Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политэкономия / Политика / Экономические беседы < Вы здесь
Черный передел собственности
Дата публикации:  20 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Эффективность общественной системы невозможна помимо устойчивой и нормосообразной конфигурации ее подсистем. Сегодня на стыке политики, экономики и права разворачиваются процессы, в ходе которых складываются новые контуры системной конфигурации, и вопрос лишь в том, в какой мере эти новые контуры будут соответствовать решающему требованию легальности и эффективности.

Смена фактических хозяев ряда крупнейших предприятий России - одна из устойчивых тенденций последнего времени, интенсивность которой такова, что многие эксперты говорят о комплексном переделе собственности. В отличие от передела времен приватизации, последний виток передела собственности не был отмечен масштабным правовым беспределом. И тем не менее, правовые процедуры нередко игнорировались теми, в чьих руках были реальная сила и власть. События вокруг "Транснефти", Качканарского ГОКа "Ванадий", Выборгского ЦБК, КрАЗа, НкАЗа, отчасти "Медиа-Моста" и Волгоградского завода буровой техники показывают, что в России (как в странах азиатского деспотизма) те, кто имеет власть, контролирует и собственность, а не наоборот.

Здесь в равной степени весома, и региональная, и федеральная компоненты власти. Региональная - в той мере, в какой роль администраций соответствующих территорий во многих случаях становилась определяющей в решении споров. Федеральная - в силу того напряжения, которое существует в зазоре между публичной отстраненностью центральной власти и ощутимостью ее фактического вмешательства.

В качестве характерных примеров сегодняшних игр вокруг передела большой собственности ниже будут рассмотрены четыре, каждая в свое время, нашумевшие истории. Это захват Качканарского ГОКа, образование алюминиевого суперхолдинга, конкурентная борьба на рынке телекоммуникаций, а также ситуация вокруг Волгоградского бурового завода. Каждый из этих примеров не только наглядно показывает, насколько хрупки еще кости "правового государства", но и способствует более глубокому пониманию действительности. Действительности сил и интересов, которые воспроизводят себя на стыке "права", "экономики" и "власти".

Очевидно, что анализ этих четырех диспозиций, сам по себе, никак не повлияет на их динамику. Но ничто не мешает тому, чтобы он мог способствовать выработке стратегии урегулирования крупных имущественных конфликтов, а также наметить пути по заполнению ряда вполне очевидных пробелов в существующем законодательстве.

Битва за Качканар

События вокруг КГОКа вылились в грандиозный общественно-политический скандал. Особенно усердствовали коммунисты. Спикер Думы Геннадий Селезнев призвал министра внутренних дел Рушайло "изгнать захватчиков" с КГОКа. 17 февраля 2000 года газета "Правда-КПРФ" публикует открытое письмо Зюганова Путину, в котором на примере КГОКа указывалось, что передел общенародной собственности все чаще выливается в откровенную уголовщину, а вооруженные захваты предприятия не должны оставаться без внимания.

Передел собственности в алюминиевой промышленности

Наступление шло по трем направлениям - манипулирование тарифами на электроэнергию, уничтожение сырьевой и финансовой базы конкурирующих компаний, лоббирование проектов, дающих конкурентные преимущества. В основном эта война носила теневой характер. Видимой ее стороной стала массированная пиар кампания.

Попытка передела в секторе телекоммуникаций

Если в двух предыдущих примерах власть формально оставалась в стороне, то в случае с попытками регулирования сферы телекоммуникаций ее вмешательство было довольно-таки активным, однако, не во всем успешным. Речь идет о скандалах вокруг ОРТ и НТВ и конкурсов на частоты первого и третьего канала. Пока государству и подконтрольным ему структурам не удалось вытеснить с информационного рынка ни Березовского, ни Гусинского, хотя оба и вынуждены скрываться от российского правосудия за границей.

Скандал вокруг "Волжского завода буровой техники"

В очередной раз часть акционеров предпочла решать внутренние споры не в рамках предусмотренных законом процедур - в суде и арбитраже, - а с привлечением административного ресурса. Как мы уже видели на примере Качканарского ГОКа, возбуждение уголовных дел против отдельных акционеров, становится важным инструментом недобросовестной конкуренции.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политэкономия' (архив темы):
Скандал вокруг "Волжского завода буровой техники" /20.04/
Попытка передела в секторе телекоммуникаций /20.04/
Передел собственности в алюминиевой промышленности /20.04/
Битва за Качканар /20.04/
Мойзес Наим, Вашингтонский консенсус или вашингтонское замешательство? /26.03/
Правительства, осуществлявшие реформы, обнаруживали, что политические цели, считавшиеся окончательными рубежами, становились только предпосылкой успеха. К списку условий нормального функционирования экономики добавлялись новые труднодостижимые цели. Если это - "вашингтонский консенсус", то каково же "вашингтонское замешательство"?
Анатолий Баташев
Анатолий
БАТАШЕВ
batashev@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Экономические беседы' на Subscribe.ru