Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / PR & СМИ < Вы здесь
Интерпол, выпуск двенадцатый: Перспективы симуляции сетевых СМИ
Дата публикации:  7 Июля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Прелюдия: исповедь ретрограда

Неожиданно для себя я получил сразу несколько писем, авторы которых возмущены моей оценкой современныхмодныхмолодежныхгоризонтальновертикально-ориентированныхмультимегагиперпорталов (ну и что, что нет такого слова, зато в нем восемьдесят девять букв). Авторы, по адресам судя, еще и разработчики. Вот уж не ожидал: там было всего две строчки. Отмечены случаи, когда бурю комментариев вызывает замечание какого-нибудь ньюсмейкера калибром побольше (см., например, предпоследнюю часть этого обзора), но столь пристальное внимание ко мне, сирому, меня же и смущает.

Коллеги! Ваши (и многие прочие, потому что все они одинаковые) ресурсы не нравятся мне просто потому, что они плохие. И свидетельством тому - скромные места в рейтинге Рамблер, которые все эти см. выше восемьдесят девять букв занимают, несмотря на рекламу в метро, телевизоре и общественных уборных. Знаете, героиня одного плохого, но модного фильма говорила: "Я не люблю уродов". Я тоже не люблю. И давайте ругайте меня за неполиткорректность. Я бы даже экзамены ввел на право создания сайтов.

Жаль вот, что, пожалуй, и я, и коллеги мои, талантами наделенные повнушительней, тоже рискуют такие экзамены не сдать. А вот почему - об этом неожиданно хорошо сказал обещанный в прошлом выпуске Рубен Макаров, главный по Русскому Дедлайну, который, пока я тут разглагольствую, взобрался уже на трибуну и стоит, помахивая в нетерпении июльскими тезисами. Неожиданно хорошо - это не потому, что я ожидал от Рубена чего-то плохого. Но я ожидал разговора о свободе слова, о происках ФЭПа или там Реймана какого. А Макаров ясно и четко обрисовал очень серьезную и действительно важную для развития сетевых СМИ проблему, о которой почему-то не говорят. Хотя это вообще такая отечественная традиция - о важных проблемах не говорить, предпочитая бурно обсуждать посадку очередного проворовавшегося гражданина, например.

Трибуна: Рубен Макаров

Это еще не ДеЦл; ДеЦл нижеТрибуна - это помпезно. Для изложения мыслей по предложенной теме - "Перспективы развития СМИ в сети" - я предпочел бы воспользоваться кафедрой. Да и разговор о технологиях на митинге неуместен.

Идеологическая основа проектирования в сети сегодня незамысловата: подешевле сделать, подороже продать. Методика тоже проста: перенос газетных текстов и транскриптов теле- и радиопередач на веб. Это, конечно, не исключает приобретения некоторого количества оргтехники, сооружения редакционных команд и выплату гонораров. Однако и не предполагает наличия технологий именно интернет-журналистики (о которой почему-то принято говорить как о чем-то реально существующем).

Я не стану касаться практики веб-сайтов радио- и телекомпаний, по той причине, что они исполняют лишь представительские функции, не оказывая влияния на журналистскую практику.

Журналистская же практика собственно сетевых СМИ убога. Она быстро ограничилась адаптацией продуктов издательской деятельности, исключив вещание и саму идею изобретательства чего-то нового, оригинального. Корреспондент, как в офф-лайновой газете, - "собирает материал", месит пальцами клаву и сдает (по e-mail или http) редактору заметку. Ну, в отдельных случаях, как Иван Давыдов, сам выкладывает ее на сервер. Отдельные маргинальные всплески в виде сайтов, оснащенных аудио-, видеофичами не оказали серьезного влияния на мейнстрим.

Все "новаторство" он-лайновой журналистики заключается в оснащении текста гиперссылками.

Деньги, расходуемые на медийные (как, впрочем, и все другие) проекты в сети, делятся на три неравные части: первая, минимальная, расходуется на компы, мониторинг, информационные источники; вторая, побольше, - на ФЗП; третья, наверное самая значительная, - на киллерство.

Если две первые статьи расходов в комментарии не нуждаются, то третью стоит осветить. Все рекламные площадки РуНета (я не касаюсь офф-лайновых), способные осуществить поставку посетителей, раскуплены до осени. Осенние квоты ограничены, что чревато ростом цен. А поскольку инвестиционные ожидания второй волны пророчат новые серьезные войны за место в сети, цены вырастут - не ходи к гадалке.

Цель приобретения одна - замочить конкурента. Многие уже обратили внимание на то, что происходит в разделах рейтинговых сайтов, где индексируются СМИ. Крупные сетевые издания метят счетчиком чуть не каждую "вторую" страницу. Вследствие чего в топовых двадцатках Ремблера плодоносят по 5-7 анонсов РБК, 3-4 - Ленты.Ру, 2-3 - Газеты, откуда мастодонты получают дополнительных 600-2500 кликов в день. Но выгода не только в этом. Объединенными усилиями они вытесняют из топа рейтинга своих братьев с меньшей аудиторией. Ничего нового. Такую технологию выработали порносайты.

Казалось бы, практика хороша. Торжествуют законы рынка. Выживает сильнейший. Если бы не одно "но". Бюджеты сетевых СМИ не предусматривают статьи расходов на создание собственно сетевых жанров журналистики. Хотя это вовсе не лишено смысла. Ведь существуют, например, совершенно разнящиеся технологии репортажа в печати, на радио и на телевидении. Интернет способен создать свой. Необходимы осознание индустриальности процесса.

Сетевые же СМИ адаптировали репортаж печатный, на том и успокоились. Выбрасывая с рынка мелких конкурентов, подчас занимающихся именно изобретательством технологий сетевой журналистики, мастодонты прибегают к тактике "выжженной земли". В течение осени ситуация вряд ли изменится, и я не питаю иллюзий насчет сетевых СМИ, их способности сделать вклад в создание сетевой журналистики.

Сетевая журналистика не востребована рынком. Довольно того симулякра, который уже сформирован на основе адаптаций. Он съедобен, технологичен и продаваем.

Так что стоит перефразировать тему: "Перспективы симуляции СМИ в сети". Обсудим?

Маленький комментарий на правах хозяина.

Во-первых, большое спасибо. Во-вторых, две малосущественные поправки:

а) Не ставлю я текстов на сервер. Своих, по крайней мере.

б) РБК и Газета.Ру на днях чуть было не покинули Рамблер. Но поскольку все же не покинули, то и говорить не о чем.

в) Сперва Рубен прислал чуть иной текст, это второй вариант, предваряемый коротким авторским комментарием. Комментарий автор разрешил воспроизвести:

Иван, я добавил немного мата. Это должно развлечь читателя РЖ.

А тема действительно интересная. Обязательно предложу ее среди прочих следующему оратору. Он появится уже в следующем выпуске, возможно, через выпуск. Не буду сейчас говорить, кто это. Думаю, это будет неожиданно.

Ссылка напоследок: на днях Рубен Макаров дал интервью "Эху Москвы". На совсем, правда, другую тему.

И еще: есть все-таки скромные герои, которые творят в одиночку журналистику, ни на что другое не похожую. О чем - следующий пассаж.

Анализы: АПН

Золотая рота, из золотых же составленная перьев, известная как Агентство Политических Новостей, продолжает пристально следить за высказываниями и действиями главы ФЭПа Г.О.Павловского. Кажется, впервые целых два сообщения на ленте АПН были посвящены всего одной фразе из интервью Павловского журналу "Коммерсант-Власть". Той фразе, где он сравнивает российские элиты со стадом, кажется, дебилов, скачущих на вечеринке у Децла дома.

Гуляют все девчонки и парни района Сперва аналитики АПН посчитали, что это изощренная месть Кремля звезде российского хип-хопа за участие в кампании "Против всех". Затем - что Павловский подкуплен Coca-Cola - Децл ведь Pepsi рекламирует, а конкуренты не дремлют. (Не сказать чтобы плохая идея: эксперты и источники АПН, при всей своей осведомленности, похоже не в курсе, что ряд разнокалиберных сотрудников ФЭПа Coca-Cola потребляют в количествах неимоверных, а Pepsi на дух не переносят.)

И все же плохо работаете, коллеги. Это ж надо было не заметить минимум трех версий, буквально лежащих на поверхности:

  • Павловский подкуплен черными рэперами США, которых юное дарование вытеснило с перспективного российского рынка (здесь стоило бы выяснить, какая из группировок - East или West Side ближе по проповедуемым взглядам к ГП и его АП);

  • Павловский, опять же, подкуплен, но, наоборот, представителями отечественной попсы, напуганной размахом хип-хоп движения;

  • и самое главное, самое страшное, ну как же вы упустили это из виду, коллеги, стыдно, честное слово: это ведь для скачущих на вечеринках герой наш Децл, а для нас-то с вами, знающих подоплеку, он Толмацкий-младший. А кто такой Толмацкий-старший? Правильно - МузТВ. Вот куда на самом деле метит кремлевский политтехнолог: свободу слова потоптать в очередной раз собирается. Их ведь там в Кремле икрой не корми... Заодно и MTV-Russia, где Децл - частый гость, достанется.

Материалы, кстати, назывались "Отец Путина надругался над тинейджерами" и "Отец Путина стал лоббистом компании Coca-Cola". В связи с чем последнее на эту тему соображение: сейчас некоторые операторы мобильной связи предоставляют своим лишенным wap-радостей клиентам возможность подписаться на рассылки заголовков некоторых новостных сайтов. Ну отчего же в этих рассылках нет до сих пор АПН? Вы только представьте: получаете вы, находясь в местах от Интернета далеких, сообщение - "Одноглазый зоофил захватил власть в стране". Сколько острых ощущений, пока доберетесь до компьютера, чтобы выяснить, что так в АПН называется недельная телепрограмма или ресторанный рейтинг...

И другие события

И другие события тоже произошли. Антону Борисовичу Носику исполнилось еще больше лет, чем было раньше. И мы его в очередной раз поздравляем. Любимец интернет-общественности Леонид Рейман защитил диссертацию о том, как лучше регулировать. Поздравить его не можем, бо лично не знакомы. Да и не хотелось бы.

Доренко вызвали к Путину, о чем он поведал Газете.Ру в он-лайн интервью. Настоящим ценителям рекомендуется обратить внимание на название файла. Интервью давалось по айсикью, наверное. В связи с чем вопрос: где быстрее появится номер айсикью второго, после бога (см. интервью), тележурналиста? На Молотке или в базе данных какого-нибудь сайта знакомств? Наступают, словом, современные технологии. Или новые времена.

Погода в Москве оставляет желать лучшего.

И до новых встреч.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск одиннадцатый: Без слез не взглянешь /30.06/
Сайт http://www.gusinski.narod.ru интересен не гестбуком, а тем, что его верстку, по слухам, делал Антон Носик. А вот другой сайт, некий http://www.russ.ru, "Русский Журнал", интересен как раз своим гестбуком.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск десятый: Либералы просят огня /22.06/
В.А.Гусинский в "Гласе народа" был скромен, но при этом блистал. Просил говорить не о нем, а о темных годах реакции и тучах, которые над родиной сгустились. Требования главенства закона по-детски сочетались с полнейшим к закону пренебрежением.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск 9, экспериментальный. Формальная сторона новости, содержащейся в Бутырской тюрьме /16.06/
"Медиа-Мост" именует себя "Империей информации, коммуникаций и развлечений". На сайте "Моста" центральных разделов два - "Сайты наших компаний" и "Арест Владимира Гусинского". Второй вряд ли относится к развлечениям. Думается, что это коммуникации.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск восьмой: Сон Дугина рождает чудовищ /09.06/
Считать ли сетевыми СМИ интернет-версии традиционных изданий? Доренко есть или Dorenko.net? И почему, наконец, безмолвствует Вербицкий?
Иван Давыдов, Интерпол : выпуск седьмой /02.06/
Новые вехи из глубины и рассуждение о матрицах. Угрозу демократии представляет не власть, а интеллигенция. Порт" изобрел портал с системой перекрестных ссылок! Oбнародование государственной тайны, которую нельзя разглашать.
Иван Давыдов
Иван
ДАВЫДОВ
Редактор альманаха "Культовые места"
ivand@inbox.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'PR & СМИ' на Subscribe.ru