Методические указания по фальсификации выборов и незаконным методам ведения предвыборной агитации

1. Обоснование

Накануне избирательного сезона, который станет важнейшим пунктом на пути исторического развития России, предотвратить фальсификации выборов не в состоянии не только общественные объединения и свободные средства массовой информации, но, возможно, и власть.

В этом случае необходимо соблюсти хотя бы подобие, справедливости, поставить все политические партии и объединения в равные условия, наделив их одинаковым и полным инструментарием незаконных и некорректных методик ведения выборных кампаний. Только в этом случае расстояние между линией старта и линией финиша предвыборной гонки у всех претендентов на власть окажется равным: политики будут одинаково хорошо знать, как обманывать общество, а общество будет в достаточной мере осведомлено о том, как его обманывают.

2. Фальсификация выборов начинается в момент принятия закона о выборах

Вот некоторые из возможных изменений в законодательстве, которые возможно лоббировать в местных законодательных собраниях накануне выборов:
А) число туров;
Б) нарезка округов и установленные нормы представительства (Башкирия: пример с ограничением численности двух палат Законодательного собрания республики);
В) введение неприемлемых для опасных конкурентов ограничений по регистрации в зависимости от места и продолжительности проживания (Курская, Омская области);
Г) изменение самой формы волеизъявления граждан (референдумы о продлении полномочий Президентов вместо выборов на альтернативной основе в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии);
Д) изменение порядка утверждения результатов выборов (Нижегородская область).

3. Выдвижение кандидатов и отказ в регистрации

А) подписи фальсифицируются везде и всеми, вопрос лишь в том, чьи из них Избирком проверяет, а чьи нет (Башкирия: законодательная норма, позволяющая отказывать в регистрации кандидатам, в чьих подписных листах обнаружено всего 8 фальсифицированных подписей и отказ в регистраций А. Аринину и М. Миргазямову на выборах Президента в 1998 году).
Б) существуют технические правила подделки подписей: номера паспортов никогда не должны начинаться с определенных цифр. Обычно подписи подделываются 10-20 людьми, передающими подписные листы по кругу.
В) злоупотребление служебным положением в ходе сбора подписей: руководители предприятий заставляют подписываться своих служащих, представители власти используют более крупные отрасли (Ельцин - МПС в 1996 году).

4. Некорректные способы предвыборной агитации

А)ночные звонки.
Б) невыполняемые обещания материальной помощи в Санкт-Петербурге.
В) выпуск тиража листовок, похожих на листовки конкурента, но прямо противоположных по смыслу.
Г) прямой подкуп избирателей: от благотворительных обедов и продовольственных наборов для малоимущих до бутылок водки.

5. Другие нарушения законов в ходе избирательной кампании

А) существует определенный законом лимит финансирования избирательной кампании. Так как вся она финансируется исключительно "черной" наличностью, проверить израсходованную сумму невозможно и она превышается практически всеми кандидатами.
Б) особая роль СМИ. В ходе избирательной кампании 1996 года на ОРТ существовали списки тех лиц, которые не должны были попадать в эфир, и, наоборот, тех, кого необходимо показывать как можно чаще. Это - явное использование служебного положения.
В) в ходе избирательной кампании СМИ часто предоставляют рекламное время разным кандидатам по разным расценкам. С одной стороны, это их право, с другой же, в соответствии с законом, условия предвыборной борьбы должны быть равными для всех.

6. Персональный состав и расположение избирательных комиссий

(Владивосток: сознательное расположение избиркомов в труднодоступных местах с целью понижения явки населения).

7. Предварительное голосование

Никем не контролируемый процесс - идеальный момент для получения фальсифицируемых голосов.
А) в списках для предварительного голосования оказываются "мертвые души", а бюллетени за них заполняются доверенными лицами кандидата.
Б) предварительное голосование оказывается под давлением наблюдателей.
В) результаты предварительного голосования легче всего фальсифицировать, просто подменяя бюллетени в ящике.

8. Незаконные действия в день голосования

А) листовки кандидата конкурента сознательно распространяются в день голосования, на что указывается внимание членов близлежащего Избиркома.
Б) использование или не использование административных возможностей для повышения или понижения явки избирателей (президентские выборы 1996 года, довыборы в Госдуму по 195 округу в 1998 году).
Г) "петля Мавроди" или "мужик в кустах".
Д) выносные урны. Е) голосование на "спецучастках", часто полностью определяемое подкупленной администрацией.
Ж) "шептуны" - наблюдатели, невзначай подсказывающие еще не определившимся избирателям, за кого голосовать у информационных стендов на избирательных участках.
З) вброс бюллетеней с голосами в пользу кандидата.
И) вброс недействительных бюллетеней или бюллетеней с голосом "против всех" на участках, где кандидат заведомо проигрывает - выборы на конкретном участке признаются недействительными. Следует отметить, что количество выданных бюллетеней подсчитывается избирательной комиссией без участия наблюдателей. Чаще всего подкупаются председатели комиссий в деревенской местности. Информаторы называют сумму в 500 рублей. В сельской местности часто вообще нет наблюдателей.
К) в последние часы голосования работники избирательных комиссий голосуют за тех, кто не пришел на выборы. На выборах в Мосгордуму 1997 года мать одного из кандидатов пришла на избирательный участок в районе 19 часов, и ей сказали, что она уже проголосовала.

9. Фальсификации при подсчете голосования на уровне участковых и территориальных избирательных комиссий

А) считающие ставят любые лишние пометки на бюллетенях с голосами в пользу конкурента, делающие бюллетень недействительным.
Б) погашение фальшивых бюллетеней и вброс настоящих с голосами в пользу кандидата.
В) работа с бюллетенями в момент их перевозки из участковой избирательной комиссии в территориальную. Делаются лишние пометки на бюллетенях конкурентов и в территориальной избирательной комиссии их, а значит и протокол, заверенный подписями наблюдателей признают недействительным.
Г) работа с цифрами и протоколами на уровне территориальных и окружных избирательных комиссий. Практически невозможно проверить сведение воедино информации о результатах голосования на сотнях участков и здесь можно просто грубо прибавлять и убавлять голоса в пользу того или иного кандидата.
Д) на выборах в Мосгордуму в 1997 году в нескольких округах существовала инструкция председателям участковых ИК, согласно которой сначала протокол с результатами голосования везется в территориальную ИК, а потом - обратно на участок, где он заверяется наблюдателями.

10. Система ГАС- выборы

(информация из Мытищ, выборы Президента в 1996 году). Принцип ее работы: двусторонняя передача данных, опережающее общественный контроль поступление информации к заинтересованным лицам.

11. Опротестование результатов выборов в случае успеха конкурента

(Владивосток, Дагестан, Нижний Новгород).

12. Вывод

Ситуация вокруг выборов выглядит чрезвычайно угрожающей. Если на уровне идеологии и общественного сознания Россия уже пришла к осознанию необходимости демократической формы устройства общества, всенародных выборов и свободного волеизъявления, то на уровне практики, сам механизм этого волеизъявления еще даже не начал вырисовываться.

При существующей ситуации, выборы -лишь декларативность, символ, практически же решения принимаются узкой группой лиц, контролирующей процесс. Таким образом, из-за неправильного механизма выборов, страна скатывается в сторону тоталитаризма. Это не слишком заметно, пока выборы контролируются демократически настроенной частью политической элиты.

Если же вдруг отлаженная система "грязных" выборов попадет в другие руки, тоталитаризм в России из угрозы превратится в реальность.

В сложившейся ситуации Комитет видит две альтернативы: либо в России начинается идеологическая кампания "Не голосуй, все равно проиграешь", призывающая не участвовать в избирательной бутафории, либо необходимо срочное и решительное вмешательство исполнительной власти и лично Президента РФ в сложившуюся ситуацию.

Только благодаря экстренным мерам государственного характера можно уйти от продаваемости и покупаемости власти, которые грозят стать абсолютным принципом на грядущих выборах.


Материал был представлен 1 июля 1999 года на пресс-конференции "Манипуляция электоральным волеизъявлением и технология фальсификации выборов" в "Интернет пресс-центре 2000". Авторы - Константин Боровой и представители "Общественного комитета по контролю за использованием избирательных технологий".


Обсуждения