Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / PR & СМИ < Вы здесь
Интерпол, выпуск восемнадцатый: Черный август и другие месяцы
Дата публикации:  18 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Прелюдия: Черный август

Примерно год назад в РЖ появилась статья Андрея Левкина "Россия в августе: четвертая матрица". Речь в ней об особой значимости последнего летнего месяца для страны. Перечисляются многочисленные события из разряда судьбоносных, отыскиваются странные сближения и прочее. Текст, хоть и напечатанный в рубрике "Политика", был не то чтобы совсем не о политике, но о чем-то еще и сверх того.

Вот Вячеслав Курицын текст характеризует так: "квазиисследование о роли августа в российской истории, написано по обыкновению увлекательно, хотя и тут есть некая подменка: упражнение в стилистике выдается за концепцию, ясно же, что на любой месяц года в истории российской можно набрать ровно 1/12 громких событий".

Жаль, что события показывают обратное, то есть Левкин прав, а Курицын нет. Иррациональный аргумент Левкина вполне срабатывает:

"А почему именно август? Да вот потому, что август".

Только вот "судьбоносность" августа 2000-го - с резко отрицательным знаком. Сначала взрыв на Пушкинской, потом - катастрофа "Курска".

Можно говорить о том, что эти события, вернее анализ реакций на них, позволяют увидеть контуры чего-то важного, некую новую схему взаимоотношений общества и власти в России, а равно и взаимоотношений внутри общества.

Вот Глеб Павловский отвечает на вопрос корреспондента "Газеты.Ру" по поводу молчания Путина: "По мнению Глеба Олеговича, наше недоумение объясняется привычкой общества к перманентной предвыборной кампании, которая и сформировала у граждан такие ожидания. А напрасно. Не надо ждать √ ничего такого больше не будет. Как только наступит ясность √ президент выступит и отчитается. Не раньше и не позже".

Надо думать, аналитики назовут это отказом от патерналистской модели. Тем самым как раз изменением в структуре взаимоотношений. И инициатором этих изменений выступает власть.

Народ же, в лице корреспондента, жаждет отношений прежних: "Президент должен быть человеком, а не просто инстанцией. И должен не бояться брать на себя ответственность за возможную неудачу. Потому что иначе он так навсегда и останется управляющим, исполняющим чьи-то обязанности".

А он и есть исполняющий обязанности. Свои. И совершенно непонятно, чего от него ждут. Что изменилось бы, если бы Путин на день раньше произнес ритуальную фразу о том, что ситуация близка к критической, но делается все возможное? Всплыл бы "Курск" по мановению державного пальца? Воскресли бы те, кто уже погиб? Вы что, не видите, что ситуация критическая? Не верите, что делается все возможное? Так чего ж вы тогда не сбежали из России хоть куда, в Занзибар, в Бирму? Потому что, если не делается все возможное, значит, жить в России просто нельзя.

Только, похоже, не важно, что там делается. Уже не важно. Хотя очень хотелось бы ошибиться. Но вот американская разведка свидетельствует - не важно. И ей вторят наши отставные военные.

И приходится верить им, потому что неотставные врали и продолжают врать. Произвольно назначили день катастрофы, неизвестно из чего исходя, определили количество кислорода на лодке... Забыли, видимо, азбуку Морзе, иначе чего ж нам сообщают, что моряки с "Курска" выстукивают нечто, но не сообщают - что. Ну забыли, так опубликуйте эти тире и точки, мы сами разберемся...

Согласно опубликованным - чуть ли не украденным, в обход официальных каналов получения информации, - спискам, в первых двух отсеках, которые по общим оценкам затоплены водой, было около пятидесяти человек.

Ситуация же в прессе полностью повторяет ту, что сложилась после взрыва. Множатся версии, и те же люди, которые неделю назад наполняли статьи сложными названиями взрывчатых веществ, теперь пересыпают речь сокращениями, позаимствованными из словаря подводников. Виноват президент, виноваты военные, чеченцы опять же, зачем позвали натовцев, зачем так долго не звали...

Некто даже вопрошает: отчего не застрелились адмиралы? Действительно, чего б нам не увеличить количество трупов еще на пару-тройку? Всем легче станет.

В газете "Утро" опубликованы читательские письма. Странно, но реакция читающих куда более адекватна, чем реакция профессионально пишущих. Странно, но читатели, кажется, осознают, что сто жизней, двенадцать жизней, одна жизнь гораздо важнее ответа на вопрос, что означает затянувшееся молчание президента. Может, не так уж и сильно СМИ влияют на общественное сознание.

Я понимаю всю нелепую бессвязность вышеизложенного. Это еще одна черта событий такого рода: они превращают нас в беспомощных детей, заставляя почувствовать собственную какую-то неуместность. И я очень хотел бы, чтобы их не было. Чтобы кончился скорее этот проклятый судьбоносный август. Хоть чем-нибудь уже.

Прогнозы: Наш маленький дефолт


Капитан второго ранга в отставке Кирилл Бекасов пишет: "Лучше оказаться на борту "Курска", чем вот так постоянно думать о том, что делается там, в Баренцевом море". Для профессионала-подводника это не просто риторическая фигура, но ощущение он выразил едва ли не всеобщее.
Однако и говорили, и писали на прошлой неделе не только о "Курске".

Информационным поводом для всех СМИ стала неюбилейная годовщина августовского кризиса имени почетного скаута С.В.Кириенко. Я вот, кстати, все думаю: не просчитался ли С.В., вступив в скауты чуть ли не одновременно с принятием ВВП в пионеры в одной из вновь дружественных азиатских стран? Пионеры, как известно из книжки "Кортик", скаутов как-то не очень. Из той же книжки известно, чья взяла.

Мы не будем ворошить прошлые экономические грехи, выясняя, кто и в чем был виноват - говорливый, юный и недальновидный премьер, косноязычный, неюный и дальновидный его предшественник, думское лобби... Мы лучше выскажем смелую гипотезу: в ближайшем будущем, ориентировочно к середине осени, может, чуть позже, свой маленький дефолт случится в отдельно взятом отечественном интернете.

Отечественный интернет потому что, в полном соответствии с биологическими законами, в своем филогенезе повторяет онтогенез отечества. Кстати, не настолько уж отечество отечественного интернета старше.

Полгода назад интернет ликовал. В интернет пришли венчурные инвестиции. Хитроумный Евгений Горный сочинил статью, за каждым словом которой виделась его коварная ухмылка, и даже заголовок с употреблением известного в определенных кругах словосочетания "золотой дождь" был как минимум двусмысленным.
Понять инвесторов несложно. Два элементарных постулата смутили черствые души денежных мешков. Вот они:

а) аудитория отечественного интернета постоянно растет;
б) столь же быстрыми темпами растет значимость сетевых ресурсов в информационном поле.

Доказать постулат (а) элементарно. Уже сейчас, по данным социологов, регулярная аудитория (то есть число тех, кто хотя бы раз в месяц залезает в интернет) - что-то около шести миллионов человек. Через год она вырастет почти в два раза.
Оснований не верить социологам нет - методики описаны и проверены.

С постулатом (б) сложнее. Тут в ход идет индекс цитируемости сетевых СМИ в традиционных (вплоть до телевидения), ссылки на ведущие сетевые издания в речах ньюсмейкеров, упоминания широко освещавшихся прессой интернет-кампаний вроде ВВП.

Итак, если постулаты считаем доказанными, то имеем оправдание надеждам на возвращение потраченных денег: из постулата (а) следует немалая рекламная аудитория, а значит - деньги, из постулата (б) - влияние, то есть власть, которая денег дороже.

А теперь зададимся вопросом - что не так в нашем блестящем доказательстве?

Сам по себе постулат (а) неоспорим. Но те, кто размахивает миллионными цифрами, упускают из виду одну немаловажную деталь: реальная ежедневная аудитория (а это те самые потребители рекламы, количество которых и может привлечь рекламодателя и обеспечить доходы) информационных сайтов (все масштабные проекты последнего времени являются полностью или хотя бы частично информационными сайтами) от силы - 50 тысяч посетителей.

Аудитория скромной районной газеты. Знаете сколько стоит реклама в районной газете? С чего бы держателям сайтов рассчитывать на большее?

Кстати, никто не проводил исследований, насколько совпадают аудитории ведущих сайтов. Есть сильное подозрение, что процентов на семьдесят.

Но и это еще не все. Помните ли вы пример рекламной кампании в сети (я не говорю успешной) офф-лайнового товара или услуги? Процентов восемьдесят, если не больше, рынка рекламы, это реклама сетевых проектов же. Приходит в голову такое вот сравнение: можно, например, сдавать наличные доллары в макулатуру, а на переработанной бумаге снова печатать наличные доллары. Или даже рубли. Эффективность занятия не обсуждается.

В свете разговоров о предстоящем кризисе рекламного рынка даже в традиционных СМИ все это наводит на мысли о судьбах интернет-проектов.

Теперь перейдем к тезису (б). Он был правилен, да, но с поправкой на перманентную предвыборную кампанию, длившуюся чуть ли не полгода. Здесь интернет доказал массу своих преимуществ. Но кампания окончена. И до начала следующей ситуация не повторится.

И вот когда инвесторы об этом догадаются - а они догадаются, идеи лежат на поверхности. Более того, есть мнение, что они уже догадались, и продолжающееся существование ряда крупных интернет-проектов объясняется только свойственной большим фирмам инертностью. Когда они догадаются, и случится наш маленький всеинтернетский дефолт и рухнут карточные домики порталов в спальных районах зоны ру.

Кроме того кризис переоценки собственных возможностей - не единственный из тех, которые нас ожидают в недалеком будущем.

Смотри также:
Марина Литвинович. Что будет осенью-2000
Рубен Макаров. Интернет - это место, где выборы делают "честными"

Заключение и выводы


Вывод на самом деле один, следующий: только досрочные выборы спасут медийный сектор русского интернета от катастрофы. Не стоит ли за это побороться, коллеги, хотя бы из чувства самосохранения?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск семнадцатый: Гексогенная инженерия и ее последствия /11.08/
Гексоген заменили на тринитротолуол, но мерзавцы как были, так и остались мерзавцами: псевдоинформационный взрыв вокруг взрыва настоящего.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск шестнадцатый. Без горчицы /04.08/
Е.Киселев - корреспондент ОРТ в Испании. Уход Колерова - это только начало. Отпустите Варшавчика в отпуск! М.И.Мухин о сетевых СМИ. Редактор "Вестника техники" оказался неплохим журналистом. А.Б.Носик построил первый "Макдональдс".Какие же гамбургеры - и без горчицы?
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск пятнадцатый. Поводы для викторин /31.07/
Путин, мазут и эротическое фото. Лето - пора отпусков. Левкин попал на перекресток. Рунет засоряют порталами. О конкуренции ВАЗа и BMW. Кваша выходит в Narod. АПН пахнет нафталином. Как работать в сетевых СМИ? Грядет новый интернет-проект ФЭПа.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск четырнадцатый: Очередная русская революция /21.07/
Статья, потрясшая нас до глубины души. Будущее электронных СМИ - крайне проигрышная тема, зато будущее безупречно. Любое серьезное издание не будет работать на подлого Олигарха. Здесь вы прикасаетесь к подлинной закулисе. Три публикации, обязательных к прочтению.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск тринадцатый: Happy B (на правах апологии) /15.07/
Не всякому удается к трем годам существования сделать что-то такое, что не получается забыть. Мне, например, не удалось. А вот Русскому Журналу - вполне. В нем оказались возможными вещи, которых вообще нигде не бывает. РЖ - это такой плакат, на одной стороне которого написано "Долой самодержавие", а на другой - "За веру, царя и отечество".
Иван Давыдов
Иван
ДАВЫДОВ
Редактор альманаха "Культовые места"
ivand@inbox.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'PR & СМИ' на Subscribe.ru