Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / PR & СМИ < Вы здесь
Интерпол, выпуск тридцать четвертый. Нас посчитали.
Дата публикации:  22 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Событие

Приятно, когда выдается неделя, главное событие которой очевидно. На этой неделе главным интернет-событием, кто бы спорил, стала презентация первого совместного исследования интернет-аудитории "Страной" и ФОМом и открытие соответствующего сайта. Происшедшее породило обилие публикаций, но не все они проясняют ситуацию, многие, наоборот, запутывают. Поэтому придется долго и, возможно, нудно излагать, что, собственно, произошло. Ибо - такое случается не часто.

Что, собственно, случилось

Когда в сентябре 2000 года был открыт интернет-проект "Страна.Ру", его создатели заявили о своем намерении провести совместно с Фондом "Общественное мнение" беспрецедентное по масштабам и степени достоверности исследование аудитории российского Интернета. Сегодня первый этап исследования закончен, и можно сделать некоторые выводы.

Но сначала стоит рассказать о методике исследования. Собственно, методика и делает его уникальным. В рамках исследования, получившего название "Интернет в России / Россия в Интернете", впервые была сформирована репрезентативная выборка, обоснованная по всем правилам науки. Непосредственно формированием выборки занимался Алексей Чуриков, ученик профессора Киша (Мичиган), крупнейшего на сегодняшний день специалиста в этой области.

В ходе исследования на всей территории России было отобрано свыше ста городских районов. Стоит заметить, что опрашивалось только городское население - соответственно, и данные, полученные в ходе исследования, относятся только к этой категории населения. Очевидно, что включение в опрос сельского населения не смогло бы принципиально изменить картину, но при этом полученные данные в процентах были бы еще ниже. Далее по городским районам был составлен список, включивший в себя 220 избирательных участков, по избирательным участкам - список всех домохозяйств. Из всех домохозяйств с равной вероятностью было отобрано около 60 тысяч, которые впоследствии обошли интервьюеры. Примерно в половине домохозяйств жители старше 13 лет (дети не опрашивались) согласились ответить на вопросы исследования. Всего было опрошено около 70 тысяч человек. Столь масштабного и научно обоснованного исследования в России ранее не проводилось. Соответственно, поскольку выборка была вполне репрезентативной, полученные в ходе исследования, можно обоснованно экстраполировать на все городское население России старше 13 лет (около 92 миллионов человек). Все это позволяет авторам назвать свое исследование фундаментальным.

Едва ли не самая интересная из полученных цифр - количество пользователей. Среди опрошенных их 3,6%. При пересчете получаем российскую интернет-аудиторию примерно равной 3 миллионам 300 тысячам человек. Здесь стоит напомнить, что данные, полученные в ходе других исследований, значительно выше. Например, согласно исследованиям агентства Monitoring.Ru, количество пользователей в России - свыше 10 миллионов человек. Поскольку данные, полученные в процессе фундаментального исследования "Интернет в России / Россия в Интернете", очевидно более достоверны, можно сделать вывод: данные, на которые ранее (особенно в оптимистичный период так называемого "инвестиционного бума") опирались при планировании эффективности интернет-проектов и, соответственно, перспективности инвестиций, в значительной степени завышены.

Соответственно, куда скромнее полученные данные и относительно наиболее активных пользователей (традиционно называемых "ядром аудитории"), тех, кто пользуется сетью не реже 20 дней в месяц: 505 тысяч против превышающего миллион числа, фигурирующего в альтернативных исследованиях.

Наиболее неутешительны результаты опроса для сторонников мифа о перспективности электронной коммерции в наиболее примитивной форме (ведь чаще всего в России под этим словом понимается просто продажа товаров через Интернет): покупки в интернет-магазинах за последний полный месяц перед опросом делало 3% пользователей, что составляет 99 тысяч человек. В масштабах России цифра просто смешная.

Более того, практически все категории пользователей демонстрируют стойкое отсутствие интереса к коммерческим ресурсам. Причем это верно и для наиболее обеспеченного старшего слоя пользователей, не говоря о молодежи. Стоит отметить, что обилие новооткрытых коммерческих ресурсов делалось прежде всего в расчете на пользователей, пришедших в Интернет в последние два года. Но это прежде всего молодежь, интерес которой к данному типу ресурсов минимален. Молодежь, что, в общем, довольно естественно, ориентирована прежде всего на развлекательные ресурсы. Между прочим, сводная таблица групп интересов пользователей, включенная в полную версию подготовленного по результатам исследования доклада также разработана в России впервые.

В связи с этим стоит отметить следующий факт: большинство разработчиков и создателей ведущих интернет-ресурсов уверены, что работают прежде всего "на Москву". Это, казалось бы, оправдано и подтверждается полученными в ходе опроса данными: московская интернет-аудитория по размерам превосходит аудиторию любого другого региона. Но при этом 59% пользователей в Москве - люди не старше 21 года, то есть та самая молодежь, которой не интересны ведущие информационные и коммерческие ресурсы.

Однако, если существование коммерческих ресурсов вообще ничем не оправдано, то с информационными и профессионально ориентированными интернет-проектами дело обстоит несколько иначе. Стойкий интерес к ним проявляет старшая часть аудитории, использующая Интернет прежде всего для работы (это не значит, что профессиональная деятельность участников опроса напрямую связана с Сетью; скорее, Интернет служит для них удобным источником необходимой для работы оперативной информации).

Но однократное социологическое исследование, пусть даже вполне (и, повторим, впервые) абсолютно достоверное с научной точки зрения, не может служить основой для достоверных прогнозов. Оно только фиксирует ситуацию, наличную на момент проведения опроса. Именно поэтому данное исследование - не единственное, а первое в ряду, не проект целиком, а стартовая часть проекта.

Далее исследования будут вестись по двум направлениям. Во-первых, из числа уже опрошенных пользователей сформирована постоянная интернет-выборка, первый опрос которой уже включен в доклад. Теперь эти пользователи будут участвовать в регулярных опросах по самым разным темам на специализированном сайте проекта в рамках "Страны.Ру". Опросы посетителей в он-лайн режиме проводятся в настоящее время на многих российских сайтах. Но, поскольку на "Стране.Ру" впервые представлена репрезентативная выборка пользователей, результаты этих опросов, в отличие от всех прочих, можно будет впервые считать достоверными. При этом выборка, разумеется, будет разрастаться, но не случайным образом, а так, чтобы сохранить принципиально важное свойство репрезентативности. Для этого на сайте всем желающим стать членами постоянной интернет-выборки предложено будет заполнить анкету. Когда база анкет станет достаточно большой, из нее случайным образом будет выбираться некоторое число новых участников выборки, так, чтобы соблюсти процентные соотношения между различными группами пользователей, данные о которых получены в ходе масштабного исследования.

Кроме того, само масштабное исследование, методика которого описана выше, будет регулярно (раз в полгода) повторяться.

А с полной версией доклада по результатам первого исследования все желающие уже сейчас могут ознакомиться на сайте internet.strana.ru.

Что говорят?

Говорят, по понятным причинам, много - и не всегда правду.

Вот, например, развернутый комментарий "Нетоскопа", в котором, в частности, читаем:

Через полгода подобные исследования будут повторены с новой постоянной интернет-выборкой (панелью).

Что не есть правда. Через полгода, как сказано выше, будет повторено полномасштабное полевое исследование. Кстати, тогда и будем делать выводы о динамических процессах, пока неправомерные. Что касается опросов постоянной интернет-выборки, то они будут проводиться гораздо чаще (планируется - не реже чем раз в два месяца, что будет - посмотрим) и начнутся уже в январе. Впрочем, первый, еще не сетевой, опрос выборки уже вошел в полную версию первого доклада в качестве четвертой части.

Вот короткий комментарий "Интернет.Ру":

Основная цифра, которая интересует потребителей статистической информации о Рунете, - это количество пользователей. Согласно исследованиям ФОМ, "реальных пользователей" (то есть тех, кто идентифицировал себя подобным образом) в России насчитывается 3,3 млн., то есть около 3,6% населения.

И здесь скорее по недосмотру, чем по злому умыслу, читатели введены в заблуждение: речь идет не о населении России вообще, а о городском населении старше тринадцати. Именно эта категория опрашивалась, к ней и относятся все полученные цифры. Разница между этой категорией и населением в целом весьма значительная, соответственно и данные получились бы куда более скромные.

Кстати, что касается числа пользователей, есть один серьезный вопрос, не замеченный пока никем из критиков: в докладе указано, что в результате опроса было выявлено около 2200 пользователей, из которых около 1800 согласились отвечать на вопросы анкеты. Все дальнейшие расчеты ведутся относительно этих 1800, хотя очевидно, что при экстраполяции полученных данных на все городское население был бы получен больший процент пользователей. Почему 400 человек, признавших себя пользователями, но отказавшихся отвечать на дальнейшие вопросы, из числа пользователей исключены - непонятно. Вероятно, более внимательные (и более подготовленные) читатели могли бы найти и другие загадочные места в докладе.

Но не ищут. Критики пока озабочены другим.

Первый из критиков - обиженный профессионал, директор "Комкон-Вектор" Петр Залесский. С его открытым письмом можно ознакомиться непосредственно на сайте проекта "Интернет в России / Россия в Интернете". Главный тезис письма - выборка "Комкона" в 8,5 тысяч человек столь же репрезентативна, сколь и выборка ФОМа в 70 тысяч. У социологов, возможно, свои способы оценки, но все же тезис, согласитесь, сомнителен. Впрочем, имеется уже и более подробный ответ, столь же открытый, как и письмо.

Еще пример - статья в Ведомостях, суть которой ясна из заглавия: "Крупнейшее исследование Рунета - как выяснилось, оно было никому не нужно". Свою точку зрения автор обосновывает с помощью аргументов, которые реально доказывают только одно - доклад он прочесть не удосужился. Издержки газетной работы, надо полагать.

Оповещают о происшедшем на "Стране.Ру" и проживающих в Москве англоязычных граждан прочих стран. Жаль, что это сделала не "Exile". Зато на "Exile" можно послушать музыку.

Коротко о разном

О главном - достаточно, тем более что главное не есть единственное. Случалось и другое.

АПН, насуществовавшись в качестве бесплатного приложения к Коммерсанту, решило вернуться к прежнему состоянию. Возврат к старому символизирует собой вновь возглавивший издание Белковский, неудержимую тягу к новизне - привлеченный к работе С.Доренко, некогда телеведущий, в сети более известный в качестве автора афоризма о том, что слова - это не просто бессмысленная вербализация ощущений. На СМИ.ру высказывают подозрение, что, помимо изложенных в пресс-релизе, есть и более банальная причина к переменам - утрата изданием позиций в рейтингах.

Вообще, возвращение к неким истокам, - тоже своего рода знак недели. Так, подконтрольные Г.Павловскому издания вернулись к разнузданной кампании по дискредитации ДеЦла - этого соловья 90-х, столько уже успевшего сделать для хип-хопа в свои юные годы. Кажется, летом мы такое уже один раз наблюдали.

Анонимные авторы "Антиленты" продолжают демонстрировать завидное чувство юмора вкупе с завидной же филологической подготовкой. И, прямо скажем, завидное же упорство, продолжая обсуждать тему гимна, немного уже ушедшую в прошлое. Впрочем, за блеск и изысканность можно простить неактуальность:

Утечки из администрации Президента продолжают поступать с радующим душу постоянством. Очередная, ставшая достоянием гласности в среду, касается некоего "нового курса", о приближении которого так долго говорили аналитики.

Согласно источнику, в администрации возобладали сторонники двухсложных размеров - ямба и хорея. <...>

"Антинародным" назвал "новый курс Кремля" представитель фракции КПРФ в Думе. "На выборах народ голосовал не за двухдольники. Народ ждал возрождения амфибрахия и дактилических рифм. Народ высказался за строгую цезуру после третьей стопы в длинных размерах. Это подтверждают письма, которые мы получаем каждый день. Теперь все предвыборные обещания грубо попраны. Оппозиция должна быть готова к борьбе", - подчеркнул коммунист-депутат.

А вот любимый многими (правда, за разные качества) колумнист "Дедлайна" С.Варшавчик демонстрирует самое завидное из всех вышеперечисленных, кроме упорства, качеств - отсутствие, публикуя политическую сказку. Кроме того, он сообщает, что ушел в отпуск. Не знаю как вы, а я чувствую себя осиротевшим.

"Яндекс" совместно с пользователями своих многочисленных сервисов пишет письмо президенту. Не стареют душой запорожцы. Но и это еще не все.

Десерт

Самое вкусное - напоследок. Или, кстати, о президенте. "Страна" продолжает радовать население шедеврами. Итак, звучат фанфары.

Один из наших независимых экспертов назвал сей опус смелым жанровым экспериментом. Не знаю, прав ли он, но извращенное удовольствие, сравнимое разве что с тем особым наслаждением, которое доставляют испорченным современной литературой ценителям тексты Варшавчика, я гарантирую. Кажется, в Сети появилась новая звезда. Есть даже желающие основать фэн-клуб. Потому что это круче, чем ДеЦл.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск тридцать третий. Боже мой, как мало нас, как мало /15.12/
Немного о Гусинском, слегка о Березовском, краем о "Стране.РУ". Но что!!! Но как!!! Одним словом, все о политике и тех, кто пишет о ней в Сети.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск тридцать второй, /09.12/
в котором лишенный слуха автор рассуждает о скверной музыке. Самая важная новость Рунета осталась вне поля зрения. "Страна.Ру" - ресурс, каких много? Интеллигенция и революция: Панюшкин призывает сушить сухари. Опиум для народа: зачем всё затевалось?
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск тридцать первый. Прощайте, товарищи /04.12/
Cъезд КПРФ прошел незамеченным. Коммунистов банально обокрали, осталось украсть у них гимн. Как менялся тон передовиц Проханова. Разброд, шатания и оппортунизм. Заметка о ФЭПе: "Вести.Ру", у которых нет своей ниши, и планы ФЭПа.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск тридцатый. О том, что такое слова /24.11/
Максимы и апофтегмы г-на Доренко - как производные от горя без ума. Недалек, видимо, момент, когда безработный киллер достигнет озарения и начнет сочинять стихи. На десерт - новости спорта и пиара.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск двадцать девятый. Новые смыслы старых слов, а также перспективы спасения языка /17.11/
Диагнозы и приговоры разным лицам вкупе с кратким руководством относительно того, как надо читать и понимать.
Иван Давыдов
Иван
ДАВЫДОВ
Редактор альманаха "Культовые места"
ivand@inbox.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'PR & СМИ' на Subscribe.ru