Фонд эффективной политики

Фонд эффективной политики участвует в информационном планировании Администрации Президента с 1996 года. Вышеназванный механизм создан был исключительно для обеспечения политического доминирования БН при решении политических задач. Сама доктрина доминирования власти разрабатывалась, в частности, нами совместно с коллегами. Сегодня этот механизм действует не в тех обстоятельствах, для которых был создан. Главным обстоятельством следует считать изменение позиции Президента на политической сцене и в системе властей.

В связи с предстоящим уходом Б.Н.Ельцин перестаёт быть спектрообразующим фактором политической сцены. Новая задача состоит в создании условий безопасной для общества и достойной для БН смены власти. Положение Ельцина делает его, быть может, наиболее угрожаемым политиком в России. Это обстоятельство жизненно важно для новой общественной среды - любая попытка расправы с Б.Н.Ельциным по политическим соображениям не может остановиться на нём лично, а неизбежно затронет целый слой связанных с ним людей и их семей. Риски, возникающие при некоторых из этих сценариев, надо рассматривать как абсолютно недопустимые - для всех без исключения.

Власть будет производить попытки консолидации вокруг той или иной стратегии. Однако, в силу неприемлемости для тех или иных групп самого факта консолидации власти, эти попытки будут подрываться той или другой из них.

При этом внутренняя борьба групп во власти выступает - для ее участников - более значимой, чем внешние угрозы.

Аналитическое сопровождение и политическое консультирование в таких условиях неизбежно попадает в поле борьбы и превращается в ее инструмент. При этом общество и власть теряют свой реальный аналитический потенциал и потенциал стратегического реагирования - что на деле уже происходит. Проблема заключается в том, чтобы построить систему анализа ближайших угроз и стратегий противодействия им в режиме реального времени.

Такая система должна быть вынесена за рамки сферы борьбы внутри власти, оставаясь в доступности для всех участников политического процесса.

Фонд эффективной политики установил наличие повторяющихся угроз, связанных с конструктивными дефектами российской политической сцены.

Система программ Фонда расчитана на их компенсацию и/или устранение.

Для этого в составе Русского Института при поддержке ФЭП и ряда других структур создаётся независимая некоммерческая исследовательская структура, занимающаюся системным анализом, прикладными разработками, оценкой и распространением данных в рамках политического, избирательного и идеологического процесса 1999-2000 гг. В Институте создаются и действуют:
центр календарного анализа, планирования операций и прогнозирования;
группа региональной привязки операций;
группа сценарного дизайна;
группа идеологического дизайна; отдел Интернет-мониторинга;
Институт объявляет свои программы, они же - главные политические проекты. По каждому из них он предлагает помощь всем заинтересованным политическим силам.

Что мы будем делать

Мы будем объединять и тренировать кадры гражданского общества, действуя совместно с гражданскими активистами.

Мы будем создавать и расширять доступ граждан к политической и культурно-политической информации, включая информацию об угрозах и закулисных кампаниях, - используя для этого сеть Интернет и реальные общественные коммуникации.

Мы будем содействовать разработке реальной повестки дня новой Думы - это интеллектуальная задача - и мы привлечем к этому новые интеллектуальные силы, так как старым не доверяем.

Мы будем укреплять способность общества выступать консолидированно и оспаривать при необходимости действия политиков и власти.

Мы будем оглашать, публиковать и тем самым разрушать антиконституционные и антиобщественные схемы, особенно те, которые прикрываются видимостью закона, - бороться с компроматом, коррупцией избирательного процесса и т.п. Мы не позволим усилиться таким силам и будем разрушать создавамые ими коалиции.

Мы будем содействовать созданию коалиций, ограничительных для таких сил. Мы постараемся не допустить ситуации, когда перспективы общества будут зависеть от доброй воли того или иного победителя. Общество не должно достаться победителю, как добыча. Наоборот - победитель в кампании 2000 года должен с досадой обнаружить, что ему теперь придётся считаться не просто с т.н. "элитой", но и с обществом как реальной силой.

Мы будем поддерживать открытость общества - включая любые, в том числе международные, ресурсы во внутренний процесс. В частности - интеллектуальные и кадровые силы русской диаспоры.

Мы будем добиваться международно-правовой легитимности всех выборных структур; поддерживать усилия международных наблюдателей, как мы это делали в 1995 году.

Мы будем проводить открытый фандрайзинг для наших проектов и, действуя на основе закона об общественных организациях, создавать соответствующие общественные фонды.

По всем программам Фонда и Института будут проводиться открытые конкурсы. Мы убеждены в достаточности интеллектуальных ресурсов общества России для обеспечения необходимого качества российской политики. Вопрос в том, чтобы эти ресурсы мобилизовать в течение предстоящих 12-ти месяцев.

ФЭП надеется успеть.

Проект ФЭП-99: реконструкция думского большинства

Фонд эффективной политики с февраля с.г. ведёт собственную организационно-технологическую кампанию, промежуточные цели которой:
- лишить КПРФ союзников в составе исполнительной власти,
- сократить коалиционные ресурсы КПРФ на предвыборном поле
уже достигнуты.

Конечная цель кампании - нанести КПРФ поражение на выборах в Думу в декабре 1999 года и на президентских выборах в 2000 году.

Техническими параметрами достижения цели ФЭП являются:
а) сведение фракции КПРФ в Думе к уровню её реального, а не искусственно завышаемого веса путём ограничения избирательного результата КПРФ голосами её прямых идейных сторонников, что, по нашей оценке, должно составить не более 12-15 процентов от общего числа избирателей.
Отсюда, естественно, следует достижение второй и конечной цели кампании:
б) исключить реальные шансы кандидата КПРФ на президентских выборах 2000 года, устранив тем самым основную угрозу конституционному строю РФ.

Выборы-1999: от полиядерной к двухъядерной Думе

В результате выборов 1995 года сложилась известная всем картина: полицентричная Дума с явным преобладанием коммунистов и левых и небольшим неустойчивым "болотом". Т.н. "правые", а по сути, пропрезидентские силы заняли в Думе около трети голосов, формируя и расширяя в экстремальных ситуациях свою неустойчивую треть за счет блокирования с правыми националистами, либералами и "болотом".

Это соотношение сил сложилось в 1995 году во многом как наследство старой Думы и "травмы 1993 года". Реально основным спектрообразующим фактором в ходе голосования четыре года назад и все время после этого выступал президент Б.Н.Ельцин. По сути, расстановка сил в Думе формировалась по отношению к Президенту, что автоматически увеличивало шансы коммунистов и их левых союзников. Претензии коммунистов на альтернативную партию власти, флуктуации протестности в дополнение к "зоологическому антикоммунизму" команды президента также искусственно завышали информационную и политическую роль КПРФ, формируя образ "катастрофического преемника" ельцинской власти.

Ключевое отличие кампании 1999: выборы 1999 года начнутся при крайне важном отличии. Это будут выборы ДУМЫ ПОСЛЕ ЕЛЬЦИНА. Б.Н.Ельцин перестает быть спектрообразующим фактором новой Думы. С ним вместе уходит в прошлое и поляризация политической сцены "за и против Ельцина".

ФЭП утверждает, что уход Ельцина со сцены выборов в роли спектрообразующего фактора освобождает место для формирования реального правоцентристского большинства в новой Думе.

Помимо истечения срока президентства Ельцина, есть еще несколько факторов, позволяющих говорить о предстоящем разрушении монополии коммунистов и их левых союзников.

Первое. Претензии КПРФ на роль альтернативной партии власти оказались несостоятельными. Альтернативная "ельцинской" партия власти начала формироваться в районе левого и правого центров (на стыках Лужков-Примаков и Кириенко-Шаймиев-Рыжков). КПРФ выпала из участия в этом процессе, она стала рассматриваться игроками только как ресурс для собственного усиления, но не более.

Второе. Падение протестности, в особенности после провала импичмента, и распределение протестного электората по другим секторам.

Третье. Формирование "левого центра" (Лужков, "Отечество" при потенциальном союзе с Примаковым) происходит в зоне электорального влияния коммунистов, что безусловно (особенно в случае участия в игре Примакова) скажется на падении электоральной поддержки КПРФ.

Четвертое. В выборах 1999 года будет участвовать по меньшей мере одна сильная левая некоммунистическая группировка Тулеева с большими шансами на преодоление барьера за счет консолидированного голосования Кузбасса и частично - сопредельных регионов. Это сильно ухудшит положение КПРФ в Сибири, и без того довольно слабое. Помимо блока Тулеева, на левом поле будут играть и более слабые группы (например, блок Болдырева), без больших шансов попадания в Думу, но отбирая у КПРФ голоса.

Совместная игра "правого центра" и "левого центра" против КПРФ, по экспертным расчетам, при правильной технологии управления процессом должна привести примерно к двухкратному падению численности фракции КПРФ - до 55-60 человек. В то же время активность "левого центра" и КПРФ наложатся друг на друга, и "левый центр" также вряд ли получит большое представительство в Думе.

Соответственно, в выигрыше оказывается условный "правый центр" - блок в составе социал-либералов ("Яблоко"), либерал-консерваторов ("Новая Сила", "Россия" и др.) и правонационалистов (ЛДПР и партия Лебедя).

Националисты в 1999 году будут все более "праветь". Кроме того, в Думе образца 1999 года их будет больше: не только ЛДПР, но и Лебедь. Их позиции все более будут смыкаться с правым центром.

Примерная расстановка сил в новой Думе будет выглядеть следующим образом:

  • весь левый блок от "Отечества" до левых радикалов и КПРФ получит не более 35%;
  • правый центр возьмет практически все остальное, минус примерно 10% независимых, число которых несколько возрастет по сравнению с Думой образца 1995 года.

    Новая Дума, таким образом, оказывается двухъядерной, состоящей из левых и правых в пропорции примерно один к трём.

    Двенадцать-пятнадцать процентов мест в Государственной Думе вернут КПРФ к скромному месту - партии идеологической ностальгии по великому прошлому, вольными и невольными гробовщиками которого оказались именно её, партии, члены и руководители.

    Далее проблема взаимодействия с КПРФ перейдет в план острой, но безопасной для демократии политической полемики и, на наш взгляд, снимет вопрос о "запрете КПРФ" навсегда.

    Принципиальным моментом данной кампании является отсутствие собственных политических предпочтений ФЭП. Мы не намерены прибегать ни к антикоммунистической риторике, ни к сомнительным технологиям. Мы окажем всем политическим силам-участникам данного проекта поддержку Фонда эффективной политики - будь то в их избирательных, политических и медийных кампаниях, в отдельных акциях или просто в консалтинге.

    Наша поддержка по условиям проекта носит некоммерческий характер и может быть оказана на безвозмездной основе.


    Обсуждения