Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
Примирение с Согласием
Отметим?

Дата публикации:  4 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

...Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!

Здесь и далее: А.П.Чехов, "Вишневый сад"

Не первый год самый политизированный праздник недавнего советского прошлого одним своим календарным явлением провоцирует до крайности противоречивые отклики в умах и медиумах. Попытка узаконить его в виде некоего Дня Примирения и Согласия, вместо означенных этим названием задач, на деле словно подчеркивает, что в остальные 364 (в этом году - 365) дней ни примирением, ни согласием в обществе и не пахло. А ведь, если вдуматься, это и могло бы послужить главным лозунгом момента. Не что иное, как свою волю и право на примирение и согласие, и выразил народ России, голосуя за нового президента и породив некий "феномен Путина". Феномен загадочный только для тех, кто не жил в России последние годы либо видел ее только через окно служебной иномарки да через телеящик с одной "независимой" кнопкой.

Я сказал бы даже - не Примирение и Согласие, а примирение каждого, включая право-левых экстремистов, с согласием, с мыслью о его насущной необходимости в нашем обществе. О неизбежности согласия под страхом разрушения российской государственности, вырождения нации, что, в свою очередь, сделает бессмысленным разговор о правах каждой личности в отдельности.

Кому-то нужно найти в себе силы принять на веру (если "кипящий возмущенный разум" не позволяет постичь трезвомыслием), что богатство - не всегда символ и следствие порока и преступления, а часто и результат более квалифицированного и продуктивного труда. Так же, как и иным, наверное, стоило бы смириться с тем, что борьба за права человека до полного разрушения устоев государства и национального самосознания может быть вредоноснее, чем цензура на секс и мат в эфире; что жертвам разнузданности бандитов и хулиганов ничуть не лучше, чем жертвам тоталитаризма.

Фирс: Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Гаев: Перед каким несчастьем?

Фирс: Перед волей.

Согласию очень часто противопоставляют тезис о невозможности братания политзаключенного с надсмотрщиком и доносчиком. Можно и должно понять чувства, которые испытывают те, кто пришел к Соловецкому камню на Лубянке, глядя на знаменитое здание по соседству да на собравшихся неподалеку "старорежимников" с красными стягами. Только и им нужно - трудно, через боль прошлого - принять, что десятки миллионов голосуют за коммунистов не ради мечты опутать страну колючей проволокой, а за жизнь, при которой ученый, миллиционер и студент не завидуют уголовнику. Они помнят не только страну лагерей (хотя и ее тоже!), но и то, что рабочему чаще всего глубоко до лампочки были что местный партсекретарь, что это самое здание на Лубянке. Иначе весь этот спор - "а вы стольких посадили и расстреляли!", "а вы стольких разорили и уморили!" - будет ползучей тварью удерживать нас недвижимыми в историческом безвременьи. А такая ситуация выгодна лишь вечным революционерам и тем, кто страдает диссидентским приапизмом, да профессиональным рыболовам в мутных водах.

Как замечательно говорил когда-то Гоголь, "...случается ...таким образом, что в одно и то же время один действует совершенно в европейском духе, а другой старается подвизаться решительно в древнерусском, укрепляя все прежние порядки, противуположные тем, которые замышляет собрат его... А так как оба мнения, несмотря на всю свою резкость, окончательно всем не определились, то... этим пользуются всякого рода пройдохи. И плуту оказалась теперь возможность, под маскою славяниста или европиста, смотря по тому, чего хочется начальнику, получить выгодное место и производить на нем плутни в качестве как поборника старины, так и поборника новизны".

Другой вопрос - должно ли светлое будущее быть обязательно коммунистическим, или, вернее, обустроенным по советскому образцу? Ответ, опять же, подсказали выборы: у нас есть шанс возродиться и сохранить свою самобытность, не воссоздавая монумент диктатуры пролетариата на одной отдельно взятой части суши. Но и не вырождаясь в нацию, вечно догоняющую "золотой миллиард", не превращаясь в политкорректных "общечеловеков", общество потребления всего и вся, где клеймо "неудачника" может исковеркать жизнь почище утери партбилета в той самой диктатуре.

Сейчас часто смакуют кажущуюся остроумной мысль о том, что Кремль "вбросил" в общество дискуссию о гимне, иных государственных символах, дабы отвлечь от дискуссии на "правильные" темы (Гусинский, Березовский, Поуп). И все эти державные "мелочи" пытаются представить как нечто вторичное по сравнению с отлаживанием механизма взаимодействия экономических субъектов, который один лишь залог нашего будущего возрождения и процветания (привет Карлу и Фридриху). Только вот в стране, лишенной государственных атрибутов, сплачивающих наряду с самой национальной идеей, можно успешно воровать, но никак не строить. Спросите у американцев - с их вездесущим флагом.

Десять лет убеждали народ - "думай о себе да о семье, и главное - чтобы сосед на твои 6 соток не залез," - а он в ответ полковника КГБ в президенты. Ибо переборщили. Ибо опять наступили на те же грабли - "мы наш, мы новый...". Какая, мол, к черту, святая Русь, когда всеобщая мобилиза... тьфу! - глобализация грядет! Что мы все за всякие "мистические благоглупости, вроде нерушимости священных границ Отечества", да "замшелых идолов державности и патриотизма" (С.А.Ковалев) цепляемся!

Яша: Любовь Андреевна! ... Если опять поедете в Париж, то возьмите меня с собой... Что ж там говорить, вы сами видите, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно, а тут еще Фирс этот ходит, бормочет разные неподходящие слова.

Зачастую, причина тому весьма банальна: досадуя на то, что народ никак не расстанется со своими дурацкими предрассудками, никак не дорастет до общечеловеческой нирваны, наши "прогрессоры" просто-напросто считают народ неразумным дитем, неспособным осознать, что для него действительно лучше.

Яша: Простой народ прощаться пришел. Я такого мнения, Ермолай Алексеич: народ добрый, но мало понимает.

Как говаривали во времена первой попытки интернационализировать нашу страну: "Чванным политикам либерализма и прирученного социализма все, что происходит в массах, представляется обычно инстинктивным процессом, все равно как если бы дело шло о муравейнике или о пчелином улье" (Л.Троцкий). Рассматривать народ как некую конструктивную силу и носителя традиций - неотъемлемой составляющей любой нации, значило бы для них признать антинародный характер своих идей, что пока рискованно. Ибо народная дубина, пожалуй, поопаснее той пресловутой государственной дубины будет, которой Путин хвастал французам (впрочим, насчет народной они с 1812 года тоже в курсе).

Непопулярность либерально-экстремистских идей вовсе не связана со стремлением нашего многострадального населения отринуть завоеванные свободы и права. Если просто проявить элементарное уважение к народу и признать за ним право самому расставлять ценности по степени их значимости, то очевидно будет, что именно этим он сейчас и занят. Когда ему дозарезу понадобились загранпоездки и правда о проституции, он поддержал истосковавшихся по массовой опоре диссидентов. Но получив искомое, он напомнил, что это - не самоцель, чем сильно в себе разочаровал борцов за глобальное счастье.

На самом деле наша страна прожила за последние 10-15 лет в концентрированном виде то же, что и за предыдущие 70. В том числе и первоначальную эйфорию от враз свалившихся на голову свобод. Только, как это часто бывает с великими идеями и замыслами, они обваливаются по мере деградации их носителей. Как справедливо отмечал Г.А.Явлинский, "хотя в определенных кругах и принято говорить об этом периоде как об эпохе "демократического романтизма", крушение иллюзий у большинства "романтиков во власти" по странной закономерности почти всегда сопровождалось приобретением ими вполне реальных состояний. После этого сетовать на непопулярность либерал-романтизма, согласитесь, неразумно.

Лопахин: Я вас каждый день учу... И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, - аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.

Любовь Андреевна: Дачи и дачники - это так пошло, простите.

Нет у них возможности жаловаться и на отсутствие возможности реализовать свои идеи. Довод о том, что не хватило исполнительской дисциплины и организаторов на местах, ввиду нынешних нападок на Путина за попытки это же самое наладить, выглядит просто несостоятельным. П.Н.Врангель очень похоже писал о Временном правительстве: "Те, кто вчера обвинял старое правительство в слабости, произволе и неспособности справиться с разрухой, сегодня, ставши у власти, сами оказались не в силах вести страну. Маниловы или Хлестаковы, они дальше красивых и звучных слов идти были неспособны и, неизбежным ходом событий, должны были уступить власть более действенным силам".

Похоже, этот процесс происходит на наших глазах и сейчас. У власти "более действенные силы", только теперь, на мой взгляд, дело за обществом. Выделив один день в году на Примирение и Согласие, это самое общество все оставшееся время проводит в непрерывных дрязгах, чреватых как утерей государственности, так и взращиванием нового диктатора. Идет вечный спор, чей сценарий счастия реальнее и быстрее реализуется. Может, действительно, нам свойственно топтать одни и те же грабли, пока зубья не погнутся? Или все обойдется, будет и примирение и согласие, без всякого нашего к тому усилия?

Гаев (весело): В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже...

Вместо послесловия

"В прошлом году ритуальные услуги были единственным видом бытовых услуг в России, демонстрировавшим завидный рост. ... Похоронные услуги - вообще рынок стабильный: ими пользуются все, независимо от уровня дохода" ("Ведомости", приложение "Компании и рынки", 27.10.2000).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Земляной, Ленин и "третий путь" России /31.10/
О взглядах позднего Ленина в связи с преждевременными попытками похоронить покойного навсегда. Не хула и не апология, но анализ и нечто - может быть, впервые за последние десять лет.
Сергей Кирухин, Осенний европад продолжается /26.10/
Или путешествие евро к центру Земли с попутным заходом в Америку.
Михаил Корнилов, Странные игры со здравым смыслом /23.10/
Откуда и куда скачут цены на нефть: похоже, к тотализатору на этих скачках имеет отношение сам "Бэнк оф Нью-Йорк".
Олег Беляков, И это все о НЕМ /19.10/
Comeback г-на Березовского на сцену Большой политики: комментарий "Краткого курса истории ВКП(б)" и др. независимых источников.
Сергей Кирухин, Вот тихий нобель пролетел /17.10/
И палестинцы, и евреи, и сторонники как тех, так и других, поют в сущности одну и ту же песню: "I Put a Spell on You". А надо бы не песни петь, а мозгами пораскинуть.
предыдущая в начало следующая
Олег Беляков
Олег
БЕЛЯКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru