О проекте ФЭП-99: Реконструкция думского большинства

Алексей Зудин

Проект ФЭП представляет интеллектуальный интерес, но основывается на нескольких сомнительных предпосылках.

1. Не ясно, на каком основании "ключевое отличие кампании 1999" авторы проекта видят в том, что это будут "выборы Думы после Ельцина". Если они имеют в виду некие форс-мажорные обстоятельства, то их вряд ли можно делать центральной предпосылкой прогноза или проекта. Здесь все решает Бог и кремлевская медицина. Если же имеется в виду исчезновение у Ельцина политической перспективы на президентских выборах, то это предположение неверно. Ельцин продолжает оставаться центральным звеном существующей политической системы до тех пор, пока он находится у власти. Это означает, что парламентские выборы 1999 года будут, скорее всего, выстраиваться по модели 1995 года, или, по крайней мере, по какой-то иной, но близкой к ней. Если так, никакого места для "реального правоцентристского большинства в новой Думе" не появляется.

2. Утверждение о падении протестного потенциала, "в особенности после провала импичмента, и распределении протестного электората по другим секторам" также выглядит весьма сомнительным. Во-первых, снижение протестного потенциала во многом является результатом деятельности правительства Примакова. Есть основания полагать, что при новом правительстве протестный потенциал в обществе вновь начнет накапливаться. Во-вторых, протестный потенциал не может "распределяться по другим секторам". Правые партии в наименьшей степени способны впитывать протестующего избирателя.

3. Формирование того, что авторы проекта именуют "левым центром" и расшифровывают как Лужков плюс Примаков, лишь в ограниченной степени происходит в "зоне электорального влияния коммунистов". Сначала о Лужкове. Его исходный электорат имел ряд вкраплений, близких к периферии коммунистов и националистов. Однако примерно с октября-ноября 1998 года Лужков стал смещаться в нишу распавшейся "партии власти". В настоящее время его дрейф в этом направлении продолжается. Перестройка Отечества (освобождение от "социалистических" и "националистических" рудиментов) является тому убедительным подтверждением. Электорат Примакова действительно имеет реальные пересечения с коммунистами. И только в случае объединения Лужкова с Примаковым коммунистам грозит определенный электоральный ущерб. Сам по себе Лужков способен причинить электоральный ущерб лишь нынешней "партии власти". Но даже в случае объединения Лужкова с Примаковым эту коалиции вряд ли можно будет назвать "левоцентристской". Точнее, это будет коалиция "широкого центра", в котором примерно в равной пропорции будут представлены избиратели из "правого" и из "левого" электоральных полей.

4. В своих расчетах авторы проекта учитывают политические величины, которые пока остаются чисто виртуальными и превращение которых в нечто реальное сопряжено с очень серьезными трудностями. Это касается и "группировки Тулеева", и супер-блока "Россия" (вместе с "Правым делом" или без него), и "Новую силу" (пока это "партия Интернета"). Также пока нет никаких оснований оценивать электоральные перспективы ЛДПР и партии Лебедя с оптимизмом. Невольно вспоминается старый анекдот: "...Вылезай из фаэтона!"

5. Все сказанное выше позволяет сделать вывод: новая Дума вряд ли будет серьезно отличаться от старой. Большинство в ней, скорее всего, будет принадлежать левонационалистическим силам. Пропорции могут меняться, но правонационалистической Думы по итогам выборов 1999 года возникнуть не может. Избирательные, политические и иные технологии не всесильны. Пока Ельцин остается центром политической системы (и не важно - реальным или символическим) Дума будет оппозиционной, а ее доминирующая политическая окраска будет противоположной "политическим цветам" партии власти.

Центр политических технологий


Обсуждения