Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Контурная карта < Вы здесь
Сергей Тигипко: зона свободной торговли - это жизнь наших предприятий. И наших людей
Дата публикации:  21 Июня 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вопрос о необходимости создания зоны свободной торговли в СНГ уже долгое время является "священной коровой" украинской внешнеэкономической политики. Президент Леонид Кучма говорит об этом практически на каждой встрече с коллегами по Содружеству, настаивая на том, что зона свободной торговли могла бы стать реальным результатом сотрудничества в СНГ. На московской встрече глав правительств стран Содружества с подобным призывом выступил украинский премьер Виктор Ющенко. Между тем создание зоны откладывается уже в который раз: вот и во время последней встречи премьеры вынуждены были констатировать, что никакой зоны свободной торговли с 1 января 2001 года, как того требовала Украина, не будет.

Этот результат можно было легко спрогнозировать. Но Киев продолжает настаивать на своем. О том, чем руководствуются в постоянной постановке вопроса о зоне свободной торговли украинские руководители, я беседую с министром экономики Украины Сергеем Тигипко.
Виталий Портников: На московской встрече глав правительств стран СНГ Украина вновь поставила вопрос о судьбе зоны свободной торговли, не встречающий, впрочем, большого интереса в России. И в Киеве это отлично знают. Насколько, по вашему мнению, этот вопрос является принципиальным для украинской экономики, а насколько выглядит пропагандистским?

Сергей Тигипко: Тут можно говорить и о пропаганде, но давайте обратимся к цифрам. 36 с половиной процентов украинского экспорта - это экспорт в Россию. Когда мы говорим о зоне свободной торговли, мы в первую очередь имеем в виду это. Сейчас Россия предложила пакетный подход, который позволяет нам торговаться и находить какие-то плюсы для нашей экономики. Но мы предлагали, чтобы с 1 января 2001 года взимание косвенных налогов происходило по стране назначения. Россия сняла этот пункт, мотивируя уже начавшимся бюджетным процессом. И с ней согласились другие страны СНГ. Мы не смогли их убедить и нам придется отрабатывать этот вопрос с Россией в двустороннем порядке.

Вторая цифра: раньше торговые отношения со странами СНГ составляли приблизительно 80 процентов нашей торговли. Сейчас это 23 процента. Хотя за последние пять месяцев отмечается рост торговли почти на 40 процентов. Именно поэтому я и считаю: тут все очень прагматично. Никакой популистской кампании вокруг зоны свободной торговли быть не может. Это жизнь наших предприятий. Это жизнь наших людей.

В.П.: Но когда Россия сопротивляется, она, вероятно, защищает свои экономические интересы?

С.Т.: Тут каждая страна преследует свои интересы. России выгодно ввести ограничения по тем отраслям, где она неконкурентоспособна. И тогда она действительно отстаивают свои экономические интересы. Что нам тут делать? У нас была позиция , которую постоянно высказывал президент Леонид Кучма: не ухудшать уже существующий режим. Например, есть ограничения по поставкам в Россию украинского спирта и сахара. Но мы можем такие же ограничения выставить и по российской продукции - например, по автомобилям, конкурирующим с продукцией АвтоЗаЗ-ДЕУ. Это будет на них влиять, и российский список ограничений будет уменьшаться.

В.П.: В кулуарах утверждали, что вас активно поддерживают Белоруссия и Казахстан. Не связана ли такая симпатия к зоне свободной торговли с непроведением серьезных реформ?

С.Т.: Когда я докладывал наши предложения на экономическом совете стран СНГ, нас поддержали и Грузия, и Армения, и Молдова - всего 6 стран. Так что я не сказал бы, что только названные вами страны поддерживают Украину. Кроме того, я был бы осторожен с утверждением, что в Казахстане не идут экономические реформы. Если мы посмотрим на энергетику Казахстана и сравним с нашей ситуацией - там уже все давно приватизировано, и расчеты осуществляются гораздо лучше, чем у нас

В.П.: Недавно секретарь Совета безопасности России Сергей Иванов заявил, что Россия хотела бы, чтобы за экономические послабления с ней рассчитывались политическими уступками...

С.Т.: С точки зрения России, это очень даже понятно. Даже если ты теряешь деньги, то хотя бы получай политические рычаги влияния. Россия действительно претендует на роль страны, которая активно влияет на политическую ситуацию в регионе. Однако, с сточки зрения Украины, такой подход неприемлем. Но тогда с нашей стороны должны выдвигаться конкретные экономические аргументы. Если мы не рассчитываемся за газ, мы должны понимать, что вечно так не будет - отключат, обратятся в международные финансовые организации и заставят платить. Нас ждут серьезные энергетические проблемы.

В.П.: Если бы на Украине прошли реальные экономические реформы, вы вряд ли держались бы за зону свободной торговли?

С.Т.: Если бы в наших условиях удались коренные изменения, мы говорили бы сегодня о вступлении в ЕС, о присоединении к рынку, гораздо более интересному для любой экономики. Но сейчас мы может говорить только про рынок СНГ.

В.П.: То есть у Украины просто нет другого выхода?

С.Т.: Да, тогда мы могли бы выбирать и выбрали бы лучший рынок. Но сейчас практически у нас выбора нет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виталий Портников, Украинское "Единство": партия власти или мечта о власти? /19.06/
Российское "Единство", говорят, придумал Березовский. Украинское - тоже говорят - придумал Рабинович. Но между ними есть и различия...
Виталий Портников, Назарбаев опережает коллег /19.06/
Его приезды предсказуемы. Его речи - что-нибудь из области интеграционной риторики - тоже. Однако на сей раз ему придется поговорить и о другом.
Виталий Портников, Молдавский визит президента Путина /16.06/
От сегодняшней позиции России зависит, на кого будет ориентироваться Молдавия после урегулирования приднестровского кризиса.
Алексей Греков, Афганистан: Уроки политэкономии для Центральной Азии /16.06/
В последние дни афганская тема была одной из доминирующих на двух центральноазиатских встречах на высшем уровне. Афганистан напомнил о себе даже не в плане геополитики, а как настоящий тромб в геоэкономическом теле обширного региона - от Индийского океана до самого Урала.
предыдущая в начало следующая
Виталий Портников
Виталий
ПОРТНИКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Контурная карта' на Subscribe.ru