Косовский загон

В нем ли решается судьба Европы?...

Эдуард Михневский
Эдуард Михневский

И зможденные голодом юные матери с младенцами на руках и албанские беженцы-подростки с деревянными автоматами долгое время открывали web-страницы американских изданий... Теперь же эти фотоперсонажи сменились отнюдь не образами сербских крестьян, бегущих от возможных преследований вслед за югославской армией (по данным Международного Красного креста провинцию оставили уже более 40 000 гражданских сербов), но албанскими стариками, целующими автоматы натовских солдат.

"Теперь Косово - наше!" - цитирует Newsweek "бесшабашную краснощекую 14-летнюю Леонору Беши, подпрыгивающую от радости на тротуаре," пока партизаны из Освободительной армии Косово вступают в Призрен - третий по величине город провинции.

"Прибытие 300 повстанцев из ОАК, одетых в форму, - продолжает Newsweek, - приветствовали толпы гражданских этнических албанцев, оставивших дома, чтобы пожать им руку, поцеловать и вставить цветы в стволы их автоматов.

По городу неслись автомобили, полные подростков, размахивающих флагами ОАК и бешено гудящих клаксонами. Радостная стрельбы разорвала вечернюю тишину..."

Вскоре выяснится, что теперь цветок в стволе - уже отнюдь не тот символ мира и ненасилия, каким он считался со времен былых антивоенных маршей в Беркли и Лондоне. Ужели это время, подвластное воле владык монополярного мира, так трансформирует символы?..

Между тем британский генерал Майкл Джексон отрапортовал корреспондентам, что в течение последних часов в Косово вошли более 15 000 военнослужащих армий стран НАТО (в том числе 900 американских морских пехотинцев) - авангард 50 000-го контингента, вступающего в край.

Наблюдатели Европейского сообщества утверждают, что сербы на самом деле стремятся к выполнению мирных соглашений, однако могут не соблюсти график вывода войск. Тем временем, по утверждению New York Times, "сербы уходят, а партизаны из ОАК пытаются предъявить претензии на власть".

"Дела в Косовском загоне - отнюдь не ОК", - озаглавил передовую журнал Time. "Быть может, Косово и наполняется миротворцами, - пишет еженедельник, на протяжении всей войны (а кто сказал, что она окончена? -Э.М.) придерживающийся крайне скептической позиции относительно роли США, ЕС и НАТО в крае, - но одновременно оно превращается в некий балканский вариант Додж-Сити на Диком Западе, где бродит масса вооруженных мужчин без царя в голове, многим из которых уж точно нечего терять.

В то время, как мирные соглашения требуют разоружения ОАК солдатами НАТО, мятежники продолжают захватывать позиции покидающей край югославской армии и мстительно нападать по ночам на гражданских сербов не покинувших Приштину".

Лидер вооруженных албанцев Хашем Траци отказался гарантировать безопасность российских миротворцев. Однако европейские обозреватели Time, подтверждая информацию Reuter и Associated Press о том, что повстанцы отказываются разоружаться, считают атаку ОАК на позиции наших парашютистов маловероятной.

Тон комментариев американских медиа по поводу российской военной операции на линии Босния - Косово довольно любопытен.

В аналитической статье Chrisian Science Monitor утверждается, что "разыгранный русскими гамбит, приведший к захвату аэропорта в Приштине до прибытия туда войск НАТО, стал символическим актом восстановления русского присутствия на мировой арене. Но этот ход может таить угрозу дальнейшему развитию отношений с США".

В то время, как "генералы-ястребы и националисты, разгневанные капитуляцией Кремля перед НАТО, успокоились, <...> размещение войск в Приштине пошатнуло доверие Запада. Встреча Большой восьмерки... в Германии покажет, что приобрел - или потерял - президент Борис Ельцин, расстроив планы НАТО.

Ходят слухи, что Ельцин вообще не появится на саммите, если его нынешний премьер-министр Сергей Степашин не сумеет добиться многообещающих результатов на предварительных переговорах о реструктуризации российского долга".

"Запад, - продолжает газета, - был потрясен, ибо осталось не выясненным: кто отдал приказ о марше? И был ли он согласован военными, Кремлем и МИДом".

Ну вот. Опять не удается им измерить российскую внешнюю политику общим аршином... Давненько такого не случалось. Давненько. Уже и забыли, наверное, как это бывает.

Так или иначе, военные и гражданские официальные лица комментируют блокаду приштинского аэропорта с дипломатичным спокойствием, утверждая, что эта акция не нарушила планов НАТО. Отнюдь нет.

По свидетельству Newsweek, командующий миротворческим контингентом генерал Джексон, не сумевший, как планировалось, разместить свой штаб в занятом нашими аэропорту и устроившийся в брошенном фабричном здании на западной окраине Приштины, сказал, "что вопросы корреспондентов о демарше Москвы "его достали" и что он "очень счастлив", поскольку взлетно-посадочная полоса находится под контролем".

Похоже, - сообщают натовские военные эксперты, - русские не собираются покидать аэропорт в ближайшее время. Канадцы, сходившие под покровом ночи в разведку, вернулись и сообщили, что российский десант спешно окапывается.

Ну вот и дождались: уже канадские коммандос ходят в разведку к нашим позициям, вокруг которых, по сообщениям ряда информационных агентств, занимают позиции группы албанских повстанцев, упорствующих в своем нежелании сложить оружие.

Это упорство, судя по репортажу Washington Post, вызывает раздражение натовских военных. 17 июня, сообщает газета, "американские морские пехотинцы разоружили 200 партизан в деревне Зегра. Это случилось после жесткого противостояния, возникшего из-за отказа боевиков ОАК подчиниться требованию сдать оружие. Но после того, как морская пехота применила для их устрашения бронетехнику и вертолеты "Кобра", операция завершилась успешно. Шестеро партизанских командиров были увезены в наручниках".

Ожидается, что в течение ближайших двух-трех дней представители НАТО и албанские полевые командиры подпишут соглашение о полном разоружении подразделений ОАК, активно занимающих сейчас военные объекты и помещения органов власти, оставленные югославской армией. Генерал Джексон, призвавший сербов "оставаться дома", предупредил, что программа разоружения будет жесткой.

И никто не сказал, что она будет легко осуществима...

В течение этой недели скорее всего будет окончательно определен и статус наших миротворцев. Присутствие российских военных в крае, как отмечает ряд изданий, несомненно, позитивно скажется на обстановке. Во всяком случае - сделает будущее сербской общины не таким страшным, каким оно видится косовским сербам сегодня.

"На трудных переговорах в Хельсинки, - указывает корреспондент журнала Тime в России Эндрю Мейер, - Москва продолжает настаивать на выделении России отдельного сектора ответственности по поддержанию мира и отказывается подчинить своих миротворцев НАТО. Однако, вероятно, компромиссное решение все же будет найдено. Конечно, массовый исход сербов может создать ситуацию, когда движение Косово к независимости станет неостановимым, что приведет к новому драматическому расколу Европы. И поскольку странно ожидать, что сербы доверят свою безопасность тем, кто еще две недели назад бомбил их города, сильное российское присутствие может стать козырной картой НАТО, если оно хочет сохранить многонациональность в Косово".

Между тем, албанское большинство растет с быстротой, которую представители гуманитарных институтов называют лавинообразной.

"Это несчастье..." - заявил Верховный комиссар ООН по делам беженцев Руперт Колвилл. А его специальный посланник в крае Деннис Макнамара призвал албанцев не спешить с возвращением. "Это не безопасно!" - заявил он.

Несколько беженцев уже погибли, пересекая минные поля.

Выражающие по этому поводу обеспокоенность международные благотворительные организации пока не определились со своей политикой в отношении сербов, подвергающихся унижению и насилию. Сегодня никто не знает ответа на вопрос: кто нальет миску гуманитарного супа сербскому ребенку, отца которого боевики ОАК расстреляли и бросили в пыль на дороге, по которой семья уходила из края? И не выплеснет ли его мать этот суп, не желая принять вспомоществование из рук тех, кто сделал возможным это убийство?

И кто призовет к ответу виновных в новых преступлениях, вершащихся сегодня в Косово, где гуманитарная катастрофа отнюдь не предотвращена?

Кстати, по сообщению журнала U.S. News and World Rеport, после встречи в Париже с Жаком Шираком президент Клинтон высказал сомнение в том, что югославский лидер Слободан Милошевич предстанет перед судом за военные преступления: "Я не верю, - заявил президент США, - что с тем, чтобы предъявить ему обвинения, союзники вторгнутся в Белград". Но добавил, что это было бы возможно, если бы Милошевич рискнул проникнуть на территорию, занятую сегодня подразделениями KFOR.

Что же касается восстановления Югославии, разрушенной в ходе жестоких 78-дневных бомбардировок, то между главами двух союзнических государств нет разногласий относительно того, что западная помощь в восстановлении страны не может быть оказана до тех пор, пока Милошевич находится у власти.

Президенту Югославии все еще отводится (и, судя по всему, еще долго будет отводиться) в раскрученном СМИ Балканском триллере главная роль - чудовищного монстра. Boston Globe сообщает о вновь обнаруженных массовых захоронениях и душераздирающих свидетельствах местных жителей. И конечно же, теперь уже нет и не может быть такого поступка, который мог бы реабилитировать сербского лидера в глазах общественного мнения Запада.

Но похоже, сам он в такой реабилитации не нуждается.

Совершенно очевидно: Милошевич намерен сохранить власть независимо от того, что сообщают Los Angeles Times, USA-today и информационные агентства, распространившие на днях информацию, что Сербская Православная церковь призвала к его отставке. Милошевич хочет остаться "единственным европейцем, открыто противостоящим вторжению".

Это можно называть авантюрой. Это можно считать манией. Это можно объяснять стремлением остаться в истории. Это можно анализировать, как одну из хитрых альтернативных политических стратегий. Как бы то ни было, это так. И что бы то ни было, Милошевич отдает себе ясный отчет в своих поступках и их последствиях.

Ибо ему отлично известно то, о чем в большинстве своем, похоже, склонны не знать (или не думать) американские журналисты и о чем недавно напомнил потребителям печатного слова видный западный публицист и пацифист Буркхардт Любер: "В саду каждого сербского крестьянина растет по меньшей мере одно дерево, которое намного старше, чем Соединенные Штаты, и чей век дольше, чем их история".


Обсуждения