Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политэкономия / Политика / Экономические беседы < Вы здесь
Изменение структуры экспорта - вопрос национальной безопасности России
Дата публикации:  11 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Экономика "трубы" не может существовать вечно

Даже самые неисчерпаемые ресурсы рано или поздно кончаются. Но не будем заглядывать так далеко, другая беда гораздо ближе - в среднесрочной перспективе нам угрожает снижение мировых цен на нефть. И если эта напасть опять застанет нас врасплох, то Россия не сможет сбалансировать свой бюджет, нечем будет платить по внешним долгам, наступит новый финансовый крах, из которого выбраться будет уже гораздо сложнее. Что делать? Ответ известен. Необходима глубокая реструктуризация экономики, расширение промышленной базы для экспорта, изменение структуры экспорта в сторону увеличения доли готовой продукции, машин, оборудования, наукоемких товаров, технологий и услуг.

Ясно, что, с учетом положения в реальном секторе, процесс этот потребует определенного времени, финансовых ресурсов и неимоверных организационных усилий, но кое-что можно сделать уже сейчас. Есть, как говорится, резервы, причем резервы эти находятся даже не в производственной сфере, а в сфере финансов и государственной политики.

Российской промышленности есть что предложить на мировом рынке - по качеству и по ценам наша продукция бывает вполне конкурентоспособна, но тем не менее мы проигрываем. Почему? Россия, в силу зарегулированности валютного законодательства, вызванного желанием контролировать все и вся, что вполне объяснимо в эпоху тотального воровства, зачастую, не может предложить приемлемые для покупателя способы расчетов и финансирования экспорта. А это является одной из важнейших составляющих успеха внешнеторговых сделок.

Что можно сделать в этой области? Есть ли финансовые структуры на российском рынке, готовые предлагать современные методы финансирования экспорта? Каковы эти методы? Попробуем разобраться.

Кризис банковской системы и структурные барьеры на пути развития экспорта

Торговое финансирование вообще и экспортное финансирование в частности тесно связаны с восприятием рынком рисков в той стране, где осуществляются те или иные операции. До кризиса 1998 года риски российских коммерческих банков признавались на международном уровне. Десятка крупнейших банков России хорошо узнавалась рынком, поэтому большинство схем торгового финансирования строилось на так называемом "связанном" финансировании, когда финансировались известные российские банки, которые в свою очередь должны были финансировать предприятия. Это было удобно, и принцип связанного финансирования неплохо работал в докризисный период.

Кризис обнажил горькую правду: банки уверяли, что финансирование шло на кредитование определенных экспортных контрактов, а на самом деле деньги уходили не по назначению. Отношения с иностранными банками были испорчены, лимиты по торговым операциям были закрыты, а иностранцы заморозив бизнес, стали думать над новыми схемами, которые позволили бы лучше контролировать целевое использование финансовых ресурсов. Кто-то, посчитав, что связываться с россиянами - себе дороже, совсем ушел с рынка, кто-то остается, однако требования к российским партнерам ужесточились.

Общей тенденцией и главным критерием стало требование максимальной прозрачности. Иностранный инвестор, финансируя ту или иную сделку, стремится досконально выяснить, для чего нужно финансирование, куда уходят средства, как распределяются товарные и финансовые потоки. Под жестким контролем находится не только поступление экспортной выручки, но возврат основных средств. Поэтому в последнее время наиболее перспективными схемами становятся схемы так называемого "структурного" финансирования, когда всю цепочку прохождения средств и товаров от начала финансирования вплоть до погашения кредита можно легко отследить.

Но одной лишь прозрачностью проблемы не исчерпываются. Нужны залоги и гарантии. А что может являться ликвидным и надежным залогом для получения кредита в иностранном банке? Кто даст гарантию возврата средств, если к гарантиям федерального правительства, не говоря уже о гарантиях субъектов РФ, доверие существенно подорвано? На сегодняшний день оптимальным обеспечением финансирования по торговым схемам с точки зрения минимизации возможных рисков является только экспортная выручка. Это те ликвидные средства, которые обязательно придут к экспортерам после реализации своей продукции, если со стороны покупателя есть контракт или платеж, гарантированный его банком. Поэтому иностранные банки финансируют в основном экспортоориентированные предприятия.

С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, мы говорим о сырьевом характере нашего экспорта. Как переломить эту тенденцию, в каком направлении нужно двигаться российскому правительству, чтобы в максимально сжатые сроки изменить ситуацию в области оптимизации экспорта? Во-первых, необходимо развитие экспортоориентированных направлений на базе глубокой модернизации и структурной перестройки реального сектора. При этом надо менять структуру экспорта, повышая долю машин, оборудования, готовых товаров, наукоемкой продукции и услуг.

Во-вторых, надо упростить процедуру валютного контроля и процедуру выхода на международный рынок. Но самое главное - предприятие должно иметь возможность использовать общепринятые финансовые схемы и инструменты, в том числе по торговому финансированию. Без этого, даже имея конкурентоспособную продукцию и возможность выходить на международный рынок, российские предприятия не могут полноценно конкурировать. Например, при реализации продукции машиностроения определяющими являются - цена, качество и финансовые условия продажи (или отсрочка платежа). И если по соотношению цены и качества наша продукция бывает вполне конкурентоспособна, то, не имея возможности предложить отсрочку платежа, предприятие заведомо ставит себя в невыгодные условия и выбывает из тендера.

Что такое торговое финансирование?

В чем здесь проблема? Отсрочка платежа упирается в валютное регулирование, которое сегодня запрещает предлагать коммерческий кредит на срок больше 90 дней, а для торговли сложным оборудованием этого явно недостаточно. А потом, даже предлагая отсрочку, предприятие автоматически лишает себя оборотных средств на срок действия отсрочки платежа. И снова проблема - как профинансировать образовавшуюся дебиторскую задолженность, каким образом восполнить оборотные средства? Одним из способов решения проблем дебиторской задолженности при предоставлении отсрочек платежа, позволяющем мобилизовать и увеличить оборотные средства предприятия, является форфейтинговое финансирование как разновидность торгового финансирования.

Само торговое финансирование может быть разделено на схемы, применяемые для экспортеров сырьевыми товарами и для всех остальных. Такое разделение связано с тем, что экспортеры сырья находятся в несколько лучших условиях, поскольку сырье является ликвидным обеспечением финансирования. Что же касается других производителей, то сам факт наличия их продукции еще не делает ее ликвидной. Она будет ликвидной только в том случае, когда уже есть покупатель, то есть когда подписан экспортный контракт и платежный риск со стороны покупателя прогарантирован.

Для производителей сырьевых товаров, где больше прозрачности, где легко отследить поступление экспортной выручки, которая, по сути, является обеспечением финансирования, и где в принципе само финансирование строится по схеме кредитования, применяется так называемое "структурное" финансирование. Источником погашения является экспортная выручка, а на пути от получения средств до реализации продукции и получения экспортной выручки существуют структуры, показывающие на каждом этапе, где и в каком состоянии находится объект финансирования.

Для не сырьевых экспортеров, наверное, должны использоваться в основном форфейтинговые схемы, потому что большинство российских экспортеров не в состоянии предоставить конкурентоспособные условия финансирования. Как правило, они либо требуют предоплату, либо в крайнем случае могут согласиться на аккредитив, но о такой форме, как отсрочка платежа, речь вообще не идет. Из-за этого большая часть экспортных контрактов просто теряется. Хотя, например, форфейтинг позволяет, с одной стороны, предложить отсрочку платежа, а с другой стороны, профинансировать контракт и получить деньги сразу после поставки продукции. Кроме того, по договоренности с банком, стоимость дисконтирования может быть изначально включена в контракт, и таким образом предприятие-экспортер, предлагая выгодные для покупателя условия финансирования, само ничего не теряет. Оно и деньги получает сразу после поставки продукции, и сохраняет хорошие отношения с покупателем.

Эта схема требует использования достаточно простых торговых финансовых инструментов. Имеются в виду прежде всего векселя и аккредитивы. Суть форфейтирования заключается в том, что экспортер продает свою дебиторскую задолженность (например, банку) в виде аккредитивов и векселей с определенным дисконтом, поскольку платежи ожидаются через определенный срок. Идя на продажу с дисконтом, предприятие, во-первых, получает оборотные средства, которые ему необходимы, чтобы производить новую продукцию, а, во-вторых, получает их гарантированно. Обеспечением в данном случае являются не товары, а платежные обязательства покупателя, которые, в свою очередь, должны быть тоже прогарантированы банком. Здесь мы имеем дело с куплей-продажей ценных бумаг, которыми являются торгово-финансовые инструменты, подтверждающие дебиторскую задолженность покупателя.

По сути дела, это очень напоминает кредитование, потому что, предложив отсрочку платежа покупателю, компания может либо получить кредит в российском банке и профинансировать эту отсрочку платежа, либо запросить финансовые обязательства от покупателя, реализовать их и таким образом закрыть дебиторскую задолженность. При этом единственный вопрос, который должен решить для себя экспортер, - это вопрос соотношения стоимости коммерческого кредита в российском банке в России и стоимости рисков покупателя в его стране. На сегодняшний день риски большинства стран ценятся дешевле, чем риски в России. Таким образом, экспортируя продукцию, например, в Китай, предприятие может дисконтировать дебиторскую задолженность по ставке, скажем, 8% годовых, и это будет значительно дешевле привлечения кредитов в местных банках на тот же срок.

Итак, отсутствие гарантий, отсутствие цивилизованных инструментов финансирования экспортно-импортных операций, затрудняет решение глобальной задачи - изменение структуры российского экспорта в сторону увеличения доли продукции более глубокой переработки, машин, оборудования и услуг. Нужно менять не только структуру экспорта, но и структуру экспортной промышленности, перенося центр тяжести с сырьевых отраслей на перерабатывающие и на машиностроение. Но это сверхглобальная задача. А можно ли что-нибудь сделать уже сейчас?

Почему молчит Центробанк?

Оказывается, можно. В настоящее время при осуществлении схем торгового финансирования иностранные банки сталкиваются с одной очень серьезной проблемой - проблемой валютного контроля и валютного регулирования со стороны правительства и ЦБ. Использование, например, форфейтинга или структурных схем финансирования предполагает требование переуступки финансирующему банку экспортной выручки, что сегодня запрещено инструкциями ЦБ. Нужно специальное разрешение, оформлять которое в ЦБ можно месяцами, поэтому, даже имея формальную возможность использовать эти схемы, предприятия часто отказываются от них из-за громоздкой разрешительной процедуры. Таким образом, дело упирается в бюрократические препоны, из-за которых наиболее рациональные схемы экспортного финансирования просто не работают.

Парадоксально, но факт - вводя жесткую и сложную систему валютного контроля, ЦБ и правительство стремились гарантировать поступление в страну валютной выручки. Определенных успехов они добились, но сейчас эта система начинает тормозить развитие торгового финансирования не сырьевого экспорта, в то время как с точки зрения интересов государства форфейтинговые схемы должны быть одним из приоритетных направлений развития внешнеторгового финансирования и изменения структуры экспорта. Почему же тогда этот барьер до сих пор остается непреодолимым? Разумными причинами объяснить трудно. Скорее всего, это банальная инерция и чиновничья волокита. А в результате российские предприятия теряют - либо отказываясь от выгодных контрактов из-за невозможности предоставить отсрочку платежа, либо идя на уступки покупателю, который просит значительные скидки, соглашаясь платить по факту поставки или по предоплате. Эксперты считают, что если бы предлагались конкурентоспособные условия финансирования, выход на новые рынки был бы существенно облегчен, а экспортный потенциал отдельных предприятий можно было бы увеличить как минимум на 50%.

Сегодня ЦБ делает основной акцент на предотвращении вывоза капитала из России и на максимальном контроле за поступлением валютной выручки. И это правильно. Но форфейтинговые схемы служат тем же самым целям. Заключая соглашение о форфейтинговом финансировании с экспортером, первоклассный иностранный банк гарантирует, что после отгрузки продукции и после предъявления определенных финансовых инструментов банк заплатит экспортеру средства раньше, чем он получил бы их после отсрочки платежа. Форфейтинговая схема финансирования является своего рода гарантией того, что средства придут к экспортеру не через три-шесть месяцев после отгрузки, а сразу после факта поставки.

С этой точки зрения, Центральный банк, наверное, должен был бы более серьезно относиться к этой возможности, тем более что полтора года назад он сам пытался предложить проект по финансированию российских экспортеров с использованием векселей, которые бы выпускались российскими экспортерами, были бы прогарантированы российскими коммерческими банками, а ЦБ выступал бы в роли фондирующего звена, которое предоставляет ресурсы. Суть программы заключалась в переучете векселей. Имея в наличии определенные рублевые ресурсы, ЦБ предлагал этими ресурсами профинансировать российские коммерческие банки, которые соглашались предоставлять гарантии, авалировать данные векселя, а российские банки должны были, в свою очередь, уже финансировать экспортные контракты.

Одним из условий участия в такого рода финансировании было то, что экспортер должен иметь уже заключенный контракт с покупателем и риск платежа со стороны покупателя должен быть подтвержден первоклассным иностранным банком или страховой компанией. Ряд иностранных банков, со своей стороны, выдвинули предложение, которое заключалось в том, что дополнительным средством гарантирования поступления выручки по экспортным контрактам могли бы являться, в том числе, и форфейтинговые соглашения. Но идея пока не нашла своего развития. Дело в том, что сама программа финансирования экспортеров по вексельной схеме на сегодняшний день находится в неработающей стадии. Это было как раз после кризиса, когда Центральный банк пытался решить проблему финансирования российских предприятий, потому что тогда возник вакуум: российские экспортеры имели контракты, но не имели возможности профинансировать производство. Вот ЦБ и пытался таким образом решить проблему ликвидности российской экономики. К сожалению, эта программа не нашла развития, но будем надеяться, что Центральный банк сможет вернуться к ней в ближайшее время, потому что для банков, которые участвуют в финансировании экспортно-импортных контрактов, в том числе и для иностранных банков, это могло бы быть достаточно интересным способом взаимодействия.

Есть и еще одна причина, по которой ЦБ не идет на широкое применение форфейтинговых схем - это боязнь мошенничества на дисконтах. Ведь как удобно - вступил в сговор, намудрил с дисконтами (благо, этот вид финансирования достаточно сложный) и клади себе в карман сколько хочешь. Конечно, опасность недобросовестного использования схем форфейтинга для пополнения собственной ликвидности существует. И система разрешений должна иметь место, но она должна быть упрощена и не должна носить запретительного характера. Здесь, в принципе, все достаточно прозрачно: предприятие-экспортер приходит в ЦБ и говорит о том, что есть подписанный контракт с покупателем, предполагается использовать отсрочку платежа, существует иностранный банк, который готов профинансировать эту отсрочку с помощью тех или иных инструментов, есть все имена, видно, что иностранный банк первой категории надежности, более того, известны ставки дисконтирования. Имея такую информацию, ЦБ в состоянии реально оценить эффективность схемы, насколько она соответствует критериям форфейтинговой операции. Но пока ни ЦБ, ни Министерство экономики и торговли не проявили должного интереса к поиску компромисса в этом вопросе.

А если мы действительно хотим развивать экономику, то помимо структурных преобразований одной из важнейших задач является развитие экспортоориентированной промышленности и изменение структуры экспорта. В противном случае, мы сохраним полную зависимость от конъюнктуры мирового рынка нефти. И все наше нынешнее эфемерное благополучие закончится в тот день, когда цены на топливно-энергетическое сырье устойчиво пойдут вниз.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политэкономия' (архив темы):
Петр Кирьян, Миры-регионы России /27.02/
Карта России, на которую нанесены реально сложившиеся миры-экономики, куда четче показывает вес и значение регионов, нежели официальное лоскутное одеяло из 89 отрезков федерации.
"Экономические беседы". Введение в рубрику /19.02/
Экономическая мысль подменена экономической верой, гильдия экспертов норовит стать сословием жрецов... Действительность сурово мстит.
Георгий Микерин, Понятия новой экономики по-русски: уничтожение стоимости, прибедненность и оглупление /19.02/
Если бы российский ВВП был произведен в одной из стран с развитой рыночно-правовой экономикой, то он мог бы получить рыночную оценку в пять раз большую по стоимости. История дает России последний шанс попытаться спасти искусственно обесцененную промышленность. "Экономические беседы". Введение в рубрику.
Павел Зимин
Павел
ЗИМИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Экономические беседы' на Subscribe.ru