Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/events/20000815_madison.html

Плюс канонизация всей семьи
Реплика в сторону

Андрей Мадисон

Дата публикации:  15 Августа 2000

Как богатый умрет,
Там поет архирей,
А как бедный умрет,
Там поет соловей.

Слова из песни

Энное количество лет назад в одной из новостных программ по ящику был показан такой эпизод: вручение денежного даяния какому-то батюшке. Даяние вручал глава фирмы "Золотой телец". Батюшка с чувством глубокого удовлетворения благодарил. Неловкости при этом не испытывал никто √ ни обозначавшие, ни обозначаемые.

Можно считать эту сценку глубоко символичной, а можно списать ее как отчаянно окказиональную √ в зависимости от того, как настроены тончайшие струны души.

То же почти и с канонизацией Николая II купно с семьею √ уже заранее можно было обрывать народ, как ромашку: любит √ не любит, плюнет √ поцелует. Либо "великая жертва", либо "собаке - собачья смерть". К тонким формальным аспектам канонизационной процедуры такой подход отношения не имеет √ зато имеет сильную эмоциональную подоплеку. Это наверняка и учитывали задумщики канонизации.

Впрочем a propos не грех вспомнить, что однажды это семейство уже было канонизировано √ одной из зарубежных православных церквей, причем самой антисоветской из них. То есть мероприятие, имевшее состояться, кроме того, что оно плагиат, имеет еще и очень определенный политический подтекст.

Впрочем, очевидно, что это текст, а не подтекст.

Итак, читаем: "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение канонизировать императора Николая II и членов его семьи". Произошло то, что должно было (там, на Соборе) произойти, включая единогласие: потому что имела место не морально-религиозная, а чисто пиаровская акция.

Еще в тридцатые годы в печатном органе Союза воинствующих безбожников, именовавшемся соответственно "Безбожником", был проведен классовый анализ состава русских святых. Помнится, начинался он с многочисленных князей, затем шли чуть менее многочисленные церковные иерархи, за ними следовали редкие купцы, пара крестьян и, как было специально отмечено, в "списке не оказалось ни одного рабочего". Журнал "Безбожник" √ издание, конечно, далеко не академическое, но принципиально других данных не предоставит и "Журнал Московской Патриархии". Зато он, безусловно, даст им принципиально правильную интерпретацию.

Но главное даже не то, что Николай II √ император, со всеми вытекающими для возможности канонизации последствиями. Главное то, что у Архиерейского Собора не нашлось никакой другой религиозной проблемы, которая могла бы привлечь внимание общества √ ну, предположим, хотя бы уровня: креститься двумя руками или тремя. Я уж не говорю о чем-нибудь из области христологической тематики.

Правда, отсутствие теоретического темперамента Православная церковь компенсирует приложением колоссальной энергии к сфере имущественной недвижимости (и движимости тоже). Успешные в ней наработки и позволяют, нет сомнения, впервые выступить Церкви с "социальной программой". Которая, тоже нет сомнения, будет столь же успешно реализована, как и подготовившая ее программа "возрождения духовности".

...Какие шутки?