Русский Журнал / Политика / Контурная карта
www.russ.ru/politics/kontur/20000621_grekov.html

"Двойные граждане" без гражданских прав
Алексей Греков

Дата публикации:  21 Июня 2000

На прошлой неделе Россия устами секретаря Совета Безопасности Сергея Иванова заявила о выходе из Бишкекского соглашения 1992 года о безвизовом передвижении граждан СНГ по территории стран Содружества. Этому решению предшествовала договоренность, достигнутая неделей раньше на московском заседании консультативного совета руководителей консульских служб МИД государств - членов СНГ. Условия передвижения граждан бывшей советской империи по территории стран СНГ будут определяться на основе двусторонних и многосторонних соглашений.

Ряд аналитиков отмечают положительную сторону заключения двусторонних соглашений между государствами СНГ. В качестве главного довода в пользу такого решения приводится тот факт, что на этой основе в руках правоохранительных органов окажутся рычаги контроля над все возрастающей волной незаконной миграции населения, организованными преступными группировками и контрабандой наркотиков из стран Закавказья и Центральной Азии на территорию России.

3накомьтесь: Аноним Анонимович Никаковский Существует и такое мнение: Россия берет пример с Туркменистана, введшего визовый режим еще прошлым летом. Виза оформляется за сутки и стоит всего ничего: от 1 до 2-х долларов США. Однако вопрос относительно того, будет ли российская виза стоить таких денег и оформляться в течении суток, остается открытым. Ведь не секрет, что желающих въехать в Россию во много сотен раз больше, чем в Туркмению, а консульских учреждений Российской Федерации в бывших советских республиках явно недостаточно, чтобы удовлетворить всех желающих. Вместо внятного и однозначного ответа выдвигается тезис о широком жесте России: граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана (государств - членов Таможенного союза), и может быть Армении и Узбекистана в отличие от других стран возможно будут посещать Россию в безвизовом порядке.

Рассмотрим уже сегодняшнюю, пока еще безвизовую ситуацию на примере Таджикистана - одной из стран-участниц Таможенного союза. Так ли легко и свободно чувствует себя его гражданин в России? Как известно, между Россией и Таджикистаном заключен и затем парламентами обеих стран ратифицирован договор о двойном гражданстве - таких соглашений практически нет на всем остальном постсоветском пространстве. Но для чего был подписан договор? Чтобы облегчить участь русских пенсионеров, которым не на что, некуда и не к кому выехать за пределы Таджикистана? Или же изменить правовую ситуацию российских военнослужащих? С этим вопросом я обратился к сотруднику аналитического центра "Евразия" Виталию Хлюпину. Договор о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном он относит к числу тех подписанных между Россией и странами СНГ документов - а их около 400, - которые вряд ли будут реализованы. Зато реализуются другие решения: например, постановление правительства Москвы о регистрации в течении 3-х дней в столице не только граждан стран СНГ, но и собственно граждан России, не имеющих постоянной московской или подмосковной прописки. И это при том, что незаконность московского регистрационного режима признана Конституционным судом Российской Федерации. Касаясь выхода России из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан СНГ по территории стран Содружества, Виталий Хлюпин подчеркивает: "Это не означает, что Россия порвет со всеми государствами СНГ". Первыми реальными кандидатами на введение виз аналитик, вслед за российскими официальными лицами, называет Грузию и Азербайджан, которые могут попасть в визовое пространство из-за ситуации на Северном Кавказе.

По поводу двойного российско-таджикского гражданства наиболее ярко выразился человек с высшим образованием, работающий грузчиком на Черкизовском рынке Москвы, обладатель российского паспорта нового образца: "Когда я не по своей воле оказываюсь без последней копейки и за решетками 51-го отделения милиции в распоряжении своего бывшего земляка по Таджикистану, то воочию убеждаюсь: я не то что дважды не гражданин, я просто не человек..."

В МИДе Российской Федерации свою оценку ситуации сформулировали так: "Договор о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном - что касается механизма его реализации, то он находится на стадии пуска, вернее на предпусковой стадии. Придет время - и механизм заработает".

А вот формулировка другого чиновника, из ГУВД Москвы: "Мы защищаем столицу России от наплыва всякой швали..."

Удастся ли совместить два этих подхода? И не окажется ли "второй паспорт" более удобным выходом из ситуации, чем получение визы? А самое главное - сможет ли в постсоветских условиях этот документ гарантировать гражданские права, если он не сопровождается регистрацией, правом устройства на работу, социальным страхованием и медицинским обеспечением? Во многих крупных городах России - и Москва здесь просто наиболее яркий пример - визовый режим де-факто уже действует, не затрудняя жизнь криминальным элементам, но зато значительно осложняя ее законопослушным гражданам бывших советских республик.