Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Контурная карта < Вы здесь
Последний из счастливых дилетантов
Дата публикации:  23 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Анкаре от рака скончался 62-летний Абульфаз Эльчибей - человек, руководивший Азербайджаном не больше года, но оказавшийся достаточно яркой и неординарной личностью, чтобы оставить след в истории этой бывшей советской республики. Не случайно нынешний азербайджанский президент и наследник Абульфаза Эльчибея, Гейдар Алиев, которого предшественник беспощадно и нередко бездоказательно критиковал, счел необходимым выразить свое сожаление по поводу смерти Эльчибея и организовать ему пышные государственные похороны. Если нынешняя власть решила примириться с мертвым Эльчибеем - значит, миф о его национальных заслугах весьма важен для нее.

Яркая и неординарная личность - еще не значит способная к управлению. Эльчибей пришел к власти в Азербайджане на фоне эрозии режима первого президента республики Аяза Муталибова - эрозии, во многом обусловленной поражениями Азербайджана в войне за сохранение в его составе Нагорного Карабаха. Коммунистическая элита оказалась неспособной в этот момент адекватно реагировать на происходящее не только в Азербайджане, но и во всем Закавказье - так сформировались режимы Звиада Гамсахурдиа в Грузии и Левона Тер-Петросяна в Армении. Если вспомнить, что Эльчибей и Тер-Петросян - коллеги-филологи, а Звиад Гамсахурдиа - сын классика грузинской литературы Константине Гамсахурдиа, то становится очевидным, что власть в странах Закавказья в результате временного отступления коммунистических элит оказалась в руках выходцев из гуманитарной интеллигенции.

У Эльчибея был неплохой бэк-граунд: не просто председатель Азербайджанского Народного Фронта, но человек, отсидевший за свои убеждения в тюрьме, искренний приверженец азербайджанской национальной идеи и тюркского единства. Однако быстро оказалось, что идеологическая программа мало что означает в условиях воюющей страны. Эльчибей просто не мог стать сильным президентом в условиях возрастающего влияния азербайджанских военных, по существу - полевых командиров, проводивших самостоятельную политику и с презрением относившихся к новой элите Народного фронта. Кроме того, в родной Эльчибею Нахичевани уже собирала силы "новая старая" элита: в республику возвратился бывший первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиев. Поход на Баку полковника Сурета Гусейнова был предопределен смелыми и недальновидными планами азербайджанского президента вытеснить российские нефтяные компании из консорциума по разработке каспийской нефти (Алиев позже предпримет похожие шаги, но оставив возможности для компромисса и перестраховавшись). Однако тут и начинается самое интересное: не Сурет Гусейнов, а Гейдар Алиев, призванный Эльчибеем из Нахичевани, становится новым лидером страны - на первый взгляд, временным, на самом деле - постоянным. Гусейнов, рассчитывающий почему-то, что рано или поздно пожилой Алиев передаст ему власть, в конце концов оказывается вытесненным из азербайджанской политической жизни - вначале в изгнании в Москве, затем в тюрьме в Баку... Эльчибей же удаляется в свою родную деревню в Нахичевань: опытный Алиев вовсе не старается свести счеты с легитимным президентом республики, просто ожидая, когда в тиши сельского уединения пройдет время мандата предшественника. Эльчибей действительно возвращается в Баку только по истечении срока своего номинального президентства. Но он возвращается уже в другую страну - страну, где утвердилась власть Гейдара Алиева, а оппозиция может разве что критиковать всесильного президента. Он возвращается в другой регион: Грузией руководит бывший первый секретарь ЦК партии Эдуард Шеварднадзе, коллега Эльчибея. Невозмутимый Левон Тер-Петросян тоже вынужден отказаться от власти в пользу армянских военных, содействовавших избранию президентом бывшего лидера Карабаха Роберта Кочаряна... Хотя Эльчибей и собирался баллотироваться на пост президента на грядущих выборах, он вряд ли мог представлять серьезную угрозу для Гейдара Алиева. Номенклатура окончательно вернулась к власти и обрела себя на всем постсоветском пространстве. Сейчас даже странно вспомнить, что когда-то филолог Эльчибей мог приезжать в Москву с официальным визитом, встречаться с Борисом Ельциным и давать пресс-конференцию на азербайджанском языке!

Именно поэтому Эльчибей был - несмотря на всю его самостоятельность и критичность - живым доказательством того, что демократии в Азербайджане при Алиеве-президенте ничто не угрожает. Ведь если при Алиеве - первом секретаре - Эльчибея посадили в тюрьму, то при Алиеве-президенте лишь привлекли к ответственности, когда бывший президент обвинил нынешнего в содействии Курдской рабочей партии (КРП) Абдуллаха Одажалана. Но, если призадуматься, пропустить такое обвинение мимо ушей Алиев никак не мог: оно реально влияло на его отношения с Анкарой, тем более что выступил с ним политик, весьма уважаемый турецкой политической элитой (в связи со смертью Эльчибея премьер-министр Турции Бюлент Эджевит сказал о потере человека, любившего тюркский мир).

Скончавшийся Эльчибей будет напоминанием историческим: отношение к его смерти демонстрирует уважение власти к истории во всех ее противоречиях. Пускай Баку продолжает требовать от Москвы выдачи первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, обвиняющегося в заговоре против Алиева, зато второй президент страны Абульфаз Эльчибей похоронен с приличествующими почестями. Впрочем, уважение к человеку, являвшемуся еще недавно символом государства, действительно является свидетельством самоуважения государства. А для нас Эльчибей навсегда останется одним из символов недолгого исторического периода, позволявшего филологам командовать армиями...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виталий Портников, Изареску или Илиеску? /22.08/
Социологические опросы показывают: шансы победить Иона Илиеску у нынешнего премьер-министра есть, более того, Изареску скорее всего окажется фаворитом предстоящих выборов.
Виталий Портников, Алия Изетбегович: за два месяца до отставки /21.08/
Знаменитый балканский политик Алия Изетбегович заявил о намерении уйти в отставку 12 октября с должности члена президиума - коллективного трехчленного руководства Боснии.
Виталий Портников, Раскол в македонской "партии власти" /15.08/
Блок ВМРО-ДПМНЕ раскололся - из него выпала ВМРО. Вместе с символом.
Виталий Портников, Ни "Алека", ни "Болека": польские президенты не были стукачами /14.08/
Польская служба безопасности фабриковала агентов, не соблюдая при этом даже необходимых формальностей.
Алексей Греков, Второй фронт против России /14.08/
Пока Узбекистан и Киргизия разбираются с вновь оживившимися инсургентами, Россия наблюдает, не получится ли для нее из этого еще один "чеченский" фронт.
предыдущая в начало следующая
Виталий Портников
Виталий
ПОРТНИКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Контурная карта' на Subscribe.ru