Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / PR & СМИ < Вы здесь
Интерпол, выпуск 54. Новости технологий и два с половиной реквиема
Дата публикации:  6 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В столице жарко. Тихо. Вечером улицы отчего-то пустеют. Счастливые бездельники вовсю используют возможности отпускного сезона. Политический сезон заканчивается. Возле Думы "Идущие вместе" бьют идущих в светлое прошлое. Или наоборот. Идущие порознь с бутылками пива и фотокамерами туристы не особенно интересуются происходящим.

А вот в регионах, которые мы с высоты своих Воробьевых, чтобы не сказать воробьиных, гор привыкли считать местами тихими, политическая жизнь, оказывается, кипит.

Новости технологий

Например, Самара давно уже готовится к выборам мэра. Город маленьким назвать сложно - больше трех миллионов жителей, если не врет статистика. Так что накал страстей удивлять вроде бы и не должен, но удивляет.

И нас, кстати, вовсе не накал или там исход выборов интересует. Интересуют, как обычно, технологии войны. И, как выяснилось, на них стоит обратить пристальное внимание.

Ниже следует пространная цитата из себя, не самолюбования ради, а просто для упрощения восприятия дальнейшего:

"В Самаре, где наметились выборы местного главы, обнаружился некто Старателев, объявивший себя местным представителем ФЭП <...>

Господин Старателев издавал даже некоторое время в интернете газету "Русская политика" (см. выше системные требования по реализации технологии "Унтер-офицерская вдова"), однако газета, хостившаяся - ох уж эта региональная скаредность - на "Народе", до дня написания обзора не дожила, а жаль.

Самозванный наш коллега был не особенно изобретателен, чем и веселил. Русская политика в изложении Старателева сводилась к описаниям тяжелого семейного положения кандидата, с которым он якобы боролся: сын-наркоман, дочь-проститутка, жена - даже и вымолвить страшно".

Спустя месяц я получил преинтереснейшее письмо. Между прочим - как раз от господина Старателева. Конечно, есть некоторые основания сомневаться в его подлинности, но я в нее отчего-то верю, руководствуясь не столько даже интуицией, сколько изученными материалами, ссылки на которые последуют ниже и в свое время. В связи с чем приношу господину Эрнесту Старателеву свои извинения за недостоверную информацию, опубликованную в сорок девятом выпуске данного обозрения.

Итак, письмо, цитирую с любезного разрешения автора. Пространный документ, честное слово, заслуживает внимательного изучения.

Уважаемый Иван!

С интересом прочел "Интерпол, выпуск 49. Хуже воровства". Добрые люди рассказали, что там идет речь и о моей фамилии... А в Самаре под этой фамилией из совершеннолетних живу я один, из несовершеннолетних мой четырехлетний сын.

Честно говоря, обидно все это, хотя вины Вашей в том, что произошло, конечно, нет. Так вышло, что я не имею никакого отношения к той самой "Русской политике", о которой вы пишите, как и к той "Русской политике", которая вышла в Самаре тиражом в 20000 экземпляров. В Самаре это тираж заметнее интернетовского сайта. Самое забавное заключается в том, что я даже знаю, кто те чудесные люди, которые по праву могли бы носить гордое звание автора означенных изданий. Но авторство, очевидно из скромности, они приписали мне и моему старинному товарищу журналисту Алексею Путилову.

Кроме того, в печатном варианте "Русской политики" сообщалось, что я троюродный зять Президента Путина, что мэр нашего города болен СПИДом, что Виктор Тархов воспитал дочь-наркоманку и прочее, прочее, прочее.

Случилось все это лишь потому, что мы с Алексеем давно собирались выпустить газету "Русская политика", содержание которой планировалось сделать антититовским, т.е. антигубернаторским. Константин Титов - это губернатор Самарской области и бывший кандидат в Президенты. Газету нам регистрировать в Самаре отказались и нанесли упреждающий удар в виде скандальной подделки. Все произошедшее расследовалось Прокуратурой области и города, милицейскими органами, сотрудниками ФСБ и, что более убедительно, службами безопасности задетых лиц. Непричастность моя и Алексея установлены. Мы живы и здоровы и даже работаем кое с кем из обиженных подделкой.

Если бы мы были знакомы с Вами лично, то еще одним аргументом явилось бы мое относительное душевное здоровье. Во всяком случае, достаточное, для того чтобы не называть себя публично ни руководителем ФЭПа, ни родственником Путина, тем более в собственной газете!

Я никогда не стал бы писать кому-либо по этому поводу. Как и не участвовал в самарских форумах, обсуждающих в сети случившиеся. Но к изданию, которое вы представляете, и к его главному редактору отношусь с искренним уважением, поэтому и довожу всю это до Вашего сведения.

Положение у меня в этом послании, согласитесь, несколько дикое, потому что извиняться мне не в чем, оправдываться тоже. Я ведь первый среди потерпевших. Поэтому, если сочтете нужным, то всю эту историю с элементами документов могу Вам поведать подробнее. Вдруг пригодится.

А "Русская политика" в Самаре выходит. Незарегистрированная. Тиражом в 999 экземпляров. То, что в ней пишется забавного, тиражируем через другое издание "Самарская панорама". Ссылки на них можно обнаружить в архиве прессы на официальном сайте ГТРК "Самара", активно критикующей сегодня Титова.

Отношение к Титову у нас похоже на отношение к нему Вашего главного редактора.

Живем мы в Самаре. Отсюда все своеобразие происходящего. Захотите, пришлем газеты. Надеемся, что разница в стилистике будет сразу заметна.

Желаю удачи, Эрнест Старателев.

Р. S. Если это благодаря Вашим усилиям или усилиям близких к Вам структур снесли сайт лже-"Русской политики" на "Народе", то мы Вам очень признательны.

Версия один

Итак, что мы имеем. Версия один, возникшая до внимательного ознакомления с самарским интернетом (наиболее интересные ссылки прислал, кстати, все тот же господин Старателев, за что ему отдельное спасибо). Ну, завалить оппозиционную газету, просто не зарегистрировав ее, да еще и напечатав дешевый фальшак изрядным тиражом, - дело для регионов, увы, обычное. Впрочем, и в Москве подобные вещи наблюдать случалось. Что смутило - так это тираж. 20000 для Самары, если только социологические отчеты об уровне интернетизации регионов правильны, - действительно куда значительнее любого сайта. Сайт на "Народе" и без рекламы - да кто его вообще заметит? Ответ напрашивается сам собой - его заметят в ФЭПе, потому что... Ну, потому что заметят. Этим объясняется и дурацкое интервью лже-Старателева, в котором он рассказывает о своей принадлежности к ФЭПу, украшавшее первую страницу сайта. Это хорошо продуманный удар по оппоненту: серьезная и влиятельная столичная организация, конечно, может никак не среагировать на малозначительный для ее масштабов скандал, но если среагирует, то последствия для самозванца будут малоприятными. Таким образом, люди, подставлявшие Старателева с коллегами посредством издания фальшивой "Российской политики", очень неплохо разбираются в возможностях использования интернет-технологий для разрешения проблем политического плана. Тонкость расчета вызывает уважение, а мы-то, в свое время, читая эту самую "Russianpolitics.Narod.Ru", искренне веселились с коллегами, и недоумевали: неужто и впрямь вот так представляют себе избирательные технологии в отнюдь не самом малозначительном из городов РФ? Кстати, в завершение "версии один": издание такого рода еще и неплохой удар по репутации ФЭПа как в Приволжском федеральном округе (предположение, не лишенное некоторых оснований), так и во всемирной глобальной. Н-да, молодцы.

Версия два

"Версия два", появившаяся после внимательного изучения самарских предвыборных интернет-мероприятий, первую не отменяет, скорее - дополняет и поясняет некоторые детали.

Вот, например, малозначительная, казалось бы, статья в "Самарском обозрении". Среди прочего, речь в ней и о господине Старателеве.

"В пятницу на пресс-конференции в Доме журналиста о себе заявил созданный в конце прошлого года благотворительный фонд "Возвращение", занимающийся психологической и социальной реабилитацией молодых людей, пострадавших от деятельности тоталитарных сект. <...> Председатель фонда психолог Эрнест Старателев сообщил, что пока его организация занимается сбором информации о действующих на территории Самарской области тоталитарных сектах и изучает основные тенденции "идеологического рынка".

Трех слов - а именно "фонд" и "идеологический рынок" для профессионала в принципе достаточно, чтобы связать, как это было сделано, имя Старателева с совсем другим фондом, да еще таким образом, чтобы нанести удар по репутации обоих.

Плюс еще несколько материалов, в порядке справки, способных пролить свет на причины и некоторые персоналии описываемых выше событий:

"Деловые новости" - самарское издание весьма желтого цвета, в котором активно сотрудничает Виталий Папилкин, возможный автор лже-"Русской политики". Ему же приписывают авторство "Политкиллера" - недолго прожившего сайта сходной тематики, появившегося, кажется, зимой. Он склонен гордое звание автора ресурса уступить Старателеву.

Пародия на "Деловые новости", к которой, насколько можно судить, имеет некоторое отношение Эрнест Старателев.

"Акрополь" - сайт настроенного антипапилкински амбициозного анонима, чьи амбиции не вполне, судя по текстам, оправданы, хотя текст про "Деловые новости" весьма информативен.

Ссылки можно было бы множить, но боюсь, у меня не так много читателей из Самары, а прочие могут и заскучать.

Но отмеченного вполне достаточно, чтобы констатировать - предвыборный самарский интернет (да простит меня за подобное словосочетание главный герой последней части этого обозрения, да и русской сети, пожалуй) представляет собой весьма оживленное место. И творится в нем нечто невообразимое. Там кто только с кем не воюет, даже почему-то автолюбители. Жаль, собаководов не обнаружил, но плохо искал, возможно. То есть - расширяя, как и было обещано, "версию один" - не только для ФЭПа был вывешен в сети фальшивый выпуск "Русской политики".

А мораль даже несколько банальна: в умелых руках интернет оружие, возможно, не совсем пока страшное, но весьма и весьма эффективное. Будьте, коллеги, бдительны и изобретательны.

А также два интервью

Чтобы мораль основной части выпуска была усвоена лучше - два интервью с гражданами небдительными и неизобретательными. Михаил Гуревич и Василий Шандыбин, хоть и представляют, вроде бы, один хай-тек-журналистику, а другой, наоборот, беднейшие слои отечественного пролетариата, но уж очень органично смотрятся вместе. Идеи хоть и не схожи у граждан, однако одинаково свежи, разнообразны, и интересны.

Несколько эффектных цитат вперемешку и без атрибуции. Склонность к новшествам в согласовании частей предложения также роднит этих двух персонажей:

"Онлайновые СМИ - такая же отдельная медиа, как газеты, радио и телевидение. Более того, веб-издателям сегодня понтно, что и интернет-СМИ различаются между собой. Пока, конечно, не идет речь о разделении на различные медиа внутри Сети, но информационный формат у нас у всех разный.

Что касается интернет-представительств оффлайновых СМИ, он, с той или иной степенью наполнености есть у большинства федеральных, да и региональных СМИ. Как они используют свои сервера в Сети - это уже вопрос их маркетинговой стратегии".

"Вы знаете, я не господин, я товарищ, друг и брат - пролетариат, люди, которые ведут честный образ жизни".

За обоими господами остается право утверждать, что дословное цитирование их речей, - еще одна грязная технология или там способ недобросовестной конкуренции.

И два с половиной реквиема

И напоследок - два реквиема.

Тихо, без официальных пресс-релизов, без обещаний воскреснуть к пятнадцатому числу текущего месяца и без написания статей о том, какой это был смелый, оппозиционный, профессиональный и прочее журнал, без подробного рассказа о том, какие смелые, оппозиционные и прочее люди там работали, без списка благодарностей (что неудивительно - он занял бы мегабайты, наверное), исчез из нашей жизни журнал "Интер.Net". Лучший российский журнал о сети. Такого не было до, и уже не будет после. Мы осиротели. Стандартный результат панской драки.

Грустные подробности - в интервью Али Пономаревой "Дням".

И уж совсем тихо из Русского Журнала исчез "Невод" - лучшее сетевое обозрение, ведомое лучшим сетевым журналистом. Настик Грызунова по этому поводу дает интервью "Нетоскопу", в котором (интервью) - много интересного и о ней, и о сети, и о причинах принятого решения. Учитывая топографию, наиболее интересное, наверное, здесь:

"С "Русским журналом" - не знаю. Как сложится. Я люблю "Неткультуру" - в смысле, "но мне нравятся звери в твоем зоопарке", - но что-то подсказывает нам, что этот зоопарк скоро превратится в оккупированную территорию. Зоопарк в Манчжурии, короче.

"Невода" - не жалко. Я его пишу два с половиной года. Он, может быть, в последнее время был функционален и кому-то полезен, но мне самой от него никакого толку. Я на нем больше ничему не учусь. Поэтому скучно".

С присущею ей безупречной точностью, Настик описывает ситуацию, которую, пожалуй, не менее полугода могут наблюдать все постоянные читатели РЖ. Ситуация - как в Кортасаровом рассказе про заброшенный дом. Что ни день, то меньше комнат, в которые можно входить. В отличие от рассказа, правда, не из страха, а потому что не за чем. Не хотелось бы писать реквием и по РЖ тоже. Замечу только, что смерть журнала наступает не обязательно тогда, когда его прекращают финансировать. Гораздо более неприятный вариант - это когда журнал перестают читать. А издавать его по инерции можно годами еще после этого. Жаль, читатель, ты, скорее всего, не прочтешь этого мрачного финального абзаца: редакция имеет тенденцию удалять мои упоминания о делах, которые ей почему-то кажутся внутренними. А для меня он - чуть ли не самый важный из написанного. В этой статье, разумеется.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Серые кардиналы или мелкие клерки? /04.07/
Руглый стол. Осторожный, но вместе с тем суровый мужской разговор о месте пиарщика в политической системе ведут Модест Колеров, Александр Кравец, Андраник Мигранян, Александр Проханов и Петр Щедровицкий.
Ольга Брилева, Французские связные /04.07/
Пошлятинки надо добавить, пошлятинки! Иначе дети не поймут.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск 53. Длинная медитация по поводу короткой цитаты /29.06/
Говорить о существовании сетевых СМИ можно будет тогда, когда вместо тупого микширования альманаха, телевыпуска новостей и ленты информагенства возникнет реальная новая сущность, ориентированная на комъюнити и на формирование этих комъюнити.
Михаил Ремизов, Вытеснение реального /28.06/
Заметки по следам недели. Часть 1. "Реальное" как боль. Так где же "облажался Пелевин"? "Пиарократия" как противоречие в терминах.
Ефим Дикий, Гипотеза: Чубайс перехватил у Гусинского бизнес /28.06/
НТВ продолжает бороться с властями. Теперь - по указу Чубайса
Иван Давыдов
Иван
ДАВЫДОВ
Редактор альманаха "Культовые места"
ivand@inbox.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'PR & СМИ' на Subscribe.ru