Государственная Дума 9 августа: Путин в роли палки в растревоженном муравейнике

Лев Московкин

Уже давно именно на 9 августа были назначены два заседания, на которых должна была быть определена стратегия Думы относительно новой нарезки округов (комитета Лукьянова и затем общее заседание трех комитетов Лукьянова, Иванченко и Зорина с приглашением представителей ЦИК и СФ). Кроме этого, никто специально появляться в Думе не собирался, а наличествующие депутаты занимались исключительно своими делами. Однако наш "непредсказуемый президент" создал повод, для которого в течение несколько часов пришлось собрать Совет Думы, к которому Геннадий Селезнев и руководители фракций успевают только к шести часам вечера. Шустрее других оказалось "Духовное наследие" - уже в три часа провело полноценный брифинг, однозначно высказавшись по решению президента. Но все же еще более расторопны журналисты - уже к полудню Дума полна телекамер со стандартным набором парламентских корреспондентов.

Впрочем, ничего принципиально нового не звучит, да и связать отставку Степашина с непредсказуемостью главы государства теперь уже получается плохо - еще три дня назад верный себе, несмотря на потрясения, "Ъ" опубликовал исчерпывающую аналитику по планируемой отставке действующего премьера, а "Политика РЖ" сделала это еще в четверг.

Так что причина скорее не в новой информации, а в волне общей тревожности, которой подчиняются слепо все общественно активные личности и депутаты особенно. Волна несет мусор, а волны у нас исходят из Кремля, используя ощущение и реальность общей нестабильности. Косвенное подтверждение этому - ситуация с "нарезкой регионов", причем в нюансах проблемы разобраться мало кому удается. Обычно даже заинтересованные депутаты считают проблему "чисто технической". На деле ЦИК фактически, сознательно или невольно - непонятно, поддерживает долю неопределенности в выборном процессе, играя на Кремль и даже с некоторой долей вероятности на такие немыслимые исходы, как номинальное сохранение Бориса Николаевича у власти или того, что называется "переход власти невыборным путем".

Анатолий Иванович Лукьянов: "Перенарезка выше, чем привязанности депутатов к конкретным округам, кроме нас есть еще тысячи кандидатов"; "Вы сориентировали объединения. Они сейчас будут делать свои паровозы… Что же мы их заколачиваем?.. Вы заставляете общественные объединения дважды созывать свои съезды".

Заседание Комитета по законодательству и судебной реформе прошло в напряженных поисках корректной формулировки. Комитет Лукьянова вынуждено принял удар возможных последствий нехватки времени на рассмотрение новой нарезки, созданной Центризбиркомом. Напомним, дата рассылки -12.07.99, то есть не за 200 дней, как по закону, а за 165, часть которых должна была прийтись на думские каникулы, и кроме того - новая нарезка такова, что не может пройти без детального обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Есть угроза признания выборов незаконными, но Анатолий Иванович не посчитал возможным воспользоваться двумя вескими аргументами, каждый из которых позволяет не рассматривать инициативу ЦИК: несоответствие сроков закону и то, что ЦИК не является субъектом законодательной инициативы.

Напомним также, что член комитета Виктор Васильевич Курочкин 17 июля выступил с законодательной инициативой о сохранении нарезки округов 1995 года, поскольку "депутаты-одномандатники теряют месяц" (см. его интервью).

Как всегда веско и уникально высказался Виктор Леонидович Шейнис, поддержавший новую схему, но заметивший, что изменение схемы - это не просто изменение закона, поскольку надо вносить изменение в конституцию. Виктор Леонидович также напомнил, что миграционные процессы в стране идут очень быстро, и 200 дней - это слишком много.

14 часов 09.08.99, Гербовый зал Государственной Думы

Владимир Зорин: "Телевизионщиков нет, давайте пиджаки снимем". Из журналистов был действительно только один корреспондент РЖ. На рассмотрение трех комитетов по решению председателя Думы вынесен только один вопрос.

Ведущий Анатолий Лукьянов сказал, что из регионов получено всего 25 отзывов: "Многие посчитали нецелесообразным вмешиваться". 11 из 25 считают новую схему нецелесообразной. Собравшимся представила новую схему нарезки округов член Центральной избирательной комиссии Ольга Николаевна Волкова, подчеркнув, что ЦИК руководствовалась принятым депутатами законом, учитывая их пожелания сохранить старую схему. Однако в связи "с произошедшими миграционными процессами" Дагестан и Краснодарский край получили по новому округу, а Читинская и Мурманская области по одному округу потеряли. Отзывов получено много, и только 11 несогласных, причем от Читинской области - в ультимативной форме. Спиридонов и Торлопов просят для Коми два округа, что "противоречит закону". Аналогично два округа для Астраханской области просит Анисимов. Не учтено предложение Бабурина по Омской области, касающееся границ округов. Но особенно много нареканий по Московской области, где город Королев "разрывает границы", но "кроме телефонных звонков и разговоров Московская область ничего конкретного не внесла". Кроме того, ЦИК, оказывается, учитывал возможные расходы, поэтому избирателей в Китае надо присоединить к столичным округам, а не к Читинской области, где оставлен один округ. И все бы было у ЦИКа хорошо, но Ольга Николаевна запуталась в ответах и даже не смогла ответить Владимиру Зорину на простейшие вопросы: "Назовите самый большой и самый маленький округа" и затем - "Сколько перетасовано округов?".

Как выяснилось, самый большой округ чрезмерно огромен - Читинская область. К тому же там, а также в Свердловской области, Башкирии (это только то, что прозвучало) городские районы оказались разорваны и присоединены к отдаленным сельским, в Башкирии - с расстоянием до 500 км. Железнодорожный район Екатеринбурга соединен с городом Первоуральском Свердловской области за сто км. В режиме вопросов-ответов выплыло также и то, что все зарубежные избиратели по всему миру присоединены к пяти московским округам, якобы по просьбе МИДа: "присылать документы сразу в Москву дешевле", чем, например, из Китая в Читу.

Анатолий Лукьянов, выслушав настойчивые вопросы и неубедительные ответы Орловой, заметил: "Вы решили политический вопрос, а не арифметический". Оказалось, что по подсчетам комитета перетасовано 56 округов (а не сорок шесть, как нам в интервью сказал Виктор Шейнис), и "это действующие депутаты".

Г-н Вешняков, зам. Председателя комитета по делам Федерации и региональной политике Совета Федерации, отметил: на 1 июля 1999 года в Читинской области 808 тысяч избирателей. Он считает, что в известные сроки провести новую нарезку невероятно и что новая нарезка вызовет, мягко говоря, сумятицу в Думе и в СФ.

Из депутатов за новую нарезку практически не заступился никто, но Владимир Лысенко и Сергей Решульский высказались за необходимость по крайней мере обсуждения инициативы ЦИКа на пленарном заседании и вообще проведения всей процедуры законодательного процесса, при этом Сергей Николаевич посчитал, что закон будет отклонен.

Многое можно было понять лишь намеками, пока депутат от Уфы Александр Николаевич Аринин не высказался прямо (комитет по делам федерации и региональной политике) - город Уфа поделен и присоединен к отдаленным районам с расстоянием до 500 км, что "сделано властью специально, чтобы не дать пройти в Думу неугодным депутатам… Одномандатникам отчитаться в своей работе по новой нарезке будет невозможно". Прозвучало и то, что по новой нарезке выборы будут более дорогими (Валентин Иванович Никитин, Башкортостан).

Подвел черту обсуждения Анатолий Лукьянов: "Вопрос не статистический, а политический. Мы этот вопрос не поднимаем, но каждому ясно, о чем идет речь. Ни Дума, ни СФ, ни ЦИК в этом не виноваты, вопрос поставлен самим временем… Затрагиваются интересы действующих депутатов… Вносится нестабильность…" Ближе к голосованию Анатолий Иванович сказал в образной форме, что повесили это думцы сами и "надо его выдирать", что весело продолжил Владимир Юрьевич Зорин "Или вешать на него шляпу". При голосовании представленного проекта решения против были двое - Владимир Лысенко и Сергей Решульский. Сегодня вопрос о новой нарезке избирательных округов выносится на заседание Совета Думы.
Лев Московкин.


Обсуждения