А где он вообще, украинский политический Интернет?

Несколько вопросов по поводу статьи Ирины Бохно

Евгения Абрамова
abramova@russ.ru

Просматривая украинские сайты, нужно было понять, что представляет собой Интернет на (в) Украине. Отчего и появилось несколько вопросов, которые и хотелось бы задать именно тем, кто занимается Интернетом именно на (в) Украине.

Из Москвы все это выглядит так (перечислю известные мне факты): сделано около сотни сайтов (политики и политические партии, СМИ, госструктуры), которые производят тягостное впечатление, так как на них в основном размещена справочная информация. Наиболее привлекательными выглядят сайты СМИ - просто потому что регулярно обновляются.

С политическими сайтами сложнее: есть сайты политпартий и отдельных политиков, среди которых наиболее раскручен, конечно, сайт Марчука, появившийся в ноябре 1998 г. Реклама проводилась через Reklama.ru, т.е. через Россию. Реклама оказалась эффективной хотя бы потому, что именно таким образом я вышла на этот сайт. (Здесь вопрос такой: насколько принципиальным оказывается вопрос об участии украинских сайтов в поле российского Интернета?) Газета "Сегодня" писала об открытии сайта весьма радостно, особенно запомнилось высказывание самого Марчука о том, что раз он первый из украинских политиков сделал такое, то именно он и взял на себя обязанность формирования позитивного образа Украины в мировой сети Интернет.

Откуда такая озабоченность образом страны (если оставить в стороне пустоты политических заявлений)? Сайт при этом обновляется только в части "Публикации СМИ о Марчуке", что, конечно, довольно скудно.

Вторым номером среди украинских политиков оказался Мороз, к сайту которого интерес даже по количеству публикаций в СМИ был незначительный, да и речь скорее шла об оффлайновых политических разборках, нежели об Интернете. То есть как бы новизна пропала, а продолжение линии создания политсайтов в Интернете не учитывается. А образ страны в Сети? Здесь интересно еще посчитать количество публикаций в СМИ об Интернете начиная с ноября 1998 г. и поглядеть, какие интерпретации, кроме тех, которые я нашла ("развлечение для богатых" и "не бойтесь Интернета - он не кусается"), используются СМИ.

Такие характеристики обоснованны, если учесть такое обстоятельство, как количество пользователей, и то, что увеличение этого количества непосредственно зависит от уровня дохода и от того, значим ли Интернет на (в) Украине как средство распространения и получения информации.

То, что школы и ВУЗы подключают к Интернету бесплатно - это понятно: необходимость Интернета осознается. Но, с другой стороны, что подразумевают украинские пользователи-производители контента, когда утверждают, что Интернет им необходим? Используются ли такие, на первый взгляд, банальные возможности, как "обратная связь", подписка на новости сайта (в случае их обновления), веб-обозрения, форумы и голосования, интернет-конференции? Кажется, что да, используются: вот два обозревателя (Brams, Webman), два Интернет-обозрения: "Агентство Iнтернет Nовостей" и Интер@ктивность и один журнал, посвященный Интернету ("Интернет-маркетинг"), проводятся Интернет-конференции, есть службы почтовых рассылок - одна и вторая. Но как-то невнятно это все, особенно на фоне российского Интернета.

Нет четкой структуры, нет иерархии, даже на уровне ссылок на ресурсы сходной тематики. Отсутствует, как я понимаю, такая штука, как украинская Интернет-тусовка. Отдельные люди типа Bramsа вписываются в московские-российские события, новости "Агентства Iнтернет Nовостей" я могу получать через Городского кота, что-то украинское мелькает, но лишь изредка. "Интернет-маркетинг", если я не ошибаюсь, выходит раз в месяц, и эта периодичность слегка настораживает: событий мало, а ожидать увеличения количества пользователей и заказчиков, заинтересованных в продвижении своих проектов и через Интернет, не приходится.

Вот и спрашивается - оживят ли президентские выборы 1999 г. украинский Интернет? Появился сайт "Выборы - 99", но... Кто его делает? Что это за провайдер с новым для меня названием, кто его контролирует, кто делает контент?

И тут же рядом - есть ли некий негласный список украинских контор, которые занимаются производством политических интернет-проектов, или эти места вакантны? Да и может ли подобное занятие быть на (в) Украине выгодным? Это к вопросу о понимании возможностей и их рационального использования, а также к тому, каким образом происходит взаимодействие с оффлайновыми историями.

Ирина Бохно прокомментировала проект постановления о попытке, примерно год назад, поставить под контроль Интернет на (в) Украине. Причины и возможные последствия указаны. Так спрашивает ли КГБ списки пользователей у провайдеров или нет? Или компромат, например, возможен ли? Если учитывать подконтрольность украинских СМИ президенту и, соответственно, отсутствие у прочих кандидатов на эту должность возможностей проведения рекламных кампаний в украинских СМИ, то Интернет может стать удобным средством агитации, а также и местом для размещения компромата. Кстати, газета "Сегодня" об этом сообщала в связи с российской историей "Когтя-2".

Но здесь возникает вопрос иного рода: приспособлен ли украинский Интернет для подобных событий? Насколько быстро, если учитывать вышеперечисленные факторы, способны "раскрутить" компромат, а также "отловить" его и уничтожить? И как быть с позитивным образом страны?

К вышеперечисленным факторам о целостности украинского Интернета и о внутренней взаимосвязанности различных ресурсов следует добавить еще вот что: рейтинги, поисковые системы и баннерные сети. Мне так и не удалось разобраться, какие из последних самые "крутые" по предоставляемым услугам, ясно лишь (из ответов про украинский Интернет в BANNERS), что идет борьба за будущих клиентов и право называться "крупнейшей баннерной сетью Украины", но при этом в качестве преимущества называлось правило принятия к показу только украинских сайтов. Так свои баннерные сети эффективны, или без России тут не обойтись?

А о путях продвижения нового сайта в украинском Интернете сказать что-то определенное очень сложно: исследований не проводилось, баннеры размещались на сайтах, которые приблизительно считаются наиболее посещаемыми (отчет об этом можно, кажется, прочесть в журнале "Интернет-маркетинг").

И еще несколько мучений: понять, что такое суспiльство, без словаря невозможно, пришлось приобрести украинско-русский словарь, который, как оказалось, стоит немалых денег, да и сложно его в Москве найти. Почти все сайты госструктур используют только украинский язык. Только эдесь сделали трехъязычный сайт (украинский, русский, английский).

Двойной пример: сайт Верховной Рады в Rambler с надписью "только на украинском". Верховная Рада, как выяснилось, имеет два сайта - на первом есть только новости пресс-службы, его место в первой двадцатке Ramblerа для меня загадка, а второй сайт - с результатами голосования и текстами стенограмм и законов, а также с расписанием работы - ошеломляет немыслимой для госструктуры открытостью.


Обсуждения