Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / PR & СМИ < Вы здесь
Пресса: четвертая власть или вторая реальность?
Журналисты vs пиарщики

Дата публикации:  25 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сценка в трамвае. Бабуля сокрушается над газетой: "Пишут, пишут, а что толку?"

Как-то я слушала лекцию одной шведской журналистки. Журналистка оказалась дамочкой лихой, посадила чуть ли не всю городскую коммуну (по-нашему - горисполком) в полном составе. Статья за статьей вскрывала она в городской газете финансовые злоупотребления в коммуне города Мутала - чиновник за чиновником садился после каждой статьи.

- Мария, - спросили ее украинские журналисты, - как Вам удалось получить в руки такие данные?

- О, я затребовала в коммуне финансовые отчеты, а потом мы сели с моим знакомым аудитором и обнаружили множество подтасовок.

- Да, но прежде чем найти подтасовки в финансовом отчете, нужно получить документы. Вы хотите сказать, Вам так просто их дали?

- Конечно! Ведь есть закон, по которому любой гражданин имеет право доступа к любым документам коммуны. Вы хотите сказать, что на Украине такого закона нет?

- Есть-то он есть... - зачесали мы в головах. Бьюсь об заклад, каждый думал одно и то же: воображал себя входящим в финотдел родного горисполкома с просьбой показать ему документики и выдать на дом все копии. Воображение рисовало мне и иные картины: например, нашего тогдашнего мэра пана Швеца, безропотно садящегося за решетку после серии моих разгромных статьей в "Нашем Мiсте". И себя, спокойно читающую после этого лекции журналистам, скажем, из Швеции...

Я вообще люблю фантастику и воображение у меня живое.

Нашему журналисту приходится зубами выгрызать то, что шведский журналист спокойно берет. Но даже не в этом дело. Видит Бог - среди нас еще есть одержимые, готовые ради правды-матки хоть в огонь. Однако вся подлость ситуации в том и состоит, что люди, ради которых они это будут делать, отреагируют опять как та бабуля в трамвае: "А что толку?". Это если они будут доброжелательно настроены.

Слушая некоторых журналистов, особенно тех, кто подвизался в PR, явно понимаешь, что работники СМИ в нашей стране пребывают в состоянии некоей "прелести" относительно собственной значимости и народной любимости. Когда тяжелая рука российских властей обрушилась на загривок НТВ, на ТНТ этому посвятили выпуск "Сегоднячко". По лицам Соловьева и его напарницы было видно, что звонков в духе "Ну и хрен с вами, так вам и надо" явно больше чем предполагал выпускающий редактор. Тот, кто думает, будто нас уважают "как класс", может сходить по этой ссылке и посмотреть, что мне наговорили, когда я случайно проболталась на форуме о своей профессии. Обратите внимание на специфику форума. Люди там собираются не от сохи. Но в своей неприязни к нам народ и интеллигенция едины.

PR в нашей стране действует с очень переменным успехом. Во-первых, он использует те же самые СМИ, что и журналистика, - и мы взаимно обгаживаем друг другу малину. Во-вторых, он смыкатся с журналистикой в области "черного пиара". В-третьих, на чувствительную разницу между пиарщиками и "журналюгами" народ уже просто кладет. Ему не до тонких дефиниций. У него такое чувство, что его крупно поимели, причем поимели в союзе с властями как раз те самые ребята, которые пишут в газеты и выступают по телеку. Как эти ребята себя определяют и от кого они получают бабки - народу наплевать. Просто все, что эти ребята говорят и пишут, он делит на восемь, а потом еще на восемь. Базарной сплетне доверяют больше, чем официальному сообщению в газете.

Причем нельзя сказать, что это недоверие тотально - газеты с большими тиражами существуют, их покупают... но читают довольно странно. Какой вывод сделает коллективное бессознательное из той или иной статьи - предугадать сложно. С большей вероятностью поверят сообщению о том, что Лео ди Каприо без штанов был застигнут в постели Шэрон Стоун, нежели сообщению о том, что в аналогичной позиции был застигнут министр обороны в постели жены своего зама. Все знают: если такое сообщение про министра обороны попало в печать - значит это кому-то нужно. И тот, кому это нужно, чего-то хочет от нас. Зачем-то он желает, чтобы мы вознегодовали на министра обороны. А поскольку эти, которые наверху, все как один хотят нас поиметь, то мы возьмем и не вознегодуем, хоть бы министр охально изнасиловал не только жену зама, но и всех его чад и домочадцев. "Четвертая власть" в глазах народа - такой же враг, как и первые три.

И что самое обидное - народ прав.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Александр Храмчихин, СМИ vs средний класс /22.06/
Российские СМИ создали картину мира, в которой не остается места ничему, кроме двух "шиз": демшизы и комшизы.
Алексей Слепканев, Проблема идолизации /22.06/
┘ точнее, жупелизации губернаторов беспринципными пиарщиками. На самом деле все губеры √ белые, пушистые, честные и щедрые.
Школа забирает в плен душу /22.06/
Серия откровенных высказываний о PR.
Сергей Ильин, Жрецы и Жнецы, или Еще раз о комиссарах каменного века /21.06/
"Серый кардинал", "Колдун" и "специалист по PR" - синонимы... Но Колдуну никогда не стать Вождем.
Д. Сахи, Короли и "капуста" /21.06/
Ах! Злые языки дороже пистолета! Отечественный PR: формы, методы и плоды.
Ольга Брилева
Ольга
БРИЛЕВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'PR & СМИ' на Subscribe.ru