Интервью с Виктором Курочкиным

Лев Московкин

Депутат Курочкин: "Я думаю, что Макашов со всеми его взглядами, он может получить значительное количество голосов на выборах. Вот что пугает".

19 июля депутат Курочкин разослал документ, призванный узаконить выборы по сложившейся нарезке округов. Проблема в том, что не являющийся субъектом законодательной инициативы Центризбирком "перенарезал" 46 и 450 округов, приведя их в соответствие с численностью населения, определенной законом. При этом появились два новых округа и два - исчезли. Депутатам, естественно, выгоднее пользоваться старой схемой, в ЦИКе - вообще нет личной заинтересованности… Но - проблема, точнее, необходимость ее решения, может затянуть процедуру выборов, создав еще большую неопределенность и тем самым усилив всевозможные угрозы, связанные с "завершением эпохи Ельцина". То есть ЦИК, призванный обеспечить законность и снятие напряженности, должен был бы войти с законодательной инициативой, используя инструменты субъектов законодательной инициативы, например, правительства.

Конечно, многое будет зависеть от заседания комитета по законодательству и судебной реформе, но, во-первых, там не будет Елены Мизулиной, и, во-вторых, там не будет журналистов - председатель Анатолий Иванович Лукьянов хочет провести комитет в закрытом режиме и таким образом оба важных фактора въедливой настырной гласности не сработают. Которые, кстати, сейчас должны были бы работать на интерес реально действующих депутатов против неопределенности.

Непосредственно после встречи председателя ЦИК Вешнякова и министра Лесина и пресс-конференции, где Вешняков фактически подтвердил опасения, нам удалось поговорить с депутатом Курочкиным, автором альтернативной инициативы.

Л.М.: Вот эта ваша инициатива… как сейчас в отсутствии работы Думы как будут развиваться события дальше и не отсрочит ли решение этого вопроса выборы в ГД?

В.К.: Нет, это не отсрочит, потому что в соответствии с новой редакцией Закона о выборах депутатов ГД, если за 100 дней до дня голосования не будет принята новая схема, принятая именно в форме федерального закона, то за 98 дней Центризбирком обязан опубликовать старую схему. То есть схему, по которой проводились выборы депутатов в ГД предыдущего созыва. И именно по ней будут проводиться новые выборы депутатов ГД следующего созыва.

Мой законопроект связан с тем, чтобы ускорить, вернее, увеличить время для предвыборной кампании депутатов-одномандатников. Потому что при сегодняшней ситуации, если мы будем ждать когда 9 сентября, что за 100 дней, новой схемы, должна быть принята новая схема. Если мы будем ждать и когда вступит в действие старая схема: это будет 12 сентября, а указ о выборах должен быть опубликован не позже 19 августа, то есть сокращается время. После того, как Центризбирком опубликует старую схему, он должен разработать, ну, принять постановление, разработать инструкцию. Это все в течение недели, разослать по областным избирательным комиссиям. Еще будет потеряно порядка семи дней. Затем партии и движения должны будут собраться на свои съезды, для того чтобы утвердить список кандидатов от партий по одномандатным округам. А там как раз эти семь дней, которые необходимые Центризбиркому, они выпадают на выходные дни. То есть пройдут выходные дни. Обычно партии и движения проводят свои съезды в выходные дни.

То есть они, допустим, могут в пределах 19-20 сентября не собраться. Это будет все отнесено где-то число на 25. То есть, потеряна будет еще неделя. Время для ведения избирательной кампании, для сбора подписей сокращается для депутатов-одномандатников в пределах месяца. Это если идти по пути того, что ждать, когда по закону вступит старая схема. Дело в том, что Центризбирком внес в ГД в соответствии с законом новую схему. Но он внес ее как информацию, это не законопроект…

Л.М.: извините, ведь Центризбирком не является субъектом законодательной инициативы?..

В.К.: …да, Центризбирком не является субъектом законодательной инициативы. Он просто внес от своего имени новую схему. Схему нарезки избирательных округов, в общем, которую требует от него федеральный закон. Правда, эта норма федерального закона, она допустим, мне лично, непонятна. Хотя я работаю в комитете и внимательно смотрю законопроект, а когда на практике мы стали применять, то увидели, что эта новая форма не очень понятна. Допустим, если Центризбиркому надо было бы внести новую схему, если не только ему, может любой депутат внести, как субъект законодательной инициативы. Может администрация области, края, республики…внести. Это должно оговорено, что они вносят законопроектом. Тогда Дума рассматривает в соответствии с процедурой.

А если никто не вносит? Допустим, проходит какое-то время, о котором вот я сказал, если за 100 дней не внесено и не принято, и не опубликовано к этому времени, то действует старая схема. Старая схема настолько универсальна, что никто не попытался ее изменить, Допустим, на сегодняшний день нет ни одного законопроекта, который бы менял старую схему. Та схема, которая предложена Центризбиркомом, еще раз повторяю, не оформлена законопроектом. Это просто информация. Мы эту информацию можем просто посмотреть и ни слова не говоря принять просто к сведению. Ничего по ней не делать. Но мы можем эту информацию внести законопроектом.

Для меня допустим, эта норма не понятна, если Центризбиркому надо внести, то он может обратиться в правительство или к президенту и может сказать, вот надо менять старую схему, потому что появились новые моменты, давайте вот внесем от имени правительства новый законопроект. Тогда, Дума, конечно, обязана разослать по комитетам, по фракциям, рассматривать, вынести и определить день пленарного заседания, когда это должно рассматриваться. Если это, допустим, сейчас было бы внесено, понятно, что мы вынуждены реагировать. А как на информацию, мы не обязаны, даже и говорить об очередном пленарном заседании не стоит.

Но когда мы обсуждали эту информацию, все-таки комитет наш проводил внеочередное заседание в июне, я был вынужден обсуждать эту информацию. Мы увидели, что если не утвердить старую схему законом, вот та схема, которая была принята в 1995 году, она распространялась только на выборы депутатов второго созыва. Вот сегодняшнего созыва. Она не распространяется на выборы вообще дальше. То есть каждый раз надо утверждать федеральным законом или ждать момента, когда по закону начинает вступать в действие старая схема.

Поэтому когда я это понял, я решил, что, раз для депутатов сокращается время почти на месяц, надо немедленно быстро утвердить старую схему, в которой, в общем, я не сомневаюсь, она нормально действовала, к ней не было нареканий. Во всяком случае, никто не попытался законом ее изменить, кроме информационной оценки Центризбиркома. Поэтому ее надо оставить и пусть по ней проводятся новые выборы. Потому что если ждать, то сокращается на месяц. Поэтому я внес законопроект для того, чтобы быстро ее утвердить федеральным законом и тогда мы можем сократить время. Но для этого необходимо внеочередное пленарное заседание.

Л.М.: Наверняка до середины сентября заседание не состоится?

В.К.: Во всяком случае, мы договорились так на прошлом заседании нашего комитета, что 9 августа мы должны провести, было принято такое решение, провести внеочередное заседание в трех комитетах. То есть нашего комитета, комитета по делам национальностей, и комитета, в первую очередь, по делам федерации и региональной политики. Вот три комитета должны собраться 9 августа. Во всяком случае, так запланировано. И принять решение.

Л.М.: Извините, заседание это будет закрытым?

В.К.: Нет. Я не думаю, что оно будет закрытым. Потому что нет никаких секретов тут особых. 9 августа принять решение, что делать, во-первых, с информацией Центризбиркома. Для меня это ясно, хотя может быть для комитетов это непонятно. Эту информацию мы кладем под сукно, никто не выносит ее в законопроект. Нет никакого желания у депутатов вносить ее в законопроект. Тем более что наш комитет, практически те, кто присутствовал на заседании, они негативно отнеслись к новой схеме. Потому что она ломает ту схему, которая действовала. Потому что это не просто сокращаются два округа в двух субъектах, в Читинской, которую я представляю, и Мурманской, и добавляются два -- по одному округу по Краснодарскому краю и по Дагестану. Не просто это. Это было бы еще полбеды. А вносятся изменения в 46 округов. То есть у кого-то территория изымается и присоединяется к другому округу. Тем более что все члены нашего комитета, может быть не все, а многие члены нашего комитета считают, что это сделано в угоду тем, кто хочет, чтобы прошли по одномандатным округам представители администрации президента, губернаторов. То есть это как-то ущемляет партии и движения, оппозиционные сегодняшней власти.

Во всяком случае, президенту. Поэтому было высказано единогласное, негативное восприятие этой схемы. Поэтому никто не высказался за и за то, чтобы внести это законопроектом, чтобы Дума рассматривала. Вот эта информация должна быть заслушана. И второе, конечно же, вот мой законопроект о том, чтобы переутвердить старую схему законопроекта законом и этим может быть увеличить сроки для ведения избирательной кампании как кандидатов в одномандатных округах, так, и, в общем, это будет легче для партий и движений, которые раньше смогут провести свой съезд.

Если допустим, мой законопроект будет одобрен и в общем поддержан комитетами, что надо проводить раньше внеочередное пленарное заседание, то этот вопрос будет рассматриваться 11 августа на Совете ГД. Во всяком случае, запланировано провести 11 августа Совет ГД. Если Совет ГД примет решение о внеочередном заседании, то оно будет проводиться. Но должна быть договоренность в этом случае и с Советом Федерации. Потому что, как известно, законы принимаются не только ГД, и естественно, с администрацией президента, чтобы президент был готов подписать закон, который будет принят.

Л.М.: Скажите, по Подмосковью, что там меняется и откуда идет мнение, что эта перенарезка изменит возможности зарубежного электората, тех граждан, которые имеют два гражданства, проживая в Израиле, Германии, Америке?..

В.К.: Потому что и по зарубежному электорату, по избирателям, которые проживают за рубежом граждане нашей страны, они тоже присоединяются к разным округам. Если раньше их к одним присоединяли, то сейчас их забирают и присоединяют к другим. Это тоже связано с тем, как считают члены комитета, как высказывалось на комитете, чтобы создать режим наибольшего благоприятствования представителям партии власти. Именно с этим связано.

Л.М.: Можно два вопроса по другим темам? Какой вы видите будущую Думу, есть мнение, что она будет еще боле левой? Но есть мнение и противоположное, что нет…

В.К.: Здесь зависит от многих моментов. То есть все-таки будет ли социально-экономическая ситуация хуже чем сейчас. Много говорят, что будет обвал рубля и повышение цен и по бензину огромные проблемы. В виду неустойчивого бензинового рынка, когда исчезает бензин или он дорожает, а это закладывается в себестоимость товаров, то понятно, что вряд ли наши избиратели отдадут предпочтение представителям партий, движений, которые представляют сегодняшнюю власть. Допустим, те же движения НДР, "Правое дело" или партия губернаторов, "Голос России". Или "Вся Россия", которую представляют губернаторы и представители партий власти. Вряд ли этим движениям будут отданы предпочтения. Конечно же, в этом случае избиратели будут голосовать за оппозиционные сегодняшнему режиму или тех, кто высказывается против сегодняшнего режима.

В этом случае, конечно же, Дума будет более левой. Но может быть не столько, что от того, что туда пройдут оппозиционные или вернее представители левых фракций, традиционных это коммунисты, аграрии. Или народовластие, патриотических сил. А вообще представители протестного электората, так скажем. То есть может быть партию того же Лебедя нельзя назвать левой, но за него могут голосовать, потому что он выступает против сегодняшней власти. То есть Дума может получиться чисто оппозиционной или в абсолютном большинстве оппозиционной сегодняшнему режиму, сегодняшней власти. Но не быть левой, допустим, в большинстве своем. Потому что против режима выступают в основном не представители левых фракций, а в основном все население, которое, допустим, не имеет левых убеждений, но оно не согласно с тем, что творится сегодня. Не случайно, когда вы вошли, по ТВ информация шла о том, что Ельцин заявляет, что он обеспокоен размером пенсий. Что надо увеличить пенсии, довести их до жизненного уровня, прожиточного уровня может быть. Но не до прожиточного, потому что огромное количество денег понадобиться, а до жизненного до конца года. Это все опять же связано с тем, чтобы электорат перетянуть на свою сторону. Если сохранится сегодняшняя ситуация, конечно же, проголосуют за оппозиционные сегодняшней власти партии и движения.

Л.М.: Скажите, террористические акты в синагогах, по вашему мнению, способны изменить политический расклад к выборам?

В.К.: Да, вообще, конечно, сама ситуация видимо… Как тут сказать? Вообще вот призывы Макашова и других его сподвижников - они находят отклик. Хотя многие годы и советская власть воспитывала в духе интернационализма и недопущения национализма. И допускалась сталинским режимом. Вспомните репрессии послевоенные. Борьба с космополитизмом и так далее. Это было все. Хотя шла пропаганда такая. Все-таки в обществе не устранили эту проблему на уровне общества. Там отдельные могли высказываться, и они всегда найдутся в любом обществе, которые будут высказываться с этим позиций, уголовно-наказуемых так скажем. Но если общество осуждало бы поголовно, то вряд ли были бы такие высказывания. Но к нашему большему сожалению, все эти высказывания получают отклик. И находятся люди, молодые люди, экстремисты, которые начинают на этой волне уже применять это на практике. Как вот взрывы, погромы на кладбище и так далее. То есть это в общем находится…

Я думаю, что Макашов со всеми его взглядами, он может получить значительное количество голосов на выборах. Вот что пугает. Мы не должны допустить, что пройдут оппозиционные партии нашему режиму, я тоже выступаю за антикоммунизм, но выступаю к этому режиму именно с оппозиционных позиций. Хотя в свое время, естественно, голосовал на первых выборах за Бориса Ельцина и был начальником штаба по выборам за Бориса Ельцина. Но то, что потом мы имели, естественно, развело меня по другую сторону. Уже в 1996 году я за него не голосовал. Поэтому это не страшно. Власть сегодняшняя должна быть сменена, она должна уйти. Но то, что могут на этой волне прорваться во власть такие люди как Макашов, Панфилов и прочие экстремисты, вот это пугает. В сегодняшней ситуации к этому пододвигает.

Поэтому не случайно, сегодня появляется лозунг борьбы с евреями, с чеченцами и так далее. Это более активно сейчас продвигается. Это не случайно, это получает отклик в обществе. Это меня пугает. Если власть это сегодня не почувствует, если она не даст должный отпор и не будут заведены уголовные дела против тех, кто это делает, в том числе и против Макашова. Я убежден, то в его высказываниях есть уголовно наказываемый состав деяния. Если это не будет сделано, то остается опасность того, что на выборы в Думу придется значительная часть такие людей и уже будет ни один Макашов с этих позиций выступать, а уже значительная часть людей. А потому на президентских выборах то же очень опасно.

Л.М.: Как вы считаете, строгие и честные выборы, это возможно и что еще от вас зависит, как члена комитета?

В.К.: Закон принят, он, в общем, более-менее устанавливает такие правила, при которых, в общем, максимальные возможности не возможны, допустим фальсификации и так далее. То есть максимально в этом законе все прописано. Может быть даже излишне жестко. Когда мы со своими командами на местах стали смотреть нашу работу, то есть подготовку к выборам уже в соответствии с новым законом, то я получил не мало высказываний в свой адрес, как члена комитета и в общем как человек, который работал над этим законом, в том числе вносил свои предложения. Мы их отслеживаем на каждом заседании: смотрим. Мы может быть излишне жестко подошли. Но это сделано не случайно. Потому что подтасовок и фальсификаций очень много. И этот закон позволит в общем все эти фальсификации и подтасовки отсечь. Хотя конечно же на 100 процентов отсечь все нельзя. Но он позволяет провести более объективные выборы, чем это было в прошлом. Но при нормальной работе избирательной комиссии, которая прежде всего должна следить за этим и при нормальной работе тех органов судебных, которые обязаны рассматривать все факты нарушения закона.


Обсуждения