Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / PR & СМИ < Вы здесь
Перед стеклом: человеческий фактор Большого Брата
Дата публикации:  14 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло...

(1 Кор 13:12)

Собственно, изначально данную статью предполагалось посвятить патриотической риторике российских СМИ. Автор, кряхтя, полез в Сеть и, что называется, много преуспел - да только не вполне по теме. Так что, речь пойдет не о самом шоу "За стеклом", но о том, что происходит вокруг него.

При просмотре сайтов периодических изданий у меня возникло совершенно устойчивое ощущение: "Большой Брат смотрит на тебя". Причем смотрит глазами персонажей этого самого "застеклянного" шоу. Пространство сетевых СМИ с угрожающей плотностью усеяно баннерами, обещающими самые последние и пикантные новости из оборудованного в гостинице "Россия" аквариума. Так, на моем любимом Полит.ру удалось насчитать не менее четырех баннеров разных ресурсов - Утро.ру, Дни.ру (эти двое, как потом выяснилось, ведут наиболее агрессивную рекламную компанию), НТВ.ру, а также Грани.ру. Замечу, что на самом Полит.ру о "застекольщиках" - вообще ни единого слова (проверил поисковиком).

Дальнейшие путешествия по сетевым СМИ подтвердили: "сенсации из-за стекла" не использует для баннерной саморекламы только ленивый (с некоторым удовлетворением констатирую, что к таковым относится - по крайней мере, пока - и РЖ). Причем включая вполне респектабельные издания - от "Комсомолки" (оттопырившейся приятным лозунгом "Они уже совокупляются") до Газеты.ру и даже консервативных "Известий", а также (страшно сказать!) Страны.ру. В большинстве случаев ссылка ведет на главную страницу ресурса, а не на конкретную статью - что, насколько я помню, для Газеты.ру, к примеру, даже и нехарактерно. Отметились (не рекламой, так материалами) практически все СМИ, включая имеющие сайты в Сети оффлайновые издания - за единичным исключениями типа "Общей газеты". Добил меня баннер, приглашающий желающих узнать "последние подробности" на главной, само собой, странице русской версии поисковой системы Lycos.

В чем причина столь массовой сетевой истерии? Предположение, что все интернет-маркетологи одновременно впали в буйное помешательство, мы с ходу отвергаем в силу его ненаучности. Скорее, наоборот: перед нами - четко рассчитанный ход.

Причем аналогичная ситуация наблюдается не только в Интернете. Так, в минувший уик-энд телерепортажи из гостиницы "Россия" (ТВ-6) едва не вышли в рейтингах на первое место (смотрели до 30% тех, у кого был включен телевизор) - к следующим выходным, глядишь, заткнут за пояс всех киселевых с парфеновыми с их "Итоговыми Намедни". А непосредственно около гостиницы, как утверждают злые языки, творится нечто и вовсе чудовищное: тысячные толпы на улице, а в гостиничных коридорах милиция постоянно ловит любителей рукоблудия.

Иными словами, за два месяца мы уже второй раз наблюдаем смену посетительских предпочтений: если после сентябрьских событий госпожу П.Андерсен и прочие "радости плоти" в сети потеснил бин Ладен, то теперь ему на смену приходят милые застекольные хомячки (в Рунете, по крайней мере). Если вдуматься, не самая плохая замена: перефразируя Бродского, скажу, что хомячки мне милей, чем кровопийцы.

Очень важно понять следующее: сентябрьские взрывы - все-таки, событие совершенно из ряда вон выходящее (вспомните апокалиптические прогнозы первых дней). Соответственно, экстраординарной была и реакция. Возможно, мир действительно изменился - но изменился, судя по всему, не в сторону истеричности. Возрос интерес к обычным обывательским будням - во время которых политикой обыватель особо и не интересуется, а предается своим скромным обывательским радостям: работает, воспитывает детей, а в свободное время смотрит по ящику всякоразные "Санта-Барбары" или шоу "Большой Брат" (предтеча нашего "шоу хомячков").

Да что я заладил, собственно, "хомячки, хомячки" - тоже мне, Сверчеловек из РЖ! Обычные люди - ничуть не хуже, чем те, кто разглядывает их снаружи. И, соответственно, ничуть не лучше

Кстати, большинство статей в СМИ, посвященных "За стеклом", носят достаточно негативный характер. Самыми негодными словами поминают и дебилистых участников шоу, и злохудожных устроителей, и лохов-зрителей. Но, учитывая статистику, получается, что лохов у нас как-то многовато. Просто-напросто что для обывателя здорово, то для высоколобого газетчика - смерть. Вспомните хоть страшный лай СМИ касательно той же "Санта-Барбары" и в особенности мексиканских сериалов - а пипл смотрит и не жужжит. С чтением то же самое - с базара народ тащит отнюдь не Макса Вебера (resp. Белинского), а по-прежнему боевички про Бешенного и дамские романы (resp. Блюхера и "милорда глупого"); некрасовская мечта оказывается совершенно не реализованной.

Так вот, вопрос поставлен не вполне корректно. В данном случае категории "хорошо" и "плохо" не вполне применимы. Что действительно можно констатировать достаточно уверенно - так это естественность происходящего. Что же тут естественного? А то, что подобные литературные и телевизионные пристрастия вполне присущи нормальному стабильному цивилизованному обществу с его лояльными, конформистскими гражданами. Вряд ли в Европе или в США большинство населения зачитывается Вебером или Горбигером - это литература для единиц. И если у нас появляются те же "язвы", что характерны и для нормального стабильного буржуазного общества, то нужно не переживать, а радоваться. Да, жизнь обывателя-конформиста в капиталистической стране достаточно скучна, но альтернатива этой скуке - "великие потрясения".

Таким образом, "стеклянный" ажиотаж - это свидетельство того, что в России (по крайней мере, с точки зрения обывателя) время потрясений подходит к концу. Теперь обыватель все меньше стремится пристальнейшим образом следить за развитием политических событий - на политической арене не решаются вопросы жизни и смерти (надеюсь, вторая половина сентября - все-таки трагическое исключение).

И с этой точки зрения повышенный интерес к "застекольщикам" достаточно неплохой индикатор: ментальность российского обывателя постепенно приближается к ментальности обывателя, скажем, европейского.

Да и не только о "тупых" обывателях речь. Вот забавная статистика от Рамблера: за последний месяц в рейтингах СМИ изменения минимальны - за одним исключением. Как ни странно, пострадавшим оказался РБК.ру. Если раньше он стабильно занимал второе место по посещаемости после Ленты.ру, то теперь выше третьего-четвертого не поднимается. А кто на втором? Правильно, ДНИ.РУ//СЕНСАЦИЯ! МАРГО и МАКС ЖЕНЯТСЯ ЗА СТЕКЛОМ !

Кстати, подкидываю недурную идейку владельцам баннерных сетей: наготовить для коммерческих клиентов баннеры с очередным "Макс+Марго". Классическая обманка, конечно, - но, по крайней мере, к порно вроде никакого отношения и не имеет. Впрочем, совет несколько запоздал: те же Дни.ру, если кто забыл, - прожект баннерно-медийного GOODOO MEDIA неутомимого Рыкова-Фориса (вспомните еще один форисовский прожект - voina.ru).

Любопытно, что на этом фоне изрядно померк интерес к достаточно судьбоносному мероприятию - визиту Путина в США. Позволим себе небольшой прогноз: интерес увеличится, когда ВВП переместится на ранчо Буша - меньше официоза, больше частной жизни: тоже, с понятными поправками, своего рода "застеколье".

И пара слов еще об одном "пострадавшем" от недостатка внимания. Им оказался Сергей Доренко, получивший на прошлой неделе приговор "четыре года условно". Кто там был прав - склонный к безумию (как выясняется, не только в творчестве) телеведущий или не вполне трезвый морской офицер - суду виднее. По крайней мере, Сергея Леонидовича можно поздравить с тем, что он остался на свободе. В самом деле, талантливейший (с этим-то вряд ли кто поспорит) оппозиционный журналист за решеткой - слишком смелая метафора для существующего "общественно-ментального расклада". А вот вариант с условным наказанием - метафора куда более подходящая. Теперь Доренко предстоит четыре года проходить под дамокловым мечом - то есть, в каком-то смысле, также под пристальным взором Большого Брата. Что, собственно, и требовалось доказать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Иван Давыдов, Именины сердца и путевые заметки /13.11/
Парадоксальным образом, ситуация в российских медиа складывается так, что более объективными могут оказаться те, которые работают на Кремль. Кремль в войне не особенно заинтересован, и вменяемые авторы могут тиражировать через "прокремлевские СМИ" вполне независимые взгляды.
Иван Давыдов, Казус Миллера /06.11/
"Страна.Ру" поспешила отправить в отставку господина Миллера. Новый сайт РИА "Новости" гораздо лучше старого. По адресу lobok.ru вы найдете совсем не то, на что надеетесь. Лучший памятник порталостроителям России.
Иван Давыдов, Забавы теоретиков /30.10/
Спартаковские амбалы обидели субтильных питерских мальчиков. Носик попал в историю (в очередную). На сайте правительства Чечни ни разу не упоминается фамилия "Масхадов". Украинец съел легкое дяди и надкусил сердце.
Иван Давыдов, Наблюдения за контекстом /25.10/
Открылся давно обещанный проект "Религия в России". Желаем его учредителям подумать о необыкновенных перспективах, которые появились вместе с открытием этого проекта. Не стоит останавливаться на достигнутом. "РЖ - Религии" - только начало! Даешь "РЖ - сценарии", "РЖ - фигуры и лица", и далее по списку.
Марк Пансер, Формирование восприятия политических лидеров: кросснациональное сравнение /22.10/
Британцы голосуют за честного лидера, американцы - за телегеничного. Впрочем, американцам также важно, чтобы их лидер обладал определенной компетентностью. А канадцам на такие "мелочи" наплевать. Главным же качеством лидера везде и всегда является харизма.
Сергей Ильин
Сергей
ИЛЬИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'PR & СМИ' на Subscribe.ru