, что, если Явлинский примет предложение о вхождении в правительство, это будет "безусловно пользой для России".

Что же, рассмотрим сюжет, суть которого в том, что в России через некоторое время может появиться Кабинет с несколько иным, нежели у нынешнего, заданием и, скажем, мандатом.

В самом деле - основная задача правительства Примакова выполнена. Политическая стабильность достигнута, ясно, что выборы, безусловно, не будут уже ни отменены, ни перенесены, а пройдут в конституционные сроки. Что дальше? Кабинет оказался в ситуации, в которой ему, по сути, нечего делать. Для решения экономических задач он явно непригоден, с политическими действиями еще хуже - после достижения политической стабильности Кабинет, изрядно опиравшийся на коммунистов, в отсутствии реальных собственных действий оказался неким проводником их логики. То есть - та "реставрация", которая объяла страну после 17 августа, была мягко и цивилизованно "канализирована" действиями правительства. Но это уже сделано, и дальнейшее доминирование реставраторской логики и означает предоставление прямого канала левым.

Не говоря уже об общей несправедливости такого хода событий (по сути, такой поворот дел просто склеивает законодательную и исполнительную ветви власти), им явно не доволен президент.

Разнообразные упреки, адресуемые Администрации президента, в том, что в ее недрах зреет заговор против Примакова, - не вполне, наверное, беспочвенны. Если, конечно, не употреблять столь пафосных слов, как "заговор": в конце концов, АП оказалась единственной точкой, где возможна разработка альтернативного проекта Кабинета, адекватного ситуации.

Каким может быть смысл вероятного нового Кабинета? Понятно, что он не может сделать нечто по части полного уничтожения "реставрации", хотя бы по той причине, что реставрация эта имеет вполне объективный характер. Все, что он будет в состоянии, - каким-то образом ее ограничить. В принципе, понятно, что этот Кабинет должен быть не политическим, а профессиональным. Ну, во-первых, любой новый кабинет, в сравнении с нынешним политическим, окажется профессиональным, во-вторых же, учитывая то, что нынешний Кабинет настолько (в соответствии со своим предназначением) "заморозил" ситуацию в стране, что "разморозить" ее смогут только конкретные профессионалы.

Суть дела, в общем, понятна, учитывая хотя бы ситуацию с тем же МВФом, не говоря уже о том, что в мае размах таких проблем только возрастет. Логика политического примораживания была рассчитана на осень-зиму. С ней Кабинет справился. Так что, на самом деле, мы имеем дело с весьма редким в России случаем, когда правительство, действительно, выполнило те задачи, для решения которых было создано.

Конечно, возможность нового Кабинета осложнена простым фактом: любой профессиональный кабинет будет восприниматься в качестве Кабинета правых. То есть ему нужно будет каким-то хитрым образом суметь свести интересы всего политического спектра. Разумеется, трудно понять, какого рода фигуры способны выполнить подобное. Г-н Третьяков уже прикидывал в сегодняшней НГ варианты, у него получилось что-то кисло: Аксененко, Степашин. Чубайс или Явлинский. Явлинский, да, уже был у президента. Но ведь в свое время появление Кириенко не опиралось ни на какие прогнозы.

С другой стороны, не следует представлять ситуацию так, что такая правительственная новация может вызывать резкое неприятие со стороны всех без исключения "не правых". Все по той же причине: Примаков настолько сблизился с левыми, что вполне не исключен вариант, когда перед парламентскими выборами он возглавит левое большинство (последние, четверговые рейтинги ФОМа дают Зюганову 28% , Примакову - 24% в первом туре президентских). В такой ситуации самым явным образом ущемляются интересы как "старых", представленных в парламенте партий (НДР, например, "Яблока"), так и новых - Кириенко, Лужкова.

Вот и еще одно основание для возможных изменений в правительстве. Если политической и, скажем, демократической функцией кабинета Примакова было недопущение отмены или переноса выборов, то теперь речь идет уже об их справедливом проведении. Политическое правительство Примакова - отнюдь не лучший проводник для этого.

Учтем, хотя бы СМИ - о проблемах Кабинета по сей части известно достаточно хорошо. Судя по всему, истинной является и информация, сегодняшнего Коммерсанта о том, что вернувшись после отпуска, Примаков на заседании правительства в среду говорил не о Чечне, а о том, насколько распоясались телевизионщики, - не лучшая предвыборная позиция. Кроме того, для президента и, соответственно, его администрации свобода СМИ является одной из наиболее болезненных тем, что подтвердилось, например, вчера, в реакции Ельцина на решение Госдумы о введении пресловутых комитетов нравственности на телевидении.

Словом, правительство может быть совсем новым и заведомо временным. Есть не вполне технический вопрос: временное - до парламентских выборов или президентских? Но уже ясно, что новое правительство, пусть и созданное после Думы, исходя из результатов выборов, не будет правительством думского большинства (по идее КПРФ).

Возникает естественная проблема со сроками. В течение какого времени могут произойти перемены? Приблизительно можно сказать, что перемены, если таковые возникнут, должны произойти до мая месяца, например, учитывая те страсти, о которых сегодня говорил Немцов (социальный взрыв, подготавливаемый с марта, выплата $1,7 млрд. по долгам) и которым нынешний Кабинет не способен противопоставить ничего.

Нижний предел - конечно, уже март. МВФ, проблема дефолта - и послание Ельцина Федеральному собранию. Послание будет уже и потому, что его не может не быть. Ожидается примерно к концу марта.

Здесь, кстати, и можно будет понять, какой видит президент исполнительную власть, - по тем требованиям к Кабинету, которые будут заложены в послании. Разумеется, все может произойти и быстрее.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru