Russian Journal winkoimacdos
23.03.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
 Политика архивпоискотзыв

Россия как угроза своему существованию

Динамика, структура и вероятные последствия системного кризиса

Аналитическая записка

Часть II

Дмитрий Юрьев, Наталья Савелова

Часть I

1991 - 1998: имитация реформ

При фактическом отсутствии государственной воли, информационно-психологического обеспечения социальной поддержки реформ и при рассогласовании общественных настроений в отношении реформ фиктивно-имитационный характер приобрели в конечном счете все решения и действия власти, направленные на реформирование политических и экономических отношений в России после 1991 г.

С одной стороны, содержательная составляющая реформ представляется в высшей степени существенной. Были отпущены цены - и исчез дефицит. Была проведена приватизация госсобственности - и значительная часть предприятий получила возможность свободного рыночного развития. Была ликвидирована отраслевая система государственного управления экономикой. Радикальные перемены произошли в общественно-политической сфере. Ликвидация цензуры, полная свобода публичной политической деятельности и открытие границ кардинально изменили облик России, самоощущение ее населения.

С другой стороны, более существенным для общей оценки реформ оказывается то, что было не сделано за минувшие годы. За все эти годы так и не была введена полноценная частная собственность на землю. За все эти годы так и не было осуществлено полноценное правовое самоотождествление новой российской государственности - будь то на уровне государственной символики, будь то на уровне наиболее важных "законов повседневного употребления". За все эти годы так и не состоялась кадровая реформа - "деноменклатуризация", которая была призвана изменить неэффективный и дискредитировавший себя принцип самоформирования элиты и необходимость которой остро осознавалась обществом в первые месяцы после августовских событий.

Это означает, что все основные экономические преобразования и достижения - реструктуризация экономики, финансовая стабилизация, свободный рынок, - остались не укоренены, не заземлены в буквальном смысле этого слова, возведены на пустом месте.

Этим же предопределяются и проблемы реального производства.

И здание новой российской действительности буквально "провисает", не имея реального экономического фундамента. Но оно не имеет и другого - стен и потолка. Потому что без полноценного права собственности нет реальной свободы личности. А без реальной свободы личности нет взаимной ответственности государства и граждан, нет общепризнанной и действенной законности.

Большинство высоко- и среднеоплачиваемых граждан России сегодня - прямые и непосредственные нарушители закона, объект возможного административного и уголовного преследования. Причем не вследствие произвола, а вполне в рамках действующего законодательства.

Потому что коль скоро практически любая коммерческая деятельность - форма нарушения закона, то различие между торговлей собственноручно связанными носками и транспортировкой наркотиков состоит лишь в масштабе нарушения, но находится "по одну сторону" баррикады от закона, от правоохранительных органов, от власти государства. А это значит, что все общество в целом вытесняется в криминал, а власть получает право насильственно пресекать криминальную деятельность общества.

Полная неопределенность, неотрегулированность взаимных прав и ответственности государства и граждан увенчивается неопределенностью государственных символов. В течение всех минувших лет коммунисты-законодатели пропускали многие "буржуазные" новации, шли на многие экономические уступки. Но вот на согласие по таким "пустякам", как флаг, герб и гимн, не шли ни за что.

Потому что недосказанность в отношении содержания реформ и нежелание, а вернее, боязнь дать точную правовую оценку коммунистического периода жизни страны и определить новый политический старт, - все это вместе взятое привело к фактическому крушению попыток изменить природу российского общества.

Многолетняя и мучительная работа по реформированию России затронула многое - но практически не затронула основ. Лишенное экономического фундамента и юридических стен, здание российской государственности осталось пустым - там так и не поселились люди.

А то социальное пространство, в котором люди продолжали существовать и действовать, оказалось основано на прежних принципах пренебрежения к свободе и достоинству человека.

Дело в том, что деноменклатуризация не должна была иметь никакого отношения ни к "охоте на ведьм", ни к "запретам на профессии". Она, по идее, сводилась, во-первых, к вынесению правовой оценки десятилетиям существования советской власти и, во-вторых, к изменению внутреннего содержания общественных отношений. Ни то, ни другое само по себе не требовало обязательных репрессивных мер. Потому что, по сути, речь шла лишь об одном - о юридически обоснованном признании номенклатурного устройства общества преступным, основанным на произволе и страхе. И, как следствие, о переходе к иному устройству общества, основанному на свободе и ответственности.

Провал деноменклатуризации в России после 1991 г. предопределил сохранение и воспроизводство в новых формах прежних принципов общественных и экономических отношений.

Свобода рынка в постсоветской России - в отсутствие реальной, основанной на собственности и законе свободы личности, - превратилась в предельную, абсолютную свободу произвола. Вместо деноменклатуризации общества произошло превращение в мини-номенклатуру практически каждой его ячейки, каждой семьи, каждой человеческой личности.

Продолжение


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru