Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Контурная карта < Вы здесь
Милан Джуканович против Воислава Коштуницы
Дата публикации:  10 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Эйфория по поводу неожиданно легкой победы сербской оппозиции над режимом Слободана Милошевича как-то мешает серьезнее отнестись к проблемам, с которыми придется столкнуться новому югославскому президенту. Воислав Коштуница скорее всего окажется "югославским Горбачевым" - во всяком случае в том, что касается сохранения союзного с Черногорией государства. Не случайно он называет урегулирование отношений с Черногорией одной из первых своих задач и уже распорядился отменить экономическую блокаду республики, введенную режимом Милошевича. Парадокс сложившейся ситуации как раз в том, что проблема Черногории вряд ли сможет быть решена иначе, чем разводом Сербии и Черногории. Как и его посткоммунистический предшественник Слободан Милошевич, Воислав Коштуница пытается путем издания новых законов и распоряжений остановить объективные исторические процессы.

Начнем с того, что Союзная Республика Югославия - по своей сути искусственное государство. К моменту распада СФРЮ в каждой из союзных республик этого государства, включая Черногорию, сформировалась собственная элита, далекая по своим интересам от элиты Белграда и Сербии. Слободан Милошевич хорошо понимал это и потому, чтобы упредить события и не лишиться в будущем столь необходимого для воюющей страны выхода в море, организовал в Черногории настоящую революцию, в ходе которой партийно-государственное руководство республики было свергнуто и заменено ставленниками Милошевича - президентом Момиром Булатовичем и премьером Мило Джукановичем. Однако элита-то никуда не исчезла! Уже Булатовичу пришлось считаться с ее интересами, пытаться проводить самостоятельную внешнюю политику, создавать собственные внешнеполитическое и оборонное ведомства. Одержав победу над Булатовичем в борьбе за власть, Мило Джуканович взял курс на отделение от СРЮ. Запад поддерживал этот курс, считая, что черногорское поведение является неплохим примером для Сербии.

Теперь Запад по крайней мере некоторое время не будет поддерживать отделение Черногории. Но Джукановича это будет волновать примерно так же, как украинских парламентариев в 1991-м пожелание президента США Джорджа Буша не выходить из СССР и поддержать Горбачева. Процесс пошел: в отличие от сербской оппозиции черногорское руководство изначально не соглашалось с новыми правилами проведения президентских выборов в СРЮ, ущемляющими, по их мнению, интересы республики. Черногорское руководство считало нелегитимным парламент, принявший эти изменения в конституции, подчеркивая, что у него не вызывает доверия сам состав парламента. В Скупщине СРЮ Черногорию представляла партия главного оппонента Джукановича - бывшего черногорского президента и нынешнего югославского премьера Момира Булатовича. Когда полномочия депутатов от Черногории закончились, а новых избрать было невозможно, полномочия депутатов были продлены... В новой Скупщине Черногорию вновь представляют активисты именно этой партии, так как все остальные черногорские организации бойкотировали выборы президента и парламента СРЮ как проходившие с вопиющими нарушениями законодательства. Но на избирательные участки в Черногории пришло всего 23% зарегистрированных в республике избирателей - практически все они высказались за Социалистическую народную партию Момира Булатовича и кандидата в президенты Слободана Милошевича. Сербскую оппозицию и Воислава Коштуницу в Черногории не поддержал никто.

Кстати, Вук Драшкович, выглядящий сейчас, после поражения его партии на парламентских выборах и позорного выступления ее кандидата на президентских, настоящим политическим банкротом, вовремя понял опасность, возникшую для будущего СРЮ, и попытался увязать позицию черногорского руководства по бойкоту выборов с позицией сербской оппозиции. Ничего не получилось. Черногорцы были вполне заинтересованы в том, чтобы сербская оппозиция участвовала в нелегитимных выборах, скомпрометировав себя перед той частью черногорского электората, которая придерживается демократических позиций. Оппозиция питала иллюзии, что после ее прихода к власти проблема решится сама собой. И просчиталась.

В Черногории ее сторонников не оказалось. Зато сторонников бойкота выборов - предостаточно. После прихода к власти Воислава Коштуницы президент Черногории Мило Джуканович на встрече с жителями города Никшич отметил, что для Черногории союзные выборы были нелегитимными и нелегитимным будет любое союзное правительство. Он заявил, что считает Воислава Коштуницу не президентом союзного государства, а исключительно лидером демократических сил Сербии. Кстати, в Белград на инаугурацию Воислава Коштуницы черногорского президента и других руководителей республики даже не пригласили...

В Подгорицу для решения спорных вопросов прибывает руководитель избирательной кампании Коштуницы, бывший мэр Белграда Зоран Джинджич. Джинджича считают личным другом Джукановича. Но на этот раз ему придется убедиться, насколько разошлись его интересы с интересами черногорского президента.

У черногорской элиты появился шанс провозгласить независимость своего государства без военного столкновения с Сербией. Коштуница вряд ли пошлет в Черногорию войска, чтобы противостоять ее отделению, если оно будет поддержано референдумом. Черногорские руководители сейчас усиленно стараются убедить население, что СРЮ уже не существует. В СМИ Черногории эту страну называют исключительно "так называемая СРЮ". В этой ситуации Коштунице нужно было бы не уговаривать Джукановича изменить решение, а брать власть в Сербии. Кстати, именно это ему и советует сделать черногорский президент. На встрече в Никшиче Мило Джуканович отметил, что выборы продемонстрировали новую политическую ситуацию в Сербии и Коштуница должен был бы добиться досрочных парламентских и президентских выборов в этой республике.

Но новый президент СРЮ вряд ли прислушается к этому совету. А присоединить Черногорию силой тоже не сможет... Вот и будет маяться, пока объективно сложившаяся политическая ситуация не поможет ему признать черногорскую независимость. Только президентом Сербии к этому моменту может быть уже не напуганный соратник Милошевича Милан Милутинович, а другой человек, не собирающийся делиться властью с президентом фактически не существующей Югославии...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виталий Портников, Либерал против посткоммуниста /05.10/
То бишь, Анджей Олеховский против Александра Квасьневского. Олеховский хорош собою и нравится студентам, хотя и проигрывает в общем зачете.
Виталий Портников, Варианты для Югославии /04.10/
Что будет, если Коштуница победит Милошевича, и чего не будет, если Милошевич победит Коштуницу.
Виталий Портников, Словацкого Макашова будут судить /04.10/
В отличие от российского Макашова. Правда, высказался он о цыганах, а не о евреях.
Виталий Портников, Новый министр - это хорошо забытый старый /02.10/
Зато есть гарантия, что Украина не станет с Россией на "ты".
Виталий Портников, Конец двухпартийной Литвы /28.09/
Скоро там выборы. Пока впереди Паулаускас, за ним - Бразаускас, а третьим - Паксас.
предыдущая в начало следующая
Виталий Портников
Виталий
ПОРТНИКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Контурная карта' на Subscribe.ru