Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/events/20010119_lit.html

Раздумья перед "бородинской" битвой...
Михаил Литвинов

Дата публикации:  19 Января 2001

Сегодня многие средства массовой информации уделяют внимание одному вопросу - аресту Павла Бородина в США. При этом можно получить как подробности, так и самые неожиданные рекомендации и комментарии на тему, что делать МИДу, президенту, России. Есть смешные - типа: собрать в Москве высших руководителей Израиля, арестовать и выдать их по представлению Палестинского движения. Есть страшные предложения: арестовать несколько американских граждан, причем желательно дипломатов.

Любопытно, что большая часть дискуссий затрагивает самые незначительные моменты - почему не по диппаспорту, а было ли приглашение, брал взятки или нет и т.д.

В действительности гораздо важнее вопрос - почему такое стало возможно? Для ответа на этот вопрос отвлечемся от личностной составляющей - совершенно не важно: Иванов, Петров или Бородин. Речь идет о статусе, причем в широком контексте - статусе высокопоставленного государственного чиновника и статусе государства.

По сложившейся международной традиции, арест такого человека, по определению обладающего дипломатической неприкосновенностью, во многих случаях трактуется как casus belli. Это - во-первых. Во-вторых, для принятия такого решения мало одного требования об аресте представителя Женевской прокуратуры, необходима политическая воля руководителя, ну оч-чень высокого ранга. Как известно, проявлять такую волю легче всего, опираясь на экономическое, либо военное превосходство. Все это в США имеется. Вариант с опорой на широкое общественное мнение в данном случае совершенно не проходит. Все-таки это не госчиновник Ливии или Ирака, а всего лишь госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии... Кто про это знает в Америке, если даже в ООН такая организация зарегистрирована всего лишь в октябре 2000 года. А вот про статус там точно знают. И про то, что человек со статусом не может заниматься личными делами за рубежом - он всегда официальное лицо и представляет свое государство. Это тоже по определению.

Но еще знают в Америке, как можно "пнуть" так, чтобы это долго помнилось. И, тем более, любят показать себя, свою "крутизну", безнаказанность. Поэтому то, что касается такого чиновника, прямо и непосредственно касается его государства.

Как же комментируют эту ситуацию специалисты? Председатель Исполкома СНГ Юрий Яров такие действия США расценивает не только как неуважение к Союзному государству России и Белоруссии, но и каждой в отдельности суверенной стране. Представители Исполкома Союза - "плевком" в отношении Союза, грубостью по отношению к Союзу. Виктор Черномырдин: "Неуважительное отношение к стране, к России". Итальянский публицист Джульетто Кьеза считает, что в основе таких действий "лежит политическое решение, направленное на легкое оскорбление руководства России и Белоруссии".

Конечно, говорить о войне сейчас может только политик типа Жириновского. Все-таки в XXI веке живем, можно и мирно договориться. Только и после освобождения Бородина проблема останется. И проблема эта называется просто - Россия.

После президентских выборов в обществе говорили и продолжают говорить о строительстве вертикали власти. При этом многие в контексте обсуждения подразумевали и такой аспект, как усиление и укрепление государственности России, ее международного авторитета. Вслух об этом говорилось мало, не очень-то удобно говорить о величии страны, большая часть населения которой не получает зарплату, бюджет которой равен бюджету одной японской корпорации, а правительство стабильно обращается за финансовой поддержкой в многочисленные европейские и мировые клубы. Поэтому идея "на ум пошла".

Мы видели и ощущали определенные шаги в этом направлении. И осуществляла их не пресловутая "вертикаль" власти, а реальная государственная власть, само государство.

Как только ни пытался Запад воздействовать на Россию по поводу Чечни. Удачно и не очень, но тем не менее Россия проводит свою (!) политику. Можно спорить о формах действий и о механизмах взаимоотношения с Чечней в составе России, но вопрос отстаивания государственных интересов России обсуждению не подлежит.

И если на первых этапах начала интеграционных процессов в России США и западные страны фактически занимались только устрашающими декларациями, то мы сражались тем же "оружием". Важен момент перехода от слов к делу. Как пишет The Guardian, первым конкретным шагом в ответ на намерение президента Буша развернуть систему противоракетной обороны Кремль принял решение об отсрочке, ранее широко объявленной, сокращения трехсот тысяч военнослужащих (в рамках радикальной реформы российских вооруженных сил). Сумеют ли президенты Буш и Путин наладить между собой дружеские отношения, покажет время, но пока стороны обмениваются ударами. Америка обвинила Россию в развертывании ядерных сил в Калининградской области, а Россия Америку - в нарушении договора ОСВ-1.

Подобные шаги со стороны России объективно не могут в полной мере опираться на экономическое или военное превосходство над США. Этого просто нет. Зато есть государство, есть его потенциал (как военный, так и экономический) и есть поддержка большинства общества.

И, чтобы убедиться в том, что единение российского общества - это не вымысел, не будем приводить рейтинги популярности президента. Здесь можно вспомнить марш российского батальона миротворцев в Югославии и гибель "Курска". При всей полярности этих событий, их объединял один, но очень важный фактор - отношение миллионов граждан России. В первом случае господствующей реакцией широкого общественного мнения была гордость за наше государство, за Россию. А во многих других странах, и прежде всего в США, - как минимум удивление: никто не ожидал такого от нас. Во втором случае - трагедия экипажа подводной лодки воспринималась российским обществом как трагедия всего государства. Была единая боль за беспомощность некогда мощной и сильной страны. Но для многих на Западе это было как бы естественно: Россия - слабое государство.

Нельзя забывать о миллионах простых жителей России. Сегодня страна получила публичную пощечину и вместе с ней - все мы, ее граждане. Перефразируя известную фразу, можно сказать: кто допускает, чтобы с ним так поступали, - значит, он этого достоин. Аресту подвергнут государственный чиновник, представляющий в своем лице державу. И сейчас совершенно не важно, виновен он или нет, так как речь не идет о конкретном физическом лице, а речь о статусе и уважении всего нашего государства. Его виновность - это наше дело. Просто следует помнить, что все государственные лица за рубежом - это представители государства, даже если это Жириновский или Ковалев. И выпад против них - это выпад против России.

За свою недолгую историю Соединенные Штаты бомбили другие страны по гораздо более мелким поводам.

В США есть строго выстроенная военная доктрина, есть механизмы утверждения собственной значимости и авторитета на международной арене. А есть ли это у нас? Пока не было замечено. Мы действуем по ситуации, фрагментарно. И каждый раз нас проверяют на прочность. Любимое занятие масс-медиа - выяснять, что за спиной у Путина и кто за ним стоит. И есть ли там то, что принято называть "государство" - со своей идеологией, национальной гордостью, социальным оптимизмом. Или только "рейтинговый" авторитет. Может быть, президенту настала пора показать, кто и что у него за спиной? Это Россия и мы. Мы - граждане государства Российского!

У России должна быть собственная внешнеполитическая "стать", и тогда в нее можно будет верить. С такой Россией будут считаться (или придется).

Не зря говорится: история повторяется дважды, один раз - в виде трагедии, другой раз - в виде фарса. У России уже была война, в которой была Бородинская битва и после которой она стала действительно великой державой с мировым признанием (в тех исторических рамках). Трагедией было количество жизней россиян. А теперь - что нам предстоит пройти это в виде фарса, публичного издевательства над страной и потомками тех павших россиян?

Фарс уже почти готов. Вот и президент, пользующийся широчайшей поддержкой общественного мнения, говорит, что надо подождать решения американского суда (хорошо хоть не районного масштаба). Есть мнение, что наш президент точно знает, когда можно проявлять политическую волю. Видимо, не тот случай.