Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Чеченский вопрос / Политика / Интеллектуальные факты < Вы здесь
Лучше гор могут быть только горы
Дата публикации:  5 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Иногда, прочитав книгу, пытаешься найти и другие сочинения того же автора. Ищешь, найти не можешь, сетуешь на малые тиражи и нерасторопность издателей. А бывает иначе - возьмет издатель да и порадует публику целым букетом, а то и собранием сочинений любимого писателя.

Издательство "Мехк Кхел" своих читателей на голодном пайке не держит. В прошедшем году оно выпустило в свет сразу пять книг Хож-Ахмеда Нухаева. Книги эти различны по объему и жанровому наполнению, некоторые из них - переработанные варианты прежних изданий. Но как бы то ни было, пять книг за год - свидетельство изрядной творческой продуктивности. И в этом смысле Хож-Ахмед Нухаев встает в один ряд даже не с авторами заполонивших книжные развалы женских романов. Нет, это - уровень продуктивности классиков, а если точнее, то классиков марксизма-ленинизма. И хотя подобное сравнение кажется на первый взгляд совершенно абсурдным, попробуем провести некоторые параллели.

Параллель первая. В опубликованных работах Хож-Ахмед Нухаев предстает как человек глубоко эрудированный, всесторонне образованный, человек, способный аргументировано изложить свое видение едва ли не любой проблемы. Широта научных интересов Хож-Ахмеда Нухаева не может не вызывать восхищения. И хотя ему, пожалуй, не удалось превзойти в этом смысле юриста Ульянова, который в своем знаменитом "Материализме и эмпириокритицизме" здорово врезал зарвавшимся физикам, но некоторые достижения уважаемого автора заслуживают отдельного упоминания.

Так, исключительно интересные результаты были получены Хож-Ахмедом Нухаевым в области языкознания. Читателя ждет удивительное открытие, поднимающее завесу тайны над этимологией таких слов, как "элита", "лорд", "юстиция", "пэр", "команда", "комиссия" и многих других. Оказывается, в основе этих слов лежат достаточно очевидные чеченские корни. Так, слово лорд происходит от лор-да - уважаемый+обладатель, хозяин, отец. Подобному анализу были подвергнуты и другие термины, что, в итоге, дало возможность автору прийти к твердой уверенности в "метафизической значимости чеченского языка как матрицы других языков, как протоязыка" (Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят традициям. С.70-71).

Однако, как и в случае с классиками, которые вовсе не ставили перед собой задачу полемизировать с заблудшими физиками (В.И.Ленин "Материализм...") или преподавателями права (Ф.Энгельс "Анти-Дюринг), а использовали этот прием для достижения гораздо более значимых целей, лингвистические упражнения Хож-Ахмеда Нухаева также являются не более чем удачной авторской находкой. Главная же его задача - и здесь возникает вторая параллель с классиками - состоит в постижении тайны человеческого общества. Что такое общество? Как оно устроено? Каким должно быть? - вот те вопросы, на которые, вслед за классиками, пытается ответить Хож-Ахмед Нухаев. И снова поражает степень близости исходных позиций: "Отчуждение человека от варварской социальной среды порождает государство, которое по своей природе является механизмом насильственного управления людьми" (Террор - технология цивилизации. С.44), - чем не ленинское определение!

Государство, как и у классиков, оказывается лишь одной из исторических форм организации общества. Причем формой, обреченной на отмирание (или уничтожение) в силу своей насильственной природы, противной человеческому естеству: "Мир, в котором безраздельно господствует принцип этатизма, живет по законам необузданного хищничества <...> государства с их антигуманной природой подвели человечество к черте самоубийства" (Возвращение варваров. С.16).

Итак, государство должно отмереть, значит должна существовать негосударственная форма организации общества. Именно организации, поскольку Хож-Ахмед Нухаев не разделяет убеждений анархистов, подвергая их взгляды на постгосударственное устройство детальнейшей критике (Возвращение варваров. С.16-28). Еще один вариант безгосударственного общества - коммунистический - Хож-Ахмед Нухаев отвергает как "утопичный" (Там же. С.36).

И здесь возникает собственное, авторское решение проблемы, каковым оказывается кровнородственная община: "Государство может быть уничтожено только своим антиподом - родоплеменным строем, организованным на базе кровнородственных общин" (Возвращение варваров. С.20).

Ну что же, действительно, никакого утопизма - родоплеменная организация общества известна из истории, причем для некоторых народов - из совсем недавней истории. А что касается организованности такого общества, то и здесь находится простое решение: "Общинная (кровнородственная) ответственность - стержень справедливого порядка, основанного на естественном законе "око за око" <...> только при реализации этой формулы и появляется возможность жить без власти, опирающейся на аппарат принуждения, то есть без государства, соблюдая при этом образцовый общественный порядок <...> все иные анархистские проекты утопичны и, более того, вредны" (Возвращение варваров. С.93-94).

И ведь наверняка хотя бы один читатель этих строк только что проронил: "Варварство...". И не зря. Самое время вспомнить о лингвистических экзерсисах господина Нухаева. По его мнению, "само понятие "варвар", которому ученые до сих пор не могут дать удовлетворительной этимологии, является редупликацией слова "вар", - от чеченского "кровнородственная община" (Возвращение варваров. С.40-41). То есть если кто-то еще не понял, варварство - это хорошо, а плохо - дикарство, в которое перерастает государственно-организованная цивилизация (Террор - технология цивилизации. С.49).

Но и это еще не все. Общины в чеченском языке могут еще именоваться "вар-ху", что созвучно слову "варх" - "семь". А отсюда - принцип родства "до седьмого колена". Тезис этот подкрепляется тем, что и во многих других языках слова "община", "семья" связаны со словом "семь". И кстати, еще одна параллель с классиками - умение блеснуть глубокими познаниями в философии. Обращаясь к пифагорейской "гармонии чисел" (Чеченцы скорее изменят мир, чем изменятся сами. С.67), Хож-Ахмед Нухаев делает исключительно изящный ход: "Когда мы подходим к проблеме "врастания" "вара" в тейп, появляется новое число - девять, число завершенности, число полноты, число совершенства" (Там же). В чем изящество? - спросите вы. Изящество - в утонченном символизме. И для того, чтобы его осознать, нужно взглянуть на обложки книг. На всех - и этот стиль выдерживается на протяжении нескольких лет - изображение девятиугольника. На всех, за исключением одной, горы, горы, горы. А "девять гор" по-чеченски звучит как "исс-лам". Ну, как тут не вспомнить склонность к символизму тех же большевиков, устроивших, к примеру, ритуальный расстрел в Ипатьевском доме.

Вот и все, модель совершенного общества построена. Общинная ответственность приобрела сакральный смысл: "Это - универсальный закон, установленный Всевышним для племен и народов" (Возвращение варваров. С.110). Причем Хож-Ахмед Нухаев постоянно подчеркивает, что речь идет именно об общинной, а не об индивидуальной ответственности, то есть кровной мести подлежит "не только убийца, но и его семья" (Возвращение варваров. С.106), при строгом соблюдении равноценности возмездия, то есть за одного убитого должно убить одного, за двоих - двоих и т.д. И хотя прощение также считается делом богоугодным, но основу порядка в таком обществе составляет страх быть убитым.

И еще об исламе. Если кто-либо будет утверждать, что ислам - религия мира и согласия, что ислам не поощряет кровную месть, что шариат предусматривает не только "кисас" - "воздаяние равным", но и широко практикует "диа" - денежную компенсацию; если кто-либо будет упоминать о том, что Имам Шамиль в свое время пытался искоренить царивший в чеченском обществе обычай кровной мести, то и на это у автора найдется ответ. По его мнению, Иран и Саудовская Аравия, в которых шариат составляет основу законодательства, "не имеют ничего общего с Исламом" (Россия и Чечения: мир по формуле "победа-победа" С.16), а Шамиль проводил не шариатскую, а "госшариатскую" реформу (Возвращение варваров. С.133). И вообще, "с сожалением приходится констатировать, что из всех народов Земли сегодня только чеченцы сохраняют не просто кровную месть, а принцип общинной ответственности" (Возвращение варваров. С.96).

Но, впрочем, достаточно. И без того уже ясно, что книги достойны прочтения. Достойны хотя бы потому, что из них можно понять, что о нас думают. Ведь адресована книга прежде всего "российскому читателю" (Возвращение варваров. С.12). Но и здесь сплошной символизм, изысканные аллегории. Чеченец - волк, а русский - ... да, да. Только господин Нухаев так прямо не говорит (лишь в одном месте, как бы полемизируя с оппонентом, сравнившим чеченцев с волками, пишет, что "сравнил бы русских с собаками" (Возвращение варваров. С.85)), а предпочитает просто цитировать Льва Толстого: "Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми...". Цитировать, не комментировать, и лишь как бы подводить итог: "И сегодня Россия совершает те же преступления, что и столетия назад" (Возвращение варваров. С.88-89).

Да, кстати, а ведь снова получилась параллель: желающие могут поискать высказывания В.И.Ульянова о русском мужике. Ну и, коли так, то напоследок еще одна параллель. Не раз уже помянутые классики говорили, что философ должен не только объяснять мир, но и переделывать его. И переделывали. Одни Международное товарищество рабочих создавали, другие, заскучавши в женевах и парижах, ехали на родину устраивать революции. И наш уважаемый автор в этом от классиков не отстал: "В конце 80-х годов в Росси, и прежде всего в Москве, возник вакуум власти. Появились стихийные банды <...>Ни милиция, ни другие структуры не рисковали пресечь этот беспредел. Я решил, что это по силам чеченцам, и организовал компактную группу решительных мужчин, а затем сказал представителям деловых кругов Москвы - Мы готовы защищать вас от бандитов, а вы принимаете в партнеры любого чеченца, который будет вас устраивать, - многие согласились с такой постановкой вопроса" (Чеченцы скорее изменят мир... С.131). Тоже вариант наведения порядка - того порядка, кровнородственного. Вот только интересно: имеют ли право на кровную месть, в ее общинном варианте, родственники тех, кто не согласился с "такой постановкой вопроса".

Библиография:

Хож-Ахмед Нухаев, Возвращение варваров. - М.: Изд-во Мехк Кхел, 2002. - 264 с. - Тираж 5000. - Формат 60х90/16. - ISBN 5-7594-0033-9;

Хож-Ахмед Нухаев, Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят традициям. - М.: Изд-во Мехк Кхел, 2002. - 140 с. - Тираж 5000. - Формат 60х90/16. - ISBN 5-7594-0089-4;

Хож-Ахмед Нухаев, Универсальная формула мира. - М.: Изд-во Мехк Кхел, 2002. - 32 с. - Тираж 5000. - Формат 60х90/32. - ISBN 5-7594-0117-3;

Хож-Ахмед Нухаев, Россия и Чечения: мир по формуле "победа - победа". - М.: Изд-во Мехк Кхел, 2002. - 80 с. - Тираж 5000. - Формат 60х90/32. - ISBN 5-7594-0119-Х;

Хож-Ахмед Нухаев, Террор - технология цивилизации. - М.: Изд-во Мехк Кхел, 2002. - 112 с. - Тираж 5000. - Формат 60х90/32. - ISBN 5-7594-0118-1)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Чеченский вопрос' (архив темы):
Сергей В. Бирюков, Сценарий "сдержки и противовесы" /28.07/
В условиях "мозаично - тейповой" структуры чеченского общества ставка на одного игрока не вполне адекватна. В преддверии выборов в республике Москве следовало бы допустить "ограниченный и управляемый плюрализм"; после выборов √ принудить победителя к "дележу властью" со своими соперниками.
Сергей Маркедонов, Сценарий "Наместник" /28.07/
Сегодня возглавлять Чечню не может этнический чеченец. Будучи членом своего тейпа, он неизбежно окажется проводником узкородственных интересов и, в качестве представителя российской власти, вольно или невольно будет настраивать против нее другие тейпы.
Дмитрий Багиро, Чеченская диалектика /22.07/
Кадырову, чтобы стать сильным, нужна полная победа. Москву устроит полная победа слабого Кадырова.
Сергей Маркедонов, "Наши люди" в Чечне /07.07/
Сначала Владикавказ, потом Тушино. На этом фоне "своему человеку" самое время требовать от российской власти полномочий вице-короля Чечни. Ведь только он знает, что почем.
Мустафа Эдильбиев, Маигов и его наставник Темишев /26.03/
Яндарбиев и Кадыров против Темишева (правда, не вместе, а с разных сторон).
Владимир Волков
Владимир
ВОЛКОВ
vvvolk@aport.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Интеллектуальные факты' на Subscribe.ru