Puzzle в языке политики

С. Колесков
(политолог, лингвист, эксперт Фонда Эберта)

Выступления лидеров - и не только - разных политических партий, а также документы, программы, платформы движений, идущих на выборы, похоже, изготовляются в одном и том же месте. Настолько одинаков набор языковых и идеологических клише, что избиратель с готовностью может принимать товар, маркированный знаком единого качества. Из исходного набора деталей избиратель может сам на свое усмотрение конструировать любой документ, любое руководство. И инструкция - одна, общая. Такая игра.

В ней несколько нехитрых языковых приемов, которые хорошо усвоили политологи и спичрайтеры. Их полезно научиться слышать и распознавать в разных вариантах оболочек. Прием первый - "мы не хотим в коммунистическое прошлое". Прием второй - "долой радикализм" или "долой тех, кто ставил на рыночную панацею". Прием третий - клятва верности - "встали и не свернем", "идем и будем идти выбранной дорогой".

Идеологов можно понять: набор языковых политических штампов сегодня крайне ограничен. Тем более, что актуальный сегодня на политсцене страны мотив объединения еще больше сужает возможности. Красноречивы сюжеты и ряды предполагаемых объединений. Вот, например, обновляющийся "Наш дом - Россия", вошедший в плодотворную стадию жизни после смерти, считает, что мог бы вполне продуктивно взаимодействовать с: "Отечеством", "Голосом России", "Всей Россией", "Новой силой", "Яблоком", "Правым делом". Упомянутые организации и их лидеры говорят одним и тем же языком по, казалось бы, разным поводам.

"Круговерть импичментов, разоблачений, подслушиваний да подглядываний - все это не только не солидно, а напрямую вредит делу. Порой складывается впечатление, что на лозунге России этого столетия за словами "Долой!" меняются только фамилии неугодных: нынче это Президент, теперь и до Примакова добрались. Да в таком дурдоме ничего путного никогда не получится!" ("Дом и Отечество", 29 апреля, эксклюзивное интервью В.С.Черномырдина).

"Жалкий лепет на федеральной лужайке нового руководителя Администрации президента Александра Волошина не удовлетворил сенаторов. Таким образом, Скуратову продлили срок его конвульсивного пребывания на занимаемом посту. И это не может не привести к дальнейшему углублению политического кризиса. В России разыгрывается сюжет, достойный пера Кафки! Зам. председателя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко сказал: "... ситуация перерастает в общенациональный политический кризис с непредсказуемыми последствиями". ("Зеркало", 27 апреля).

Но все говорят о том, что готовы поступиться принципами ради общего дела.

Практически во всех программных положениях и докладах любой партии и движения есть общее понятие "средний класс". И снова общий языковой оборот находим почти везде - от документов Сергея Кириенко до доклада Виктора Черномырдина: " Мы - партия среднего класса, самостоятельного сословия, которому есть, что терять". Действительно, все движения правее коммунистов и социал-демократов могут выражать интересы среднего класса. Только как сориентироваться избирателям, за кого голосовать, распознавая за словами политические нюансы установок. Именно на это смешение сделали установку идеологи НДР, вложив в уста ЧВС высказывание: "Политически средний класс раздергивается претендентами на то, чтобы выступать от имени этого "самостоятельного сословия". И мы видим свою задачу в том, чтобы политически объединить этих людей. Причем не обязательно под крышей "Нашего дома".

Еще одно универсальное клише: каждый клиент идеологов сразу же становится лидером "партии регионов". Быть московским политиком сегодня немодно.

Итак, языковое меню для запутавшегося избирателя:

Таков языковой "пазл" конца апреля 1999 года.