Русский Журнал / Политика / Контурная карта
www.russ.ru/politics/kontur/20000706.html

Крах президентской Молдавии
Виталий Портников

Дата публикации:  6 Июля 2000

Парламент Республики Молдова принял в первом чтении законопроекты, изменяющие всю систему власти в этой бывшей советской республике. Более того, решения парламента Молдавии могут оказаться началом весьма важной тенденции для всего постсоветского пространства - впервые в СНГ может возникнуть не президентская, а парламентская республика. Если законопроекты будут приняты во втором и третьем чтениях - так оно, скорее всего, и произойдет, ведь за изменения в конституции проголосовало 92 из присутствовавших на сессии 96 депутатов, - то Молдавия станет парламентской республикой, в которой президент избирается законодателями, а кабинет министров ответственен перед парламентом.

Президент Молдовы Петр Лучинский пытался воспрепятствовать принятию законопроектов, призвав депутатов досрочно сложить полномочия, провести парламентские и президентские выборы уже осенью текущего года, а проведение конституционной реформы отложить, предоставив вносить изменения в основной закон страны новому законодательному корпусу. Напомню, что сам Лучинский также пытался инициировать конституционные изменения, усиливавшие бы власть главы государства, однако не смог получить необходимого числа голосов на референдуме в поддержку президентских предложений. Конституция 1994 года, действующая сейчас в Молдавии, по сути была плодом компромисса между тогдашним президентом страны Мирчей Снегуром и депутатским корпусом. До сегодняшнего дня Молдавию нельзя было назвать ни парламентской, ни президентской республикой: было очевидно, что конституционное недоразумение должно разрешиться в какую-то сторону. Лучинский попытался преобразовать страну в президентскую республику - и проиграл. Парламентариям повезло больше, походя они поставили крест на карьере нынешнего президента страны: Лучинский, полномочия которого истекают 15 января 2001 года, не имеет ни малейших шансов стать "парламентским президентом".

Показательно, что горячим сторонником конституционных изменений оказался предшественник Лучинского Снегур, возглавляющий блок "Демократическая конвенция". У Снегура есть возможность стать важной фигурой в парламентской республике Молдова и даже претендовать на пост президента - тем более, что впервые президентом ССР Молдовы Мирчу Снегура избрал именно Верховный Совет республики, предпочтя его кандидатуру кандидатуре тогдашнего первого секретаря ЦК КП Молдавии Петра Лучинского. Интересно и то, что сотрудничавшие с Лучинским коммунисты в последний момент решили поддержать реформы в законодательстве - также, вероятно, рассчитав, что реальная власть в парламентской республике для них намного важнее, чем вероятный выход первого секретаря ЦК партии коммунистов Владимира Воронина во второй тур выборов главы государства вместе с действующим президентом (известно, что команда Лучинского готовилась разыграть в Молдавии уже известный сценарий выбора между действующим лидером и главой компартии).

Но это внутримолдавские обстоятельства происшедшего. Есть и гораздо более интересный момент. До сих пор на территории бывшего Советского Союза парламентские республики утвердились только в Латвии, Литве и Эстонии. Но это было предопределено конституционной формой правления в этих странах до их оккупации Советским Союзом в 1940 году. Все остальные бывшие советские республики - президентские, со значительным ограничением возможностей парламентской демократии даже в тех из них, где парламенты не угрожают президентской власти. Между тем только страны Балтии на всей территории СССР провели реформы, сравнимые с центральноевропейскими, и могут претендовать на интеграцию в европейские структуры. Если в результате происходящих в Молдавии преобразований этой стране также удастся сделать шаг вперед в проведении экономических и политических реформ, опыт парламентской республики может стать весьма важным хотя бы для таких соседей этой страны, как Украина и Белоруссия с их усиливающимися режимами президентской власти. Для постсоветского общества смена формы правления может оказаться важным рецептом для преодоления авторитарных тенденций в деятельности властных структур, создании правительств, действительно ответственных перед избирателем и опирающихся на реальное, а не созданное путем давления президентских структур большинство. Конечно, сегодня трудно представить себе крах президентской формы правления на всем постсоветском пространстве - уж слишком уверенно чувствуют себя оставшиеся 11 общенародно избранных руководителей. Впрочем, и руководство Советского Союза в момент, когда Верховный Совет Эстонской ССР принял первую тогда на территории страны декларацию о суверенитете, также ощущало себя более чем уверенно...