Выборный закон: не пустить криминал во власть

Андрей Жуков

Итак, парламентские выборы пройдут по новому закону. Нововведений будет предостаточно. Пока нового закона не найти. Даже в самой Госдуме, у его разработчиков. Причина проста - сам закон занимает 329 страниц текста. В парламенте жалуются на нехватку бумаги и предлагают любознательным лишь электронную версию. Правда, предполагается, что после принятия он будет опубликован в официальных изданиях.

Новый закон о выборах оказался необходим, поскольку старый, по которому выбирали депутатов четыре года назад, устарел и вошел в противоречие с законом "О гарантиях избирательных прав граждан". Депутаты боялись, что без нового закона выборы могут быть проведены по указу президента и инструкциям Центризбиркома, что никак не устраивало самих думцев. Главную идею закона сформулировал председатель думского комитета по законодательству Анатолий Лукьянов: "Воспрепятствовать грязным технологиям, проникновению криминала во власть и диктату "денежного мешка" над избирательными процедурами."

Едва ли не главное достижение закона - в нем учтен печальный опыт последних региональных избирательных кампаний (в том числе и скандальных выборов в Санкт-Петербурге). Специальные статьи оговаривают, например, меры борьбы против кандидатов-двойников. Статья 47, п.2 предлагает, что в случае, если среди кандидатов есть однофамильцы, любой из них в течении пяти дней по истечении срока регистрации может зарегистрировать в избиркоме "любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать при проведении предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых избирательными комиссиями". При этом "в качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом." Таким образом, к декабрю могут появиться, например, Иванов-первый, Иванов-второй и так далее. Есть и средство против партий-двойников - каждое избирательное объединение и блок смогут зарегистрировать свои эмблемы - оригинальные или те, которые они же использовали на прошлых выборах.

Важная мера против возможных фальсификаций - фактическое исключение возможности досрочного голосования. По-прежнему досрочное голосование будет организовано "на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях" (Ст.74, п.1) Всем остальным такого права не предоставлено, зато возвращается практика голосования по открепительным удостоверениям. Любой избиратель, который не сможет прийти в день выборов на свой избирательный участок, вправе будет получить открепительное удостоверение и проголосовать по нему на любом участке. Но только в день выборов.

Другая мера направлена против возможных злоупотреблений избирательными комиссиями. У многих депутатов были претензии по тому, как в избиркомах проверяли подписные листы, собранные в поддержку кандидатов. Сегодня в законе четко записано: сначала проверяется 20% подписных листов, а в случае обнаружения значительного количества недействительных листов - еще 15%. И только после этого принимается решение, например, об отказе в регистрации. Однако и это не все. Существенным новшеством стало введение наряду со сбором подписей так называемого избирательного залога. Каждый кандидат сможет обезопасить себя - вместо подписей внести залог. Для кандидата по одномандатному округу он будет равен десятой части избирательного фонда и тысяче минимальных окладов (на сегодняшний день - примерно 89 тысяч рублей). Для избирательных объединений, у которых избирательный фонд в 25 раз больше, - соответственно 1 225 тысяч рублей.

По мнению одного из главных разработчиков закона Виктора Шейниса, "это новшество не в пользу богатых, которые и без этой нормы тратили большие деньги, а в пользу бедных; если партия видит, что человек может не то чтобы выиграть, но получить пять процентов голосов - она дает ему деньги". По закону, если кандидат получает больше 5% голосов (или блок получает не менее 3%), то деньги возвращаются, в противном случае - уходят в пользу государства.

Кроме того, депутаты верят, что "денежные мешки" не смогут бесконтрольно использовать свои деньги, поскольку закон четко устанавливает, что вся предвыборная деятельность должна будет оплачиваться из средств, собранных на специальном избирательном счете. Таким образом, расходы кандидатов можно будет жестко контролировать, прослеживая путь денег от жертвователя до расходов кандидата.

Против проникновения криминала во власть работает только одна мера. "В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден зарегистрированный кандидат" (Ст.70, п.4). Кроме того, все кандидаты обязаны будут сдать декларации о доходах за прошлый год с пометкой налоговых органов. Эти декларации должны быть опубликованы.

Специальный блок закона посвящен, хотя об этом прямо и не сказано, губернаторам, которые собираются участвовать в выборах в Госдуму и уже создали свои движения. По словам Виктора Шейниса, на прошлых выборах едва ли не в каждом списке присутствовали своего рода "свадебные генералы" - известные люди возглавляли списки объединений и блоков, но потом в парламент не пошли. Новый закон устанавливает, что избранный депутатом "обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей." (Ст.84, п.1).

Если кандидат занимал одно из трех первых мест по федеральном списку объединения и не сложил с себя полномочия, то объединение теряет это место вообще - его поделят другие избирательные объединения. Эта норма не распространяется только на действующих на момент голосования премьера и вице-премьеров федерального правительства. Таким образом, если мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Кемерово Аман Тулеев, губернатор Самарской области Константин Титов и другие главы исполнительной власти регионов возглавят списки своих объединений и не войдут в Думу, то их объединения просто потеряют эти места, конечно, при условии, что они перешагнут пятипроцентный барьер.


Обсуждения