Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Политграмота < Вы здесь
Бизнес и государство при Путине: cтановление новой системы взаимоотношений
Дата публикации:  18 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С момента избрания Владимира Путина Президентом РФ руководство страны пытается выстроить обновленную модель взаимоотношений с крупным российским капиталом. Экономические принципы "команды Путина" можно сформулировать в виде совокупности следующих принципов:

"равноудаленность" от всех группировок бизнеса;
деполитизация взаимоотношений между государством и бизнесом;
"прозрачность" бизнеса для государства;
восстановление ведущей роли государства.

Перестройка отношений между властью и бизнесом стала реальностью. Более того, в какой-то момент создалось впечатление, что на место прежней практики, основанной на различных формах взаимной поддержки и фактического сращивания власти с бизнесом, приходит предельно жесткая система, построенная на административном принуждении и произволе. Страхи оказались преждевременными: последующие события показали, что власть намерена создавать более гибкую и сбалансированную систему. Одним из первых шагов на этом пути пути стало образование Совета по предпринимательству при федеральном правительстве (Положение о Совете было утверждено 3 августа 2000 г.).

Анализ "качественного" состава Совета, в который вошли преимущественно представители реального сектора, реальные руководители, добившиеся реального результата в реальных условиях, позволяет надеяться, что власть не рассматривает его, по крайней мере, в настоящее время, как декоративный институт. В своем нынешнем обличье Совет обладает достаточным потенциалом, чтобы справиться с возложенными на него функциями экспертного обеспечения экономической политики, разрабатываемой и проводимой правительством.

Иерархизация диалога: бизнес и полпреды в федеральных округах

Совет по предпринимательству при федеральном правительстве не представляет собой какого-то исключительного, сугубо столичного явления. Аналогичная тенденция проявляется и на региональном уровне. Составной частью становления федеральных округов в качестве новых центров власти стала тенденция к замыканию местных предпринимательских элит на президентских полпредов.

Ослабление политической базы региональных лидеров в местных предпринимательских сообществах, основанной на "непрозрачных" отношениях, идет рука об руку с выстраиванием единого экономического пространства и высвобождением предпринимательской инициативы от давления "на местах". В этом процессе ключевую роль вместе с полпредами играют представители "либерального крыла" в экономическом блоке правительства - Г. Греф, глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), и И. Южанов, руководитель Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

Совет по предпринимательству при федеральном правительстве и консультативные советы в федеральных округах придают взаимоотношениям государства с бизнесом куда большую осмысленность. Эти взаимоотношения впервые начинают осознаваться и соответственно выстраиваться как единая общефедеральная система. Тем не менее, некоторые обстоятельства не позволяют характеризовать их практику как сугубо и безоговорочно положительную.

Во-первых, состав советов свидетельствует, что власть продолжает отдавать предпочтение взаимодействию с неорганизованным бизнесом. Во-вторых, комплектование и регламент работы консультативных советов показывают, что власть, как и раньше, в одностороннем порядке определяет состав участников и "предмет" диалога. В-третьих, создание Советов по предпринимательству (и их аналогов) в центре представляет собою не столько продвижение к какой-то новой системе взаимоотношений, сколько возврат к старой, предшествовавшей "эпохе олигархов". Советы по предпринимательству, наделенные консультативными функциями, - пожалуй, наиболее распространенная институциональная форма, использовавшаяся властью для организации взаимодействия с бизнесом в течение последних десяти лет. В-четвертых, схема взаимоотношений с бизнесом через советы по предпринимательству пока не складывается в единую непротиворечивую систему. В центре она замыкается на федеральное правительство, а в федеральных округах - на президентскую "вертикаль власти". В-пятых, советы по предпринимательству сохраняют и определенную преемственность с "олигархической" моделью. Включение конкретных представителей делового сообщества в состав советов по предпринимательству объективно наделяет их определенными привилегиями и создает основу для возникновения "эксклюзивных" взаимоотношений с властью, недоступных для остальной части делового сообщества.

"Корпоративизация" взаимоотношений между государством и бизнесом

В то же время формат Советов по предпринимательству в их нынешнем виде не исчерпывает собой полностью формирующуюся модель взаимоотношений власти и бизнеса. Есть определенные признаки того, что обе стороны прорабатывают вариант "корпоративизации", т. е. включения союзов предпринимателей в систему взаимоотношения государства с бизнесом. Подтверждением тому служит возобновившийся после длительного перерыва интерес представителей власти к союзам предпринимателей. Проявлением этого интереса стало приветствие юбилейному съезду Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), направленное Президентом В. Путиным и его встреча с руководителем РСПП А. Вольским непосредственно перед съездом. Насколько известно, РСПП стал единственным союзом, который удостоился внимания Президента. Это обстоятельство стало сигналом для других представителей бизнес-элит. Президент ИМПЭКСбанка О.Киселев выдвинул инициативу по созданию своего рода "профсоюза олигархов", который будет самостоятельно добиваться контактов с Президентом. Предложение вступить в новую организацию было направлено многим ведущим предпринимателям.

Другим не менее, а возможно, и более значимым проявлением возросшей тяги крупных предпринимателей к коллективному представительству своих интересов стало "второе рождение" самого РСПП. 10 ноября 2000 г. во вновь созданное Бюро Союза вошли 27 ведущих предпринимателей. В их числе К. Бендукидзе, О. Дерипаска, А. Чубайс, М. Фридман, А. Мамут, А. Евтушенков. Появление столь солидных фигур в руководстве РСПП было, по всей видимости, инициировано Кремлем. Так, прекращение разговоров о создании "профсоюза олигархов" тесно соседствовало по времени с недавними переменами в РСПП, а сам инициатор создания "профсоюза олигархов" О. Киселев вошел в обновленное руководство РСПП. Похоже, в лице этого объединения Кремль видит еще одну площадку для отстраивания отношений с бизнесом на новых принципах.

Но интерес власти к союзам предпринимателей не исчерпывается вниманием к РСПП. Так, в программе Г. Грефа именно отраслевым союзам предпринимателей отводится ключевая роль в регулировании аграрного сектора. В апреле 2000 г. новые аграрные интересы сформировали межотраслевое объединение - Ассоциация отраслевых союзов АПК (АССАГРОС), включающее 17 отраслевых ассоциаций. Теперь в Государственной Думе ожидают появления "белого" аграрного лобби, призванного обеспечить парламентское представительство новых аграрных интересов. Его идеологи уже внесли в Думу законопроект о том, какие именно функции государственного регулирования АПК должны быть переданы отраслевым союзам российского агробизнеса. Все это увеличивает политическую совместимость корпоративного представительства аграриев с правительством и делает практически возможным выстраивание отношений между государством и аграрным сектором на корпоративной основе.

В настоящее время преждевременно говорить, насколько устойчивой окажется движение в сторону "корпоративизации" и какое место займут союзы предпринимателей в новой системе взаимоотношений государства с бизнесом. Система корпоративного представительства может оказаться недостаточно разветвленной для того, чтобы в полной мере справиться с новой для нее ролью младшего партнера государства. "Олигархизация" отношений может смениться их чрезмерной бюрократизацией. Остается также неясным, в какой степени существующие союзы предпринимателей (и РСПП в частности) способны обеспечить адекватное представительство наиболее крупных компаний. Наконец, корпоративное представительство может политизироваться и стать инструментом давления на государство (сам РСПП уже дважды превращался в базу для создания "промышленных партий"). Тем не менее, перестройка взаимоотношений государства с бизнесом при Президенте В. Путине стала реальностью. Если "корпоративизация" взаимоотношений государства с бизнесом пройдет успешно, новая система взаимоотношений государства и бизнеса в России приобретет необходимую завершенность.
В настоящее время вырисовываются контуры трехуровневой конструкции, опирающейся на консультативно-экспертную составляющую, представленную Советом по предпринимательству при правительстве и его аналогами в федеральных округах ("первый" и "второй уровень"), и представительскую составляющую в лице корпоративных объединений предпринимателей ("третий уровень"). Институциональная интеграция этой новой системе может и не понадобится. Она связывается воедино новым "избранным кругом" предпринимателей, совмещающим свое участие в Совете по предпринимательству с членством в бюро правления РСПП, двух на сегодняшний день наиболее солидных объединениях российского бизнеса. Вырисовываются контуры новой системы. В перспективе участники нового "избранного круга" могут занять привилегированное положение в новой конфигурации взаимоотношений власти и бизнеса. Перейти, если так можно выразиться, из захламленной "кухни" большой политики в респектабельную "гостиную".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Захватов, Миграция: социальный взрыв или благо для страны /14.12/
Мигранты в россии. Когда рванет - мало не покажется. Рвануть может каждую секунду. И тогда...
Владимир Малахов, Ловушка антирасизма /05.12/
Антирасизм, превратившись в институт, начинает сам воспроизводить расистский дискурс. Именно такого рода мысли навеивают мероприятия, проводимые антирасистами.
Андрей Мадисон, Песня о Путине /28.11/
"Останется ли от настоящего времени и настоящего президента сухой идеологический остаток √ или одни "мокрые" факты? Или, иными словами, как впишутся российские девяностые в дилемму: "Законы Ману" √ походы Чингис-хана?" Приглашение к словесному танцу.
Евгений Кузнецов, Двуликий Путин /28.11/
Борис Березовский только что прописал Путина по двойному ведомству: диктатуры и национализма. Возможны ли варианты после столь авторитетного свидетельства? Данный в этой статье позволяет верить, что как минимум допустимы.
Ярослав Шимов, Политика и обыватели /22.11/
Обыватель, который в начале ХХ века вышел из дома на улицу и драматически изменил ход мировой истории, на исходе столетия возвращается домой и запирается на множество замков. Из этого следуют политвыводы, объясняющие, в частности, ненешнюю коллизию с выборами с США.
предыдущая в начало следующая
Алексей Зудин
Алексей
ЗУДИН
cptm@online.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Политграмота' на Subscribe.ru