Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/articles/99-09-10-mosk.html

Перед началом последней сессии
Лев Московкин

Дата публикации:  10 Сентября 1999

Борис Кузнецов: "Я думаю, что мы докажем всему миру, что демократия в России - это в самом деле настоящая демократия, прежде всего тем, что проведем выборы в установленный срок, выборы депутатов в Государственную Думу. А в том, что это произойдет я не сомневаюсь ни сколько"

Пресс-конференция Бориса Юрьевича Кузнецова, одного из вице-спикеров, члена НДР, не содержит чего-либо остренького, каких-либо политических скабрезностей, обличений, призывов, которые приходится ловить журналистам из-под депутатов во имя привлечения внимания к их персонам. В данном случае была изложена адекватная информация о предстоящей последней сессии действующей Думы во взвешенной оценке, чем собственно и должна заниматься Дума. Желающие могут ее сравнить с пресс-конференцией председателя Думы 7 сентября в Интерфаксе номинально на ту же тему, но совершенно иную, где Геннадий Николаевич отказался отвечать на вопрос "РЖ". Борис Юрьевич на этот же вопрос по 209 округу охотно ответил, хотя, видимо, добрейший человек не понимает, с какими силами можно столкнуться в пределах данной темы, информация по которой нарастает, еще и в связи с коммерческой деятельностью коммунистов в РАСХН (один из источников информации по вопросу √ академик Муромцев √ пять месяцев назад неожиданно умер).

На посту вице-спикера Борис Кузнецов появился недавно, его фигурой НДР заменила вырванного с корнем из президиума Большого зала Владимира Рыжкова, которым в свою очередь ЧВС √ твердо, чтоб знали, кто в "нашем доме" хозяин - заменил на посту лидера фракции строптивого Александра Шохина. Разнопестрого коктейля бессильных независимых прибавилось и сначала все были против всех ходов рокировки, потом почему-то всем без исключения оказалось хорошо. Больше всего выиграла Дума в целом: на посту, куда все хотят попасть, но никто не хочет работать √ вести заседания и выслушивать со всех сторон гадости в свой адрес √ появился безотказный человек, который на удивление в Думе занят непосредственным прямым делом. И с тех пор именно Борис Юрьевич чаще самого председателя вынужден оправдываться в ответ на ехидный вопрос из зала: "А где другие сопредседатели √ Горячева, Гуцериев, Юрьев┘"

Что необычно для пресс-клуба, в РИА "Вести" задают вопросы не только журналисты, но и через интернет - все желающие.

Б.К: Добрый день, уважаемые журналисты. Я с большой радостью пришел к вам. Потому что не часто меня балуют таким вниманием, хотя на мой взгляд, совершенно напрасно. У меня есть достаточно много интересной информации. Это, конечно, не сенсационные события какие-либо, а это деловая информация о работе ГД. Итак, мы в понедельник начинаем работу после парламентских каникул. Она откроется заседанием Совета Думы в 10 утра, а четырнадцатого мы проведем первое пленарное заседание.

Я уверен, что вы знаете, что мы поменяли в связи с предстоящими выборами порядок нашей работы. В регионах сейчас работаем первые две недели каждого месяца, оставшиеся до конца этого года. А две последние недели каждого месяца работаем в режиме пленарных заседаний, увеличив число их в течение недели с 2 до 3 и общее число пленарных заседаний у нас остается тем же. Всего до конца нашей работы этого созыва будет проведено 25 пленарных заседаний. Сейчас мы только что внимательно вчера, это последняя информация для вас, свежая так скажем, провели рабочее совещание с председателями комитетов ГД, от деятельности которых во многом зависит наша программа и определили эту самую программу. Она состоит из 555 проектов законов РФ. Из них в качестве приоритетных мы определили 99 законопроектов. Составлены два документа, где раздел номер один √ это приоритетные, и все остальные. 555 законопроектов за 25 рабочих заседаний это конечно достаточно много, поскольку получается более 20 за одно заседание. Мы, конечно, такие рекорды ставили, но как правило, удается рассмотреть меньше чем 20.

Но, в то же время было бы совсем удивительно, если бы мы выходили на осеннюю сессию так мало законов, что их бы где-то потом стало не хватать. Законопроекты самые разные и среди тех, которые я хотел бы отметить, конечно, законопроект о бюджете РФ на 2000 год. Кроме того, сейчас мы включили в программу законопроектных работ предложения по поправкам к Конституции РФ. Таких поправок несколько. Некоторые из них касаются таких не очень существенных изменений. Но там, где поправки касаются порядка формирования, назначения правительства и все, что с этим связано, это серьезные поправки. Тут можно даже говорить, что теперешняя парламентская республика, теперешняя президентская республика в какой-то мере будет дрейфовать, если мы эти поправки примем в сторону парламентской республики. Но это вопросы будущего и в предмет обсуждения законопроектов сейчас не входит, как мне думается, вот в ту тему, которую мы должны обсудить.

Что касается бюджета РФ на 2000 год, то я сразу бы хотел отметить, что правительство РФ в этом году в строгом соответствии с законом, у нас есть строгий закон о порядке внесения и принятия государственного бюджета. Так вот, в соответствии с этим законом точно 25 августа внесло проект бюджета. Перечень всех приложений, который требуется для этого законопроекту строго соответствует также законодательству. Мы официально уже на следующий день распоряжением председателя, я уже исполнял обязанности и.о. председателя палаты, приняли бюджет к рассмотрению ГД. Для подготовки бюджета к первому чтению у нас по закону отводиться 40 дней. Мы сейчас в проект повестки дня пленарных заседаний включили законопроект о бюджете на 28 сентября. Сразу скажу, что все даты и все те сведения, которые я сейчас вам сообщаю, это проект документа.

Мы выносим этот проект на заседание Совета Думы на 13, на понедельник. А 14 предполагается, что палата начнет заседание с заслушивания моего доклада об этой программе законопроектных работ и рассмотрев ее, утвердит и только после этого это будет документ, который называется самой программой. Итак, бюджет. 28 мы его рассматриваем в первом чтении. Рассмотрению в первом чтении предшествуют вопросы с работой деятельностью комитета, ответственного за бюджет. Это бюджетный комитет. Там же комитет по экономике активно участвует, промышленный комитет и другие комитеты. Все знают, что имеется и работается в самой ГД специальная комиссия, которая как бы содействует подготовки и принятию бюджета участием в ней, в этой подготовке, большего числа депутатов. Это представители фракций депутатских групп и комитетов, которые заинтересованы.

Эта рабочая комиссия начнет деятельность 17 сентября. Трехсторонняя комиссия из членов правительства, Совета Федерации и ГД начала уже свою работу. Вчера проведено первое рабочее совещание под председательством Христенко, вице-премьера, нашим сопредседателем в этой трехсторонней комиссии является Александр Дмитриевич Жуков, председатель нашего бюджетного комитета. Итоги вчерашнего заседания мне известны в общих чертах. Но никаких кардинальных решений вчера эта комиссия пока не приняла. Дело в том, что при рассмотрении законопроекта о бюджете в первом чтении в соответствии с законом у Думы есть три варианта решения по этому поводу: принять его в первом чтении и тогда далее начинается работа, подготовка его ко второму чтению. Хозяином законопроекта становится уже Дума. Второй вариант, отклонить его и вернуть в правительство на доработку.

И третий вариант, направить его для рассмотрения в этой самой трехсторонней согласительной комиссии. Есть еще вариант, выразить недоверие правительству. Я его просто не упоминаю. Я глубоко убежден, что Дума не при каких условиях не примет это условие. Итак, направление его официально от имени уже палаты в трехстороннюю комиссию, будет уже означать официальное указание этой комиссии начинать свою работу и тогда она будет принимать те или иные решения. Если у вас какие-то вопросы по содержанию, наполнению бюджета, по моим оценкам с точки зрения как документа, я готов уже отвечая на ваши вопросы эту тему осветить.

Еще бы я хотел изначально вам сообщить, что, конечно, предвыборная кампания наложит отпечаток на то, что у нас будет происходить в первые дни наших заседаний. Сразу скажу, что у нас есть несколько предложений от депутатов или от групп депутатов о том, чтобы мы чуть ли не на первом заседании, по крайней мере, на одном из самых первых рассмотрели вопросы, связанные с Дагестаном, вопросы связанные с коррупционными статьями в прессе и некоторые другие острые вопросы. Полагаю, что в течение всей этой осенней сессии вопросы те или иные, реагирования конкретных депутатов на те или иные происходящие события будут вызывать у депутатов живейший интерес и желание их высказаться по тому или иному вопросу, даже с целью их избирательной кампании будет очевидно присутствию.

Среди возможных особенностей этой осенней сессии мы так же может предполагать, что те депутаты, которые будут баллотироваться снова, они будут работать в регионах так активно, что этих двух недель им возможно будет не хватать. Возможно, у нас будут проблемы даже с явкой на пленарное заседание. Хотя наша система регистрации депутаты, вы знаете, позволяет нам пока без особых трудностей набирать кворум для работы. Но, тем не менее, с учетом того, что сейчас депутаты будут предпочитать находиться в регионах, возможно эти проблемы будут тоже. Я надеюсь, что я преувеличиваю. Ничего этого не будет. Но поскольку я отвечаю за всю законотворческую деятельность, за формирование программы. За организацию работ, председательствую на заседаниях. Меня это волнует. Поэтому это свое волнение я передаю это вам. На этом бы я закончил свою начальную часть и готов ответить на вопросы.

Л.М.: Русский журнал. Скажите, пожалуйста, в связи с чем изменили порядок работы Думы? Представитель Дагестана на своей пресс-конференции вчера сказал, что будет внеочередное заседание Думы по Дагестану √ это действительно так? Законопроект по нарезке округов ЦИК и альтернативный проект депутата Курочкина √ ну, вы понимаете суть вопроса. Что там с законопроектом с повышением акцизов?

Б.К: Порядок работы Думы изменен в связи с тем, чтобы дать депутатам больше времени для работы в регионах. Все-таки, я не знаю сейчас точных цифр, сколько из депутатов действующего созыва будет участвовать как кандидаты в депутаты будущей Думы, но мы знаем, что видимо многие, по крайней мере, больше половины. А раз так, эти люди должны иметь больше времени для работы в регионах. Только с этой единственной целью все это сделано. Но депутатам при этом сказано, что общее число пленарных заседаний будет большим, и в неделю вместо двух придется три раза плотно и напряженно работать. Они с этим согласились, для того чтобы получить это преимущество. Что касается нарезки округов, то сегодняшняя "Российская газета" опубликовала перечень округов. У нас принят закон о выборах депутатов в ГД, в котором совершенно отчетливо написано, что в случае, если ЦК или кто-либо другой какого-то нового варианта закона об округах не предложит в установленные сроки, то действуют те округа, которые были определены при предыдущих выборах. То есть сейчас нарезка округов состоялась и то, что сегодня опубликовано это и есть, какие округа будут. Да, за это время произошли изменения и требовалось бы перенарезать.

Но здесь не успел тот, кто должен был внести этот законопроект и Дума здесь как бы не виновата в том, что мы не имели вовремя этого законопроекта и говорить о том, а почему вы не приняли новую нарезку, это не к нам. И законопроекты, о которых вы спрашиваете, Курочкина и других, было сказано, что утвердить старую. В этом нет необходимости. Я уже сказал, что в законе о выборах депутатов есть статья, номер ее я не помню, где прямо сказано, что если нет нового закона, действует старая нарезка. Что касается детально тех или иных законопроектов, с чего вы начали свой вопрос, я вам прямо скажу, что я в таком варианте не готов отвечать на ваши вопросы. Дело в том, что 555 законопроектов, поверьте из нельзя все удержать в голове. Даже 100 приоритетных я не могу сейчас перечислить, я вот взял дополнительный экземпляр, я могу вам его предать. Это раздел 1, который приоритетно будет рассматриваться. Может быть журналисты потом как-нибудь могут заглянуть. Но перечислять их или говорить о содержании законопроектов, я сейчас не в праве, кроме закона о бюджете, с которым я успел познакомиться и готов немножко на эту тему рассуждать.

ВОПРОС: ┘на сколько реально будет, что бюджет примут ┘ и какие параметры бюджета?

Б.К.: Мне очень хотелось бы, чтобы бюджет был принят в этом году и составленный нами график рассмотрения бюджета это позволяет. Нам дается 100 дней по закону, с 25 если считать. 40 дней подготовка к первому чтению. 20 √ ко второму, 30 √ к третьему и 10 к четвертому. Если этот график соблюсти полностью, то мы 3 декабря сможем его принять в 3-х чтениях, передать в Совет Федерации. Те в течение неделю могут собраться его рассмотреть. Далее он поступает на подпись президенту и при таком развитии событий он мог бы принят до конца текущего года. Какие причины могут этому помешать. Первая причина, содержание бюджета в части распределения доходов между РФ, уровнем федерации и регионом. Предлагаемый вариант 58 федерации и 42 регионам, регионы, конечно, не устроит не при какой погоды. Они будут против этого категорически возражать. Еще обстоятельство, это распределение расходов бюджета по статьям. Это обычная схема, это перетягивание одеяла или каната закончится тем же, чем оно обычно заканчивается √ все останется на своих местах или будет изменено чуть-чуть. Потому что все считают сейчас, что в этой ситуации надо на оборону добавлять, потому что вот видите не самая новейшая техника применяется нашими военными. Социальщики говорят, а как же так, где же зарплата, где же пенсия и так далее. Начинаются разговоры в эту сторону. А если начинать разговоры и перекраивать, значит добавляя на оборону убавлять у здравоохранения. Здравоохранение сразу начинает по этому поводу шуметь. Эти все бурные длительные дебаты как правило, это мой опыт работы с бюджетом, заканчивается ничем или почти ничем. Но они имеют место быть и очень затягивают рассмотрение бюджета. Поэтому принятие законопроекта о бюджете в первом чтении 28 сентября очень желательно, я это всей душой хочу. Но похоже, что это сейчас будет маловероятным.

Я не вижу беды и в этом случае, если мы в течение недельного срока или какого-то другого, который установим палата сама себе, рассмотрим это все в комиссиях во всех, найдем какие-либо согласительные варианты. Правительство в чем-то уступит, предложения которые будут внесены будут весьма мудрыми, то мы можем неделю даже спустя рассмотреть сможем еще раз в первом чтении и принять. И тогда, этот график о котором я говорил, до конца года все равно как бы мы в него укладываемся. Я сразу бы хотел сказать, что борьба за то, чтобы принять бюджет именно в текущем году на будущий год важна не только с точки зрения наших думских амбиций, что мы все сделали вовремя. Это очень важно для бюджетополучателей. Дело в том, что, вы знаете об этом, если бюджет не утвержден, финансирование первых месяцев следующего года производится в размере 1/12 от фактических затрат предыдущего года. А предыдущий год был без бюджета. Эти затраты были очень и очень маленькими. Даже при наличии средств, которые будут собраны в виде налогов, все бюджетополучатели будут иметь ущербные, заниженные суммы. Это для них при той бедности бюджетной очень важно. Это еще одна из причин. Итак, на ваш вопрос, я очень хочу, чтобы мы приняли бюджет с первого раза. Но похоже, что в первом чтении придется рассматривать его дважды.

ВОПРОС: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о поправках в Конституцию. Они уже реально подготовлены комитетом, они уже направлены в Совет Думы, когда вообще ожидается их рассмотрение и вот председатель ГД Селезнев высказал на этой неделе мнение, что Дума созрела принять эту конституционную поправку. Согласны ли вы с этим?

Б.К.: Я с ним согласен. Предложения о поправках в Конституцию звучат практически от всех фракций и депутатских групп. Я, конечно, поштучно фракции и депутатские группы не пересчитывал, но те, кто желает на эту тему говорить, они все высказались. Они высказались в том смысле, что это все нужно изменять. Фракция НДР, членом которой я являюсь, лидер этой фракции Владимир Рыжков также многократно высказывался за поправки к Конституции. Они у нас попали уже, их утвердит палата в осеннюю сессию. Значит, комитет по законодательству и правовой реформе их рассмотрел. Это у нас включены как дополнительные все-таки, потому что ту часть нашей программы, которую мы сформировали в июне еще, перед парламентскими каникулами, там этого не было, сейчас они вошли. Речь идет о поправках в Конституции, о поправке в статье 103 Конституции РФ о парламентском расследовании. Следующие поправки. К статьям 83, 103 и 117 Конституции РФ о порядке освобождения от должности председателя правительства РФ. Это то, о чем я говорил, привлекая вашего внимание к тому, что это даже изменения того, что мы имеем сейчас. О поправках к статьям 104 и 125 Конституции РФ о наделении генерального прокурора РФ правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный суд РФ и об изменениях наименования главы 7 Конституции РФ. Все эти законопроекты с этими поправками, будут поставлены в повестку дня в сентябре.

ВОПРОС: Голос России. На днях Геннадий Николаевич Селезнев назвал дату 19 сентября как возможную дату самоотставки Ельцина. Сам при этом оговорился, что не верит. Но откуда взялось это число и наверняка в программе работы Думы предусмотрено что-то подобное ┘.

Б.К.: Откуда взялось число. Похоже оно получено простым арифметическим счетом и связано с тем, что после отставки президента по тем или иным причинам, обозначенным в Конституции, а там есть самоотставка, через три месяца проводятся выборы. То есть это подобно выборов и президента, и ГД в одно и тоже время √ 19 декабря. Вот откуда. Это три месяца назад. По самому факту я от комментариев воздержусь, потому что у меня нет для этого необходимой информации. Что и как мы будем рассматривать по остальным вопросам текущего периода. Я не до конца ответил на вопрос предыдущего журналиста. Я уже сказал, что в повестке дня Советы Думы, в понедельник, у нас будет стоять несколько предложений о проведении, о рассмотрении специального вопроса проведения отдельного специального заседания пока не планируется, да и нет необходимости. У нас времени нет. У нас и так 3 дня из 5 √ пленарные заседания. Так вот, в один из дней и возможно будет на Совете Думы звучать мысль о том, что это надо будет прямо в первый день √ 14 сентября.

Очевидно будет поставлен вопрос, как специальный вопрос, с докладом председателя правительства или какого-то из правительства, это определит сам председатель, вопрос о положении в Дагестане и о мерах. ГД заслушав этот доклад или несколько докладов, возможно, доклады военных, может быть какие-то еще выступления. Далее в своей схеме, то есть выступят лидеры фракций и депутатских групп, после этого будет принято некое постановление ГД, в котором будут определены те или иные параметры дальнейшей работы самой Дума, так и правительства, и президента. В одном из предложений, которые сейчас поступили на Совет Думы есть мысль о том, что туда, на это заседание, надо пригласить и президента РФ и побудить его к выступлению. Но такое приглашение или решение об этом будет принимать Совет Думы в понедельник. Сейчас я не могу предопределить и предугадать, как там будут развиваться эти события. Другие текущие острые вопросы коррупционные и еще там что-то может быть, так же по предложению конкретных депутатов, поданных в письменном виде в Совет Думы уже имеются и Совет Думы завтра будет рассматривать, не завтра, а в понедельник, рассматривать эти вопросы и только тогда примет по ним решения.

ВОПРОС: Один вопрос из Интернета. Один из Санкт-Петербурга. И из Орла. Будут ли на этой сессии рассматриваться вопрос о развитии системы школьного образования и что вы думаете, лично вы, о перспективах 12-летнего школьного обучения.

Б.К.: Я, к сожалению, еще раз повторю то, что не могу сейчас вспомнить. То есть надо сейчас доставать соответствующий раздел проекта и есть ли из этих 555 этот законопроект. Просто не знаю, мне стыдно в этом признаваться. Но в то же время я думаю, что это совершенно оправдано. Я не знаю, если этот законопроект.

ВОПРОС: А что вы лично думаете о 12-летнем обучении в школе?

Б.К.: Я думаю, я скорее консервативен в этом смысле и эти все изменения, мне кажется не до конца обоснованными. Я являюсь сторонником существующей системы.

ВОПРОС: Посольство Грузии. Предусмотрено ли рассмотрение на осенней сессии о публикации вашего ┘

Б.К.: Да, предусмотрено. В ратификационные документы мы постарались включить абсолютно все и на вчерашнем заседании председатель комитета по международным делам Владимир Петрович Лукин особо подчеркивал необходимость рассмотрения все имеющихся в Думе у него в комитете ратификационных проектов и у нас нет никаких сейчас сомнений оснований по ратификации. СНВ-2 мы то же, кстати, записали и я об этом вам сообщаю. А грузинская да.

ВОПРОС: ┘.какие цифры будут возникать┘

Б.К.: Из бюджета цифры остаются на уровне прошлого года. Этим недовольны сегодня военные. Это около 100 млрд. рублей. 100,2. Процент валового внутреннего продукта этой цифры я просто не помню. Это меньше, чем написано в законе. Это предмет для выступлений, предмет критики этой расходной части бюджета и требования увеличить его до определенного законом размера. Но повторяю, эти цифры мне кажутся сейчас оптимальными. Тот размер дефицита бюджета, маленький, который заложен в этом проекте, правильным. Мы в принципе вообще должны стремиться к бездефицитному бюджету. А перекройка статей федерального бюджета, перетягиванием с одной статьи на другую, с одного раздела на другой ни к чему хорошему не приводит. Поэтому я полагаю, что оборонные цифры останутся на том уровне, которые они сейчас заложены в бюджете или нужно увеличивать дефицит. А при увеличении дефицита надо четко себе представлять, где источники покрытия этого дефицита. А поскольку сегодня правительство их не находит, и таким образом, размер дефицита указала маленький, с этим мы вынуждены соглашаться. Кроме того, все помнят о префиците, это те цифры, которые уходят на погашение внутренних и внешних долгов РФ, включая кстати долги и Советского Союза.

Так вот эти цифры то же как бы являются весьма жесткими и непререкаемыми. Их менять совершенно нельзя, потому что эти расчеты получены простым счетом от ставок наших долгов. Поэтому оборонка, оборонная промышленность и оборонный комплекс в целом, как мне думается, останется на тех цифрах, который сейчас есть в бюджете. По каким-то соображениям здравого смысла, по соображениям обновления и укрепления наших Вооруженных сил, да, конечно, надо добавлять это все. И мой коллега по фракции Роман Попкович, председатель Комитета по обороне, он только об этом и говорить. Его понять можно. Но если об этом спросить председателя комитета по здравоохранению Герасименко, что он по этому поводу думает, он будет зубами цепляться и доказывать, что ему надо еще больше. И он не прочь, если это будет отнято от обороны. Эти все разговоры будут носить очень эмоциональный характер. Но поскольку вы спрашиваете мою точку зрения, то мне кажется, что цифры останутся очень близкими к тому, что сейчас есть в проекте.

ВОПРОС: Вопрос из Интернета. Как вы можете охарактеризовать ситуацию на Кавказе и будет ли Дума предпринимать какие-то решительные меры в связи с этой ситуацией.

Б.К.: Да, Дума будет принимать такие меры. Дума демонстрировала свои желания заниматься более предметно кавказскими делами и всю предыдущую сессию и в более ранние сроки. Сейчас желание Думы заниматься этими вопросами проявляется, я частично об этом говорил. Кроме того заседания или того вопроса на одном из заседаний, о котором я уже говорил, возможны и другие. Возможно появление проектов постановлений ГД, выработанные теми или иными нашими депутатами, которые то же в установленном порядке будут рассматриваться. Это совершенно естественный процесс, когда осуществляя кроме законотворческих и представительских функций, ГД берет на себя рассмотрение тех или иных политических вопросов и упреки Думы в том, что она как бы берется не за свои дела неосновательны. Думаю, что Дума имеет право ставить на постановку в своей палате любые вопросы деятельности сегодня российского государства. Я убежден в том, что мы этим занимались и будем заниматься так же. А количество проектов постановлений или рассмотрение этих вопросов, или по каким-то деталям, или более укрупненно будет в ГД осуществляться в осеннюю сессию.

ВОПРОС: Скажите вот в этой связи, может быть сначала вопрос о бюджете решить в пределах фракции, поскольку и Зорин тоже против, но именно НДР в последнее время является источником разума в Думе, и, с другой стороны, Роман Попкович, судя по его пресс-конференции, не просто требует для военных денег √ может быть этот мощный инструмент развернуть в более конструктивную сторону? (К тому же, не будучи понятым, разумный и совсем не митинговый Попкович перехватит думскую роль Льва Рохлина, как унаследовал и его комитет.)

Б.К.: Конечно, обсуждение каждой конкретной статьи расходной части бюджета и распределение средств в нем будет носить такой обширный характер и перечень аргументаций будет большой. Те умные вещи, о которых говорит Попкович, они совершенно правильны, очевидны и совершенно естественны. Но поверьте, опять же из моего опыта работы с бюджетом, что все это внимательно выслушав и хорошо и высоко оценив, принять решение приходится теми же самыми цифрами, которые вот они. Вот они доходы √ вот они расходы. Или наоборот, слева расходы, справа доходы. И ничего другого в этом случае не появляется. Эти все разумные предложения могут завершиться тем, что так или иначе выслушав эти аргументы, доводы, да, может быть некоторая часть этой цифры, самая последняя перед запятой может быть изменена. Не более того, все это завершается, как правило, сохранением действующих цифр. Сразу скажу, что шум, гам по этому поводу, непринятие бюджета, перенос этих сроков, кроме того ущерба, о котором я говорил, о бюджетном финансировании будущего года, как правило опять же ничем не заканчиваются. Эти шумные отложения, вплоть до недоверия правительству или возврат в правительство в бюджет, они ничего другого все равно как правило не приносят. Да, они это все выслушают, все учтут и внесут проект, который будет близок к тому, который внесен сейчас. Чем быстрее мы начнем работать непосредственно с бюджетом, чем конкретнее и яснее по статьям и по чтениям будем его проходить - это лучше для всех нас и для страны.

ВОПРОС: Последний вопрос из Интернета из Магнитогорска. Уверены ли вы, что выборы состоятся?

Б.К.: Выборы состоятся в установленный срок без всяких сомнений. Нет никаких сомнений, нет никаких поводов поэтому вопросу сомневаться. Кстати, я этой точки зрения придерживаюсь длительного времени, потому что вы знаете и тот, кто из Интернета спрашивает очевидно знает, что этот вопрос так или иначе возникает. А как же, а если, а вот это возможно. Все это на уровне каких-то посылов людей, которые хотят дестабилизировать обстановку в России. У нас все в этом смысле хорошо, все в порядке. Я думаю, что мы докажем всему миру, что демократия в России - это в самом деле настоящая демократия, прежде всего тем, что проведем выборы в установленный срок. Выборы депутатов в ГД. А в том, что это произойдет я не сомневаюсь ни сколько.

Эксклюзивно "РЖ": Честно говоря, я сегодня согласно анонсу ожидал Геннадия Николаевича и шел на пресс-конференцию, как в разведку. Есть твердое мнение √ в одном округе со Степашиным Селезнев проигрывает. Что он будет делать? Может быть вы что-то знаете по 209-му округу, даже если не доверять тому, что рассказывает Руслан Линьков - за каждое мероприятие Академии национальной безопасности набирали оброку с предпринимателей на пол-лимона баксов в пользу избирательной кампании Селезнева √ все равно дважды странно, что "национальная безопасность" оказалось в компетенции общественной организации, а общественная организация с коммерческим уклоном √ в руках действующего депутата, спикера Думы?

Б.К.: В Думе это не обсуждалось в каком-то таком публичном варианте как вопрос в повестке дня. В кулуарах эта тема так или иначе звучала. Честно признаюсь, что меня в этой теме мало информации. Совсем откровенно, не так много такого интереса. Я не отношусь к тем людям, которые цепляются за всякие такие фактики. Поэтому ничего другого к тому, что вы знаете, а вы похоже знаете больше чем я, я не знаю. Раз не знаю, то я не в праве обсуждать эту тему. Что касается 209 округа, то честно говоря ситуация мне не нравится. Я понимаю, что Селезнев, который заявил об этом раньше, объявил об этом округе и сейчас Степашин сталкивается так, что победит все равно один, а проигравший будет где-то очень близко к политическому, не хочется это слово говорить небытию. Поэтому им надо, видимо, что-то предпринимать. Но похоже √ так, как сейчас разворачиваются события, ни тот, ни другой уступать не хочет. Газеты стали писать, что Степашин пойдет на мэра Санкт-Петербурга. В свою очередь говорили о том, что Селезнев придет на губернатора Московской области. Ничего это не подтверждается пока по факту. И предложение Геннадия Николаевича Степашину уйти из округа, мне известно Степашин не принял. Что они будут делать дальше, я затрудняюсь. Но пока я думаю, что эту ситуацию стоило бы изменить. Не надо так вот в прямую в лобовую. Это два политика сильных, молодых, энергичных, умных, которые нужны нашей стране. При их столкновении выбить одного из игры было бы совершеннейшей ошибкой для всех нас.