Интервью с Виктором Леонидовичем Шейнисом

Лев Московкин

Виктор Леонидович Шейнис, депутат Государственной Думы от фракции "Яблоко", член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе (председатель - Анатолий Лукьянов от КПРФ), сохраняет имидж "человека вне политики" и одного из самых работающих депутатов в смысле их непосредственных, прямых обязанностей - законотворчества. Многие считают именно Виктора Шейниса автором действующей Конституции России. Причем степень уважения к этому человеку столь высока, что, когда в обычае Думы отношение к Конституции изменилось на противоположное и зазвучали голоса о необходимости ее изменения, в адрес Виктора Леонидовича прозвучал лишь один, причем смягченный, упрек со стороны Алексея Митрофанова. Но и здесь сказалась прежде всего традиционная конфронтация ЛДПР и Яблока.

Конечно, Алексей Митрофанов часто высказывает конкретные сведения так называемой фоновой информации, без которой вообще ничего нельзя понять и которая почти никогда не звучит. Но здесь важно и то, что большинству активных людей нашей страны все равно, по каким законам жить с пользой для себя и притом не брезгуя прямым обманом. В таких условиях почти невозможно придумать такие законы, которые одновременно и работали бы, и не содержали так называемых "дырок". Работа эта безумно напряженная и члены Комитета по законодательству продолжают активно действовать в каникулы, не прекращая конструктивных контактов со всем кругом участников избирательного процесса из ЦИК, СФ, Думы, аппарата президента и так далее.

До окончания весенней сессии Дума приняла Закон об основных гарантиях избирательных прав. Проходило это нелегко и не все в нем удалось, например, палата не согласилась оставить заслон для "списочников" (речь идет о возможности создания липовых объединений для продвижения в Думу влиятельных тяжеловесов). Но Виктор Леонидович все же считает "основные гарантии" существенным достижением в процессе развития демократии в стране. Разумеется, закон требует корректировки и изменений сопряженных законов и кодексов, напряженная работа над которыми продолжается - пока принято не все. Принят, например, закон о милиции, обязывающий предоставлять сведения о судимостях кандидатов.

Напомним, что Указ Президента ожидается 19 августа, соответственно конституционный срок выборов в Думу - 19 декабря, а 20 августа дается старт официальной предвыборной кампании. Правда, остается проблема с "нарезкой округов" - ЦИК продвигает изменения нарезки, которые затронут 46 избирательных округов. Депутаты, напротив, заинтересованы в сохранении сложившейся избирательной географии, при которой у них шансы как минимум не меняются. Решение "проблемы нарезки" может отсрочить всю процедуру на месяц. Однако, по мнению Виктора Шейниса, скорее всего выборы состоятся в намеченный срок, не раньше и не позже, и естественный ход процесса отметает все инсинуации о проведении выборов не по закону, а "по указу". Добавим - и в какой-то степени страхует страну от повторения "семнадцатого августа". Ниже мы приводим отрывок из интервью Виктора Леонидовича.

Л.М.: Как будет регулироваться ход предвыборной кампании, чем предусматривались условия действия Закона об основных гарантиях?

В.Ш.: …предусматривались четырьмя законами, из которых приняты только два. По-видимому, одной из первых задач будет соответствующая корректировка поправок в кодекс об административных правонарушениях с тем, чтобы успеть до разгара избирательной кампании соответствующие законы провести в трех чтениях, утвердить в Совете Федерации и получить подпись президента. Иначе некоторые важные новации, которые содержатся в законе о гарантиях, в законе о выборах Думы работать не будут. Второе, что следует сделать - это не торопясь, но в течение срока полномочий данной Думы, принять обновленную версию Закона о выборах президента. Такой закон у нас есть, он был принят в 1995 году, на его основе проводились выборы президента 1996 года. Но этот закон во многом устарел, не учитывает те изменения, которые внесены в гарантии.

Вот сейчас мой сотрудник подготовил проект этого закона. Это черновой вариант - вот, у вас перед глазами - который я за лето я его доведу до ума и мы его внесем, я надеюсь, успеем его принять. И есть еще один закон, судьба которого как я думаю достаточно туманна. Это закон о нарезке округов по выборам депутатов Государственной Думы.

Дело в том, что по закону о выборах в Государственную Думу отдельный закон должен приниматься по нарезке округов. Соответствующее предложение - схему - предлагает Центральная избирательная комиссия. А Центральная избирательная комиссия такую схему нам предложила. Но она достаточно сложна, она достаточно глубоко вторгается в существующую схему избирательных округов и меняет границы по крайней мере по подсчету Лукьянова сорока шести округов. Это вещь мало приемлемая для подавляющего большинства депутатов и я думаю, что скорее всего Дума использует резервную возможность - в законе заложена положение, согласно которому если закон к определенному сроку, а именно за сто дней до проведения выборов не принят, то в этом случае действует нарезка округов предыдущего, то есть 95 года. Скорее всего мы пойдем по этому пути.

Л.М.: Как вы считаете, следующая Дума будет сильно отличаться от действующей?

В.Ш.: И да и нет. Она будет сильно отличаться, поскольку выдвинулись некоторые новые объединения, прежде всего "Отечество" Лужкова, которые претендуют, и я думаю с известным основанием, на то, чтобы занять соответствующие позиции в Государственной Думе. Предпринимаются усилия и другими политическими силами. Неясно, как в конечном счете распорядятся своими политическими структурами коммунисты - пойдут ли они одни или пойдут в блоке с другими течениями. То есть будет там одна колонна или несколько колонн. Но я думаю, что основная политическая структура, которая сложилась в стране, а это структура состоит из четырех крупных идеолого-политических направлений, а именно коммунисты, не-коммунистические националисты, квази-центр, или условно говоря партия власти, и демократы. Вот эта структура, как я полагаю, в основном сохранится. Могут быть внутренние передвижки в каждом секторе. Могут быть даже межсекторные пересечения - предпринимаются попытки объединить какие-то силы демократического сектора с сектором квазицентра. Возможно, это получится. Во всяком случае, я не думаю, что в будущей Думе у кого бы то ни было будет решающий перевес таким образом, что только одна сила, только одна партия будет диктовать свою волю. Думаю, что это исключено.

Л.М.: Виктор Леонидович, скажите, какая надежда, что именно вы останетесь в Думе и будете заниматься тем же самым?

В.Ш.: Если моя партия выдвинет меня в списке… Я не готов сейчас выступать в одномандатном округе. Хотя в 90-м году, как вы наверное помните, я победил в одном из московских округов. Но с тех пор много воды утекло. Дважды я шел по списку. Если моя партия меня выдвинет, то я буду, если нет, то не буду…

Л.М.: По вашему мнению, события в Большой хоральной синагоге - "идейное" нападение Никиты Кривчуна на Леопольда Каймовского - может повлиять на политическую атмосферу и тем "достать" расстановку сил к выборам?

В.Ш.: Я не думаю, что это каким-то образом изменит расстановку сил. Позиции по отношению к евреям и по отношению к антисемитам уже достаточно четко определились и я не думаю, что кто-то под влиянием этого прискорбного и тревожного события, кто-то будет менять позицию. Я думаю, что все-таки отчетливо те политические организации, которые сделали знаменем своей политической программы антисемитизм, в общем все-таки, при всей вредоносности, опасности, отвратительности этих сил, все-таки они занимают определенную маргинальную позицию. Это край политического спектра. И я думаю, что в общем сколько-нибудь цивилизованные силы или те силы, которые претендуют на характеристику цивилизованности, должны будут от тех сил отмежеваться

.

Л.М.: То есть, скажем, шансы Макашова остаются?

В.Ш.: Если Макашов и Илюхин пойдут отдельной организацией, то я думаю, они могут преодолеть пятипроцентный барьер. Может быть, и не сумеют - они где-то на грани этого. Я думаю, что представители этой политической силы возьмут какое-то количество одномандатных округов. Но я уже говорил и хочу подчеркнуть следующее. Опасен не сам Макашов, опасны не те маргинальные группы, на которые он опирается. Опасно заигрывание с Макашовым, опасно нежелание размежеваться с Макашовым, которое наблюдается в руководстве компартии. Вот это опасно, это вредно, это дискредитирует компартию, и в конечном счете не дает оснований этой организации, хотя она опирается на достаточно широкие круги, не дает оснований ей в полной мере считаться цивилизованной политической партией.


Обсуждения