Черно-белая Россия

Эдуард Михневский

Эдуард Михневский

Это фото c front-page сетевой версии журнала The Observer - Степашин в темных очках и фуражке с орлом простирает куда-то указующую длань, а президент (в штатском) взирает туда с угрюмым подозрением - задает всей теме эдакий специфический черно-белый ретро-колер.

Прозрачность знаковых отсылов высокой тульи и черных очков генерала, равно как и пристальной седовласости государственного мужа, скромно подчеркивается отсутствием нюансов и оттенков. Бесцветность. Обновляющийся (опять! опять!) российский политический контекст представляется до крайности упрощенным и упаковывается в метафорическую рамку тривиальных оппозиций: черное - белое, добро - зло, война и мир, мы и они, друзья и враги... Кстати, на кого это так по-кутузовски ясно указует генерал?..

Знаменитый автор "Левши" (да и до него - некоторые, и не раз) замечал, что англичане хитроумны и подковыристы, не чистят ружей кирпичом и горазды делать вид, что им не очень, де, важно, что у нас и блоху умеют подковать. Все одно, дескать, не пляшет.

И пока у нас все, кто только может, именно это и делают с тем, что там называют демократией, спокойствие и сдержанность британской прессы относительно последних политических перипетий в России подтверждает суждение писателя.

Отставка Примакова, потеха импичмента, премьерские перспективы Степашина ни на сантиметр не сдвинули вниз заголовки статей о Балканской войне на первых полосах толстых газет Альбиона.

Островитян куда больше интересуют (и беспокоят) призывы их собственного левого премьера к наземному вторжению в Югославию, чем обещания нашего правого исполняющего обязанности покончить с коррупцией. Хотя нельзя сказать, что они их полностью игнорируют. Вольная газета The Independent в статье "Степашин взывает к очищению" (чего здесь больше - консерватизма, иронии? или поровну того и другого?) комментирует последний простой и банальный политический ход очередного кандидата на пост главы российского правительства: "Сергей Степашин назвал коррупцию "врагом общества номер один".

Выступая перед членами Совета Федерации, он заявил, что опыт, обретенный им на посту министра внутренних дел, и работа в структурах, "утверждающих законность", показывает: коррупцию можно обуздать, и "в нашем распоряжении есть все, чтобы решить эту проблему".

"Господин Степашин, - продолжает газета, - последний в длинной череде руководителей правительства, обещавших бороться с преступностью и коррупцией. Успеха в этом деле его предшественники не добились. Но, как бывший глава федеральной службы безопасности, господин Степашин знаком с проблемой".

В качестве подтверждения его осведомленности The Independent приводит слова и.о. премьера об успехах в сборе налогов в Красноярском крае после мощной атаки тамошних властей на организованную преступность.

Однако, как считают политические обозреватели, эта риторика мало поможет Степашину в скором поединке с Государственной Думой, которой предстоит непростая работа - утверждать его на посту главы кабинета.

И если президент "Ельцин продрался сквозь голосование в Думе" (заголовок в журнале The Observer), то это вовсе не значит, что ему удастся пропихнуть через те же тернии своего нового назначенца. Хотя позиции Кремля сегодня значительно усилились.

"Думские дебаты по импичменту, - пишет The Guardian, - быстро превратились в фривольный парламентский фарс. Главные свидетели отказались от выступлений, на авансцене же гремело политическое сквернословие ...

Бывший президент СССР Михаил Горбачев похерил возможность сквитаться со своими противниками, поскольку-де направленное ему парламентом приглашение выступить на слушаниях было сделано лишь в письменной форме: "Могли бы и позвонить", - сказал Горбачев.

Павел Грачев - министр обороны в пору чеченской войны - в зале так и не появился, как, впрочем, и бывший вице-президент Александр Руцкой".

И напрасно взывал с трибуны "член "Народовластия" левый депутат Станислав Говорухин: "Отстранение президента было бы доказательством того, что страна становится демократической!"

Никакого отстранения не случилось. Да и могло ли, в самом деле, случиться?

"...Голосование по импичменту закончилось унижением Думы, - продолжает тему The Observer, - и хотя поединок президента с парламентом далеко не окончен, Ельцин сегодня находится в более выгодном положении, чем партии, готовящиеся к дебатам по назначению Сергея Степашина.

Тот факт, что каждое из пяти предъявленных Ельцину обвинений собрало простое большинство голосов, позволяет <казалось бы> заключить, что большая часть депутатов считает его предателем и убийцей, стремящимся разрушить страну и уничтожить ее народ.

Однако такого заключения сделано не будет. Результаты голосования станут дополнительным подтверждением некомпетентности и беспомощности оппонентов Ельцина в Думе.

Прокремлевского альянса неуловимо тэтчеристского (!?) НДР и ультранационалистической ЛДПР Жириновского вкупе с выводком центристов оказалось достаточно, чтобы обречь импичмент на провал".

При этом явное перенапряжение сил Кремля в борьбе против заговора оппозиционеров привело к тому, что, судя по лаконичной информации желтоватой Sunday Mirror, "Ельцин отступает в провинцию": "Президент Ельцин прошел... медицинское обследование и уехал за город. Официальные лица утверждают, что обследование было "плановым", и президенту "известно обо всем, что происходит".

Тем временем, по мнению респектабельной The Sunday Times, его противники отнюдь не угомонились. В статье "Ельцин бьет импичмент, но соперники намерены мстить" московский корреспондент Марк Франчетти пишет: "То была азартная игра, в которой ставки Бориса Ельцина оказались самыми высокими за всю его карьеру. Пока на прошлой неделе коммунисты... готовились к отстранению президента, он сделал то, что умеет лучше всего: перешел в наступление... и поднял ставки, накануне импичмента отправив в отставку премьера Евгения Примакова и все его правительство

Ельцин наблюдал свой триумф по телевидению, ...сидя в резиденции в 90 километрах к северу от Москвы. Однако его проблемы далеки от разрешения.

Коммунистический лидер Геннадий Зюганов жаждет мщения. Провалив утверждение Сергея Степашина на посту премьера, он намерен ввергнуть Россию в новый конституционный кризис".

Социальный фон грядущего контрнаступления оппозиционеров очень неблагоприятен для президента и его сторонников, которых и так не много. "Сомнительно, чтобы Ельцину удалось пробудить заметные симпатии населения, - отмечает The Sunday Times, - хотя он уже обеспечил себе место в истории как освободитель России от коммунизма, его рейтинг в опросах общественного мнения упал до 2-х процентов".

Комментаторы считают существенным, что с момента избрания президентом России "в месяцы агонии СССР" Ельцин сместил восемь кабинетов и в общей сложности 200 министров.

Марк Франчетти цитирует бывшего депутата и советника президента, "а ныне главу фонда "Политика" Вячеслава Никонова: "Пока Ельцин сидит в Кремле, Россия просто не будет двигаться вперед. Он утратил способность мыслить и движим одним только стремлением консолидировать в своих руках власть во имя власти. Я не могу представить, что он уйдет, не получив гарантий относительно своего будущего".

Быть может, теперь, - задаются вопросом английские обозреватели, - судьба президента находится в руках единственного человека - Юрия Лужкова - "полного энтузиазма, кипучего мэра Москвы, который превращается в главного кандидата на президентских выборах 2000 года"?

Создавший недавно собственную партию Лужков в глазах европейских политических экспертов и журналистов действительно выглядит довольно внушительной кандидатурой, поскольку "имеет широкий доступ к прессе", а также "могущественные силы, стоящие у него за спиной".

Серия встреч Ельцина и Лужкова, прошедшая в минувшие месяцы, пишет The Sunday Times, "породила спекуляции о том, что президент видит в Лужкове единственного человека, способного остановить коммунистов на их пути к власти.

Однако соглашения с ним будет достичь нелегко... Нанести поражение Думе, возможно, было куда более простой задачей в сравнении с заключением будущей сделки с лукавым московитом".

Любопытно, что днем ранее лондонская The Times связала политические действия и перспективы с именем другого известного в Европе российского гражданина - Бориса Березовского.

В корреспонденции Анны Банди из Москвы утверждается: "русские убеждены, что магнат манипулирует Ельциным".

Ссылаясь на слова сотрудника газеты "Сегодня" Леонида Радзиховского, The Times назвала Березовского Распутиным и высказала предположение, что "президент достиг того состояния, когда он действует, руководствуясь исключительно инстинктом. И никто лучше Березовского не знает, как управлять им.

"За отставкой правительства стоит Березовский, - резюмирует The Times, - не без участия этого человека, самого ненавидимого гражданами России, страна снова брошена в политический хаос..."

Отметим, что эта корреспонденция была опубликована до голосования по импичменту, когда многим на Западе хаос казался таким же неизбежным, как и отстранение Ельцина. Ни того, ни другого не случилось. Впрочем - что считать хаосом? По мнению многих солидных европейских специалистов, хаос в России, собственно, и не прерывался аж с 1991 года...

Но должен же там, в конце-то концов, настать долгожданный порядок! Так считает и респектабельнейший международный журнал The Economist, утверждающий, что в то время, как "Россия нуждается в стабильности и реформах, Борис Ельцин предлагает ей дозу хаоса".

"Заледеневшая за зиму российская политика, - продолжает журнал, - разморозилась и теперь пахнет еще хуже, чем прежде. ...Ситуация чревата проблемами, и, быть может, - нестабильностью.

В течение зимы администрация президента продолжала терять и власть, и таланты. Последним был совсем недавно ушедший в отставку Олег Сысуев. Большинство других членов президентской команды - весьма посредственны. Многие из них... активно непопулярны.

Умно сформированное правительство могло бы усилить шансы господина Степашина, однако пока надеяться на это не приходится. Ходят слухи, что антилиберальным либерал-демократам Жириновского в обмен на их поддержку был предложен еще один портфель в будущем кабинете. Это отдает уже отчаянным безрассудством.

Даже принятие кандидатуры Степашина, считает The Economist, не будет означать их желания конструктивно работать с правительством.

Тем временем соглашение с МВФ предусматривает принятие до середины июня нескольких новых законов, в том числе - проведение банковской реформы и ужесточение налогов. "Если Россия нарушит свои обязательства, МВФ и те, кто стоит за ним, окажутся перед трудным выбором: вкладывать деньги в азартную игру Ельцина или допустить падение России в финансовую дикость".

В отличие от большинства изданий, традиционно воздерживающихся от прогнозов и выводов, The Ecоnomist их делает. И они отнюдь не оптимистичны: "Если Ельцину повезет, в течение ближайшего месяца у него будет работающее правительство и Россия добредет до декабрьских выборов, которые могли бы впрыснуть политической системе новую дозу легитимности. Если же - нет, страну вновь ожидает беспомощное падение".

В который раз, и не без удивления, приходится смириться с тем, что если речь заходит о России, о ее настоящем и будущем, язык и выводы здешней и западной прессы столь же удивительно схожи, как и цвета, в которых предстает образ ее настоящего и будущего: черный и белый. Да или нет. Добро или зло. Пан или пропал. Война или мир.

И в который раз открытым остается вопрос: а читают ли газеты те, от кого зависит, исполнятся или нет прогнозы журналистов.