Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Политграмота < Вы здесь
Путин-2001
Что ждет президента России?

Дата публикации:  21 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Есть все основания полагать, что второй год фактического путинского президентства должен стать для него очень непростым. Президент, если только он хочет блага для страны, вынужден будет продолжить борьбу по выстраиванию вертикали власти, по превращению постсоветского пространства - осколка советской империи - в новую российскую державу.

По нашему мнению, основной проблемой для Путина является не столько выбор стратегии (с ней-то уже сегодня приблизительно все ясно), сколько тактические предпочтения. За время пребывания на российском политическом Олимпе он уже успел убедиться, что опыт реформирования России по "петербургской" модели едва ли удастся. Мало того, что Россия - страна с "ограниченно рыночной экономикой", - ее "рынок" имеет серьезную специфику, в силу различных, хотя бы чисто природных, обстоятельств. Три четверти России составляют северные и приравненные к ним территории. К примеру, северная граница США - не считая, конечно же, Аляски - располагается где-то на широте Волгограда.

Но добро бы все упиралось в климатические показатели. Сегодня большей части элиты стало понятным очевидное: реализация прежней модели реформирования может привести к коллапсу экономики и общества, к серьезной дестабилизации, к развалу государства. Собственно это сознание и заставило большую часть российского электората отдать свое предпочтение Владимиру Путину.

Пока его политика оправдывает едва ли не самые оптимистичные ожидания. Путину удается придерживаться средней линии и вместе с тем ни на йоту не отступать от стратегии, диктуемой ситуацией. Определенное охлаждение Путина к инициативам Грефа и его команды лишний раз свидетельствует об этом. То, что уже успели окрестить "путинской нерешительностью", - всего лишь проявление здравого смысла. Так, Путин пока не дал ожидавшегося безусловного благословения на радикальные реформы в РАО ЕЭС, по мнению многих аналитиков, чреватые не просто сбоями, но развалом структурообразующей отрасли. Его позиция в земельном вопросе также весьма сдержанна.

Президент отдает себе отчет в том, что для эффективного проведения реформ, которые неизбежно заденут чьи-то интересы, ему необходимы суперпрочные тылы. Именно поэтому он производит тотальную инвентаризацию российской экономики и профпригодности бюрократического аппарата, пытается создать работающие контуры управления властной вертикалью, обозначить рычаги административного и экономического воздействия. Президент подчеркнуто лоялен по отношению к силовым структурам. Но все эти действия имеют свой предел - прояви Путин излишнюю, не подкрепленную реальной силой и содержанием настойчивость в наведении "закона и порядка" в России, он мгновенно восстановит против себя и элиты, и массы.

Президенту вполне ясно, что проводить целенаправленную политику в любой из сфер внутрироссийской жизни при тех куцых ресурсах, которые заложены в российский бюджет, попросту невозможно. Поэтому Путин пытается маневрировать, старается "вразумить" старых и новых олигархов, встроить их финансово-экономические возможности в контекст разрешения конкретных задач, стоящих перед страной. Путин наверняка понимает, что по крайней мере сегодня на полномасштабные внешние инвестиции рассчитывать не приходится. Поэтому одной из основных возможностей получения вполне реальных дивидендов остается диверсификация внешней политики России. Тем более, что целый ряд факторов (провал миссии НАТО на Балканах, переговорный тупик на Ближнем Востоке) объективно работает в ее пользу.

Единственным откровенно слабым местом сегодняшней политики Путина и его администрации является аморфность существующей политической инфраструктуры, ориентированной на государственное дело. "Единство" - в первую очередь машина для голосования, и уж потом партия, точнее объединение людей, которым, возможно, предстоит стать партией. Но даже партийное строительство не решает всех проблем. Возможно, главное сегодня - это заставить общество поверить в правду путинского дела, вот почему президент вынужден не только и не столько действовать, сколько объяснять целесообразность тех или иных принимаемых им решений.

Между тем, времени у Путина в обрез. Да, его харизма выдержала испытания Чечней, "Курском", ростом проблем в социальной сфере, выплатой зарплат. Однако "звоночков" уже достаточно. Проблема Чечни отыграна: она была блистательно разыграна в ходе президентских выборов. С тех пор положение не стало худшим, но и подвижки к лучшему не столь значительны, как хотелось бы. Если не постараться "закрыть" тему Чечни во время новой зимней кампании, хотя бы посредством уничтожения наиболее известных полевых командиров, еще не известно, во что может вылиться сохранение напряженности в его нынешнем виде.

Тяжелой гирей на России висит проблема долгов. Последние тенденции в российской экономике позволяют вроде бы надеяться на ее относительно безболезненное разрешение, но не следует обольщаться. На Западе полагают, что рост российской экономики не продлится долго. Так, цены на нефть уже начинают падать, а доходы от ее экспорта составляют по разным оценкам до 40% российского бюджета. Впрочем, существует надежда, что Запад, дабы не вызывать веймаризации России, вполне может согласиться в вопросе долга на приемлемый для России вариант.

Но, пожалуй, самым угрожающим фактором для Путина-2001 следует считать окончательное оформление "либерально-регионально-олигархической" коалиции его противников, располагающей достаточными административными, финансовыми и информационными ресурсами. Если ситуация в экономике России где-то с середины 2001 года начнет стремительно ухудшаться (а в таких прогнозах нет недостатка), у "оппозиционеров" могут появиться шансы если не свалить Путина, то уж попытаться заставить играть по предписанным правилам. На практике это будет означать не только закат политической карьеры нынешнего президента, но и то, что российские реформы отодвинутся в неопределенное будущее.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Мухин, Те Которые /19.12/
Российский бизнес: кажется,грядут большие перемены... Владимир Путин не собирается делать разницы между новыми олигархами и владельцами кооперативных ларьков.
Алексей Зудин, Бизнес и государство при Путине: cтановление новой системы взаимоотношений /18.12/
Никаких олигархов. Все по-честному. В России складывается новая трехуровневая система взаимоотношений власти и бизнеса.
Андрей Захватов, Миграция: социальный взрыв или благо для страны /14.12/
Мигранты в россии. Когда рванет - мало не покажется. Рвануть может каждую секунду. И тогда...
Владимир Малахов, Ловушка антирасизма /05.12/
Антирасизм, превратившись в институт, начинает сам воспроизводить расистский дискурс. Именно такого рода мысли навеивают мероприятия, проводимые антирасистами.
Андрей Мадисон, Песня о Путине /28.11/
"Останется ли от настоящего времени и настоящего президента сухой идеологический остаток √ или одни "мокрые" факты? Или, иными словами, как впишутся российские девяностые в дилемму: "Законы Ману" √ походы Чингис-хана?" Приглашение к словесному танцу.
предыдущая в начало следующая
Владимир Кумачев
Владимир
КУМАЧЕВ

Сергей Казеннов
Сергей
КАЗЕННОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Политграмота' на Subscribe.ru