Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Политграмота < Вы здесь
Миграция: социальный взрыв или благо для страны
Примет ли мигрантов президент, если Россия их не принимает?

Дата публикации:  14 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Не всегда лучше жевать

4 декабря. Понедельник - день тяжелый (виноват, поправлюсь - сейчас рекламные ТВ-ролики каждые 20 минут рассказывают о днях "критических"...). Итак, в понедельник, 4 декабря, в один из наших ежедневных непростых дней, в конференц-зале Госдумы России состоялся "круглый стол" "Проблемы миграционной политики в современной России". Тема, от одного названия которой Западную Европу уже давно бросает в дрожь не только по понедельникам, собрала лидеров ведущих российских и международных организаций и ведомств, так или иначе связанных с миграцией в СНГ.

Еще год назад, несмотря на многолетние стоны регионов России (особенно - южных) от наплыва вынужденных мигрантов, миграционная ситуация в России не считалась критической. Во всяком случае - там, на самом "наверху". К этому даже как-то привыкли; Россия раскинулась, понимаешь, от Балтики - до Тихого океана, что трудно было заметить, как "дорогие россияне" приняли в свои ряды в 90-е годы из стран СНГ 8 миллионов вынужденных мигрантов, да еще не менее миллион мигрантов нелегальных - из дальнего зарубежья.

Не имеющему ни малейшего желания конкурировать в описании самого процесса "круглого стола" с журналистами бумажных и электронных СМИ, автору этих строк (кстати, весьма далекому от журналистики) не хочется перечислять фамилии российских политиков, почтивших "круглый стол" своим недолгим присутствием. Да и много ль нового по столь запутанной (и запущенной) проблеме можно услышать от "инфицированного" множеством других проблем, скажем, депутата N, если ему чуть не каждый день приходится встречаться то с одной, то с другой "категориями граждан" и демонстрировать свои знания - от балета до космоса? Дай-то им Бог здоровья и сил, нашим избранникам, чтобы они могли, поднявшись (над нами, смертными) на крыльях своей фракционной или партийной принадлежности, профессионально сочинять законы хотя бы по тематике своего комитета или комиссии. Наверняка об этом подумывало большинство участников "круглого стола", которые, услышав на заседании всего лишь пару-тройку свежих мыслей, во всем остальном довольствовались свежими сосисками в госдумовском буфете...

По замыслу организаторов, основную часть ответов на эти вопросы участники заседания могли извлечь из розданных им документов, среди которых особенно выделялась объемная Справка Департамента миграционной политики Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики, а также Проект рекомендаций "круглого стола". Попытаемся же, закрыв глаза на мелкие технические погрешности этих документов, прочувствовать то, какими видят пути решения проблемы организаторы встречи. Судя по проекту рекомендаций, Правительству России следует "активизировать доработку и представление Концепции государственной миграционной политики для утверждения Президенту Российской Федерации", а самому президенту - "взять под особый контроль разработку и принятие" этой самой Концепции. Вроде бы все правильно: без Концепции - как без рук, смотрим прямо в корень проблемы!.. Но что будет (а это может оказаться вполне реальным), если президент, согласившись с посланными ему рекомендациями, надумает сначала проверить, почему до сих пор Концепция государственной миграционной политики не разработана и не утверждена? На дворе-то - конец 2000-го, горемык этих - беженцев и переселенцев - с 1989 года в России набралось уже 8 миллионов, а Концепцию обещают рассмотреть в Белом Доме только в феврале 2001 года! И окажется, что ее, многострадальную Концепцию, уже много лет в поте лица разрабатывало и перерабатывало, не забывая расписываться в ведомостях по зарплате, великое множество специалистов упраздненной Федеральной миграционной службы, да и не только ФМС... Верно говорят - "ласковый теленок двух маток сосет". Это сельскохозяйственное выражение совершенно логично "тянет" за собой как минимум два наивных вопроса. Сколько еще лет ласковым правительственным чиновникам будет дозволено регулярно, из года в год припадать к бюджетному "соску", чтобы выдать на утверждение президенту этот многострадальный документ? И как называется тот второй живительный для чиновного люда источник питания, фонтанирующий столь же щедро, как и первый?

Рекламная пауза

Без сомнения, оказавшись на любом телеканале между прокладками и сникерсом, вот такой рекламный ролик имел бы заметный успех... Группа видных и виднейших российских разработчиков Концепции государственной миграционной политики садится в машину времени и оказывается в той же Москве, но - в жаркое лето 1941 года. А в Кремле все бегают - ищут исполнителей для разработки Концепции государственной политики по перемещению на Восток, обустройству и занятости на сотнях военных заводов нескольких миллионов людей из зоны возможной гитлеровской оккупации... Желающих нет - ответственность чрезвычайно велика. А тут - такой подарок - из светлого будущего прибыли опытные специалисты по проблемам переселения, да еще с компьютером "Pentium-3" и ксероксом! Ксерокс, правда, - в ящике из-под селедки (коробку из-под ксерокса еще до посадки в машину времени, возможно, унесли в Белый Дом). Работа закипела. Календарь едва успевает отсчитывать: 1941-й, 1942-й, 1943-й, 1944-й... И вот в канун десятой годовщины вероломного нападения Германии на Советский Союз (июнь 1951-го) гости из будущего несут Верховному на подпись свои секретные миграционные бумаги. На головах разработчиков Концепции - маски ОМОНа, поскольку бумаги - секретные. В ожидающем ремонта Георгиевском зале Верховный вручает им ордена, руководителю темы - ордер на квартирку в только что отстроенной "высотке". Среди аплодирующей публики - человек, похожий на Берию. Локтем прижимает к себе тоже что-то вроде масок, только без дырочек для глаз. За кадром - акцент Верховного: "Нэ надо аплодисмэнтов, товарищи, - они всэго лишь скромные труженики. И сэгодня они получат по заслугам. Сполна. Нэ так ли, Лаврэнтий?" Конец ролика.

МОМ1 Россию не понять

Не знаю, о чем думали приглашенные за "круглый стол" руководитель Московского бюро МОМ господин Эдвин Макклейн и его коллега - заместитель регионального представителя Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в России господин Йожеф Дьорке. Не исключено, что, услышав в который раз за несколько прошедших лет старые призывы "активизировать", "наладить" и "содействовать", уважаемые руководители представительств ведущих мировых организаций-доноров покинули заседание далеко не в приподнятом настроении. Подозревающая, что над ее государственной миграционной политикой (которой, по сути, нет) скоро будет смеяться вся мировая общественность, российская власть до сих пор никак не решится признать элементарное - либо власть берет миграционную проблему под свой контроль и превращает миграцию во благо (что еще возможно), либо проблема, развиваясь по наихудшему сценарию, приведет Россию к социальному взрыву. А если "рванет" в России - вздрогнет вся Европа, и не только она одна. Сегодня страны и организации - доноры, уже изрядно уставшие от затянувшегося решения российской миграционной проблемы, еще готовы "выкупить" свое благополучие, выделив для российских переселенцев весьма приличные средства, и тем самым оградить себя от массового и неконтролируемого перехода мигрантами своих границ. Но они, эти самые доноры, выкладывающие свои кровные для решения общей (как уже принято считать) для России и Европы задачи, должны быть убеждены - с миграционной проблемой государственная власть в России наконец-то определилась и ей надо помочь. И помочь существенно - оплатив конкретные программы не в том объеме, который до сих пор определялся самими спонсорами процесса, но столько, сколько потребуется для обеспечения безопасности России, а следовательно - и самого Запада. Судя по всему, в своем стремлении понять, что же происходит на миграционном поле современной России, Запад уже заметил явно парадоксальное явление. Сегодня в России - масса опытнейших политиков, депутатов Государственной Думы, ученых, экспертов, достаточно хорошо разбирающихся в вопросах государственной миграционной политики. Созданы и вроде бы "крутятся" механизмы, призванные смягчить проблемы государства и самих мигрантов. А лучше не становится. Скорее становится хуже. Что же происходит? С одной стороны - можно уверенно констатировать, что столкнувшаяся в начале 90-х с массовой миграцией Россия уже приблизилась к пониманию того, что на фоне надвигающейся демографической катастрофы миграционная ситуация, с ее притоком миллионов русскоязычных переселенцев, не столь уж плоха, если ее при умелом подходе можно обратить во благо. С другой стороны (и в этом - весь парадокс) - Россия вроде бы понимает, но громко и членораздельно сказать о своей беде, а затем и взяться за ее превращение во благо - никак не может! Что же ей мешает, какие причины? Внешние? Внутренние? Нехватка денег?

Поставив перед собой эти вопросы, профессиональный философ, скорее всего, вспомнит зафиксированный еще в Древнем Риме "парадокс коллегиальности": "Каждый сенатор - добродетельный человек, а вместе сенат - злая бестия". Прагматичные же российские аналитики образца 90-х, не сходя с места, назовут, по меньшей мере, с десяток разных причин, главная среди которых - приглушенные последствия хаоса, корни которого уходят в конец 80-х - начало 90-х, к временам Горбачева и Беловежской пущи. Можно сколько угодно долго и резко высказываться о подписантах соглашения о создании СНГ, не предусмотревших такие "мелочи", как грядущая потеря БАМа, "проглотившего" астрономические средства и ориентированного на общесоюзный трудовой потенциал, как русский исход из "братских" республик (а теперь и с южных окраин самой России). Что произошло, то произошло. Сегодняшняя слабость власти, не способной в должной степени управлять миграционной ситуацией, выражена в рублях: за последние 4 года из предусмотренных федеральным бюджетом средств в объеме 9,2 миллиарда рублей на проблему миграции фактически выделено 4,1 миллиарда. А много ли сможет сделать министр по делам федерации, национальной и миграционной политики Александр Блохин, которому всемогущий "коллега по кабинету" - мистер Минфин - то и дело "срезает" финансирование (на 1 октября 2000 года из бюджета поступило всего 51% средств)?

Всего лишь чуть более трех месяцев назад, выступая в Независимой газете со своим видением проблемы, Александр Блохин не морзянкой - открытым текстом писал: "В Манчжурии же, на сотню километров южнее наших земель, проживает сейчас 105 миллионов граждан КНР. Их - 140 на квадратный километр. Нас - меньше одного человека. Владимир Путин, выступая не так давно в Благовещенске, честно обозначил возможную перспективу: если не принять необходимых мер, - Сибирь и Дальний Восток России могут скоро заговорить на китайском, корейском, японском языках". Вот так! Не больше и не меньше... Вот туда бы их - 6 миллионов русских переселенцев из Казахстана!.. Но после почти трехнедельной телевизионной "рекламы" замерзающего Приморья в этот край трудолюбивых потомков казахстанских целинников Ваню с Машей не заманить и бесплатной кашей... Конечно же, генерал-министр Сергей Шойгу и генерал-полпред Константин Пуликовский наведут в Приморье порядок с отоплением жилых домов. С помощью живого русского слова и прокурора они добьются своего. Печальные известия из Приморья в очередной раз напомнили, что в новой России, где власть хоть и взяла на себя обязательство не диктовать своим гражданам, где и как им жить, методы кнута и пряника (читай - государственного "пригляда" за порядком) будут актуальны и в XXI веке. Как, впрочем, и в других странах (наивно полагать, что в той же Австрии гибель полутора сотен человек в горном туннеле, не сделав "оргвыводов", спишут на трагическую случайность). Жаль только, что цена вопроса государственной важности о привлечении на Дальний Восток русских мигрантов из стран СНГ оказалась куда меньше цены порванных льдом проржавевших труб в нескольких десятках домов...

Вернемся, однако, к нашему "круглому столу", точнее - к тем сторонам миграционной проблемы, о которых до распада СССР и ведать - не ведали. Как следует из уже упомянутой справки Департамента миграционной политики, сегодня в России насчитывается до 1,2 миллиона незаконных мигрантов. И, если представить себе, что только половину из этого количества можно (и нужно) депортировать из России на совершенно законных основаниях, то вслед за этой цифрой тут же возникает цифра другая, со многими нулями перед словом "рублей". Которых, как всегда - нет или не хватает. Остается только надеяться и верить, что у исполнительной российской власти хватит и политической воли и здравого смысла, чтобы распутать - узел за узлом - клубок крепко связанных меж собой нитей проблемы, именуемой миграция.

А распутать - пока еще есть время. Смог же тот же Департамент миграционной политики четко и недвусмысленно заявить то, о чем уже более восьми лет твердят лидеры общественных организаций переселенцев в России: "Необходимо также обеспечение иностранных граждан, особенно соотечественников, проживающих в государствах СНГ и Балтии, объективной информацией об условиях переезда и проживания в Российской Федерации". Наконец-то, посмеем надеяться, будет положен конец поборам с этнических россиян, на которых жируют проворные "консультативные фирмы" в ряде стран СНГ. За такие "услуги", как давно устаревшая информация, и за оформление российского гражданства находящиеся за пределами России наши соотечественники до сих пор платят приличные суммы, а после переезда в Россию с негодованием обнаруживают, что полученным "консультациям" - грош цена, а за оформление российского гражданства с них возьмут плату - сущие копейки... И законы-то по миграционным вопросам депутаты Госдумы могут разрабатывать толковые. Не всегда, правда, оперативно, но все-таки - могут! И не только разрабатывать, но и профессионально защищать так, как это делала депутат второго созыва Жанна Лозинская и сейчас продолжает делать Вячеслав Игрунов. Кстати, именно о Жанне Михайловне Лозинской на заседании "круглого стола" добрые слова произнесла руководитель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, убедительнейшим образом призвавшая востребовать ее колоссальный опыт и потенциал в решении миграционной проблемы.

Примет ли мигрантов президент, если их не принимает Россия?

...Можно по-разному относиться к личности эмоционального сопредседателя "Форума переселенческих организаций" и обозревателя Литературной газеты Лидии Графовой. Не всегда разделяющий ее мнения по подходу к тому или иному вопросу, тем не менее, именно в ее выступлении автор этих строк выделяет, пожалуй, самую главную мысль из всего произнесенного участниками "круглого стола". Суть сказанного Графовой: "Нам всем пора определиться: или - социальный взрыв, или - благо для России. Надо встречаться непосредственно с Путиным!" Конечно же, Лидия Ивановна, надо! Только встречаться с президентом надо еще до того, как в феврале 2001-го Правительство России приступит к рассмотрению проекта Концепции миграционной политики. Ведь чиновник российский суть сенатор древнеримский. Побеседуйте с каждым в отдельности - милейший дядька. Но часто бывает так, что, собираясь вместе, части целого резко меняют свои свойства (говоря по секрету, бывает - даже запах меняется). Так что, если соберутся "милейшие" вместе за высоким забором в Белом Доме - так искромсают Концепцию, по кусочкам не собрать!

К слову сказать, встреча лидеров общественных объединений российских переселенцев из стран СНГ с президентом - голубая мечта Лидии Графовой 1996 года, розовая - 1998-го и, наконец, розово-голубая - 2000-го. Именно в эти годы состоялось три Форума переселенческих организаций России. И если в работе первого, учредительного, съезда приняло участие всего 5 общественных организаций мигрантов и два десятка их производственных коллективов, то сегодня в 52-х российских регионах устойчиво и эффективно работает более 4 тысяч неформальных мигрантских общин и 250 твердо стоящих на ногах, официально зарегистрированных общественных переселенческих организаций, десятки из которых имеют статус партнеров УВКБ ООН. Деятельной Лидии Графовой трижды удавалось собрать на эти форумы мигрантских лидеров, депутатов Государственной Думы и руководителей международных организаций не в каком-нибудь дешевом зале студенческого общежития, - в Парламентском Центре на Цветном Бульваре, в зале Совета Федерации на Новом Арбате, даже в конференц-зале Администрации Президента на Старой Площади. Но каждый раз как направить лидерам переселенцев (а значит - и всем переселенцам) дежурное президентское приветствие, типа "Как вы там? Я здесь, в Кремле, работаю. Помню о вас, ценю вас...", - Старая Площадь в буквальном смысле натыкалась в своих коридорах на беженских лидеров и... отказывалась.

Нет смысла утомлять понятливого читателя объяснениями, что на языке протокола означает это многолетнее молчание верховной власти. Впрочем, лидеры мигрантов - люди не слезливые: ну не прислал им президент телеграммы - значит, сильно занят. Спокойно делают свое дело - защищают и обустраивают таких же бедолаг, как они сами. А в апреле 2001-го - скромно отметят 5-летие своего Форума, помянут друзей и близких, безвременно ушедших в мир иной в "горячих точках" и здесь - на исторической родине. Отметят куда скромнее, чем праздновала свое 5-летие ныне ушедшая в небытие Федеральная миграционная служба, - с новенькими орденами, с премиями, с "фирменным" тостом "За мир, дружбу и миграционную службу" (между прочим, очень даже неплохой тост, такой объединяющий). Ну да ладно, Бог с ними - с орденами для чиновников. Главное - чтобы дело делали, как надо. Ведь профессионалов по миграции в территориальных органах, набравших опыт работы (особенно в Пензе, Тамбове, Воронеже, Владимире, Орле, Пскове, Белгороде, Саратове), - уже появилось немало. Но с февраля 99-го в руководстве госструктур, занятых проблемой миграции, начались "рокировочки": Татьяна Регент - Владимир Каламанов - Сергей Хетагуров - Александр Блохин... Кто следующий?

Примечание:


Вернуться1
Корректура Русского Журнала работает четко - ошибок в подзаголовке нет. МОМ - это Международная организация по миграции.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Малахов, Ловушка антирасизма /05.12/
Антирасизм, превратившись в институт, начинает сам воспроизводить расистский дискурс. Именно такого рода мысли навеивают мероприятия, проводимые антирасистами.
Андрей Мадисон, Песня о Путине /28.11/
"Останется ли от настоящего времени и настоящего президента сухой идеологический остаток √ или одни "мокрые" факты? Или, иными словами, как впишутся российские девяностые в дилемму: "Законы Ману" √ походы Чингис-хана?" Приглашение к словесному танцу.
Евгений Кузнецов, Двуликий Путин /28.11/
Борис Березовский только что прописал Путина по двойному ведомству: диктатуры и национализма. Возможны ли варианты после столь авторитетного свидетельства? Данный в этой статье позволяет верить, что как минимум допустимы.
Ярослав Шимов, Политика и обыватели /22.11/
Обыватель, который в начале ХХ века вышел из дома на улицу и драматически изменил ход мировой истории, на исходе столетия возвращается домой и запирается на множество замков. Из этого следуют политвыводы, объясняющие, в частности, ненешнюю коллизию с выборами с США.
Борис Межуев, Алексей Трифонов, Генерал-губернаторство в российской системе территориального управления /16.11/
Или предыстория становления института полномочных представителей Президента в федеральных округах: от Ивана III до Николая II.
предыдущая в начало следующая
Андрей Захватов
Андрей
ЗАХВАТОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Политграмота' на Subscribe.ru