Русский Журнал / Политика / Контурная карта
www.russ.ru/politics/kontur/20001201_port.html

Минск безразличных
Виталий Портников

Дата публикации:  1 Декабря 2000

Накануне каждого саммита СНГ наблюдатели привычно констатируют, что в существовании Содружества не происходит никаких новостей, что президенты просто используют СНГ для выяснения отношений между собой и вряд ли стоит ждать от Содружества каких-либо кардинальных изменений... Именно потому, что подобные мысли высказываются уже почти десять лет, Содружеству можно обещать долгую жизнь: оно больше никому не мешает. Это в начале своего существования в Киеве или Ташкенте всерьез опасались, что Москва захочет превратить СНГ в некое подобие Советского Союза - и потому каждый саммит превращался в схватку между приверженцами интеграции по-московски или дезинтеграции по-киевски... Уже с избранием президентом Украины Леонида Кучмы драматизм этой схватки, во многом определявшийся взаимной антипатией Бориса Ельцина и Леонида Кравчука, первого украинского президента, несколько поутих. Киев больше не протестовал, но ни к чему и не присоединялся. Понемногу группа неприсоединяющихся оформилась в ГУУАМ - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия соглашаются с интеграционными инициативами лишь тогда, когда они не противоречат их сиюминутным интересам и - не все вместе... Плюс-минус нейтральный Туркменистан, который вообще никогда ни к чему не присоединяется... Россия ограничила свои интеграционные амбиции тем, что она может "переварить" хотя бы политически, - так появились Евразийское экономическое сообщество России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана и - уже - российско-белорусские интеграционные структуры, которые переименовывают так часто, что уже сами президенты не понимают, на заседании высшего совета чего именно они находятся...

Таким образом, СНГ окончательно превратилось в организацию, сочетающую в себе две группировки с совершенно различным представлением о происходящем и о перспективах постсоюзной интеграции. При этом даже в самих этих группировках существуют весьма серьезные противоречия и нередко концептуальные отступления от общей концепции. Узбекистан в момент усиления исламистов на своих границах не только улучшил отношения с Москвой, но сделал даже определенные жесты в сторону "интеграционной пятерки". При этом можно со всей уверенностью предсказать, что эти жесты могут повторяться всякий раз, когда над режимом Ислама Каримова будут сгущаться тучи. Вместе с тем руководство Казахстана - во всяком случае, до тех пор, пока президентом этой страны является Нурсултан Назарбаев - будет идти в российском фарватере только тогда, когда это удобно Астане. Не будем забывать и о традиционных разногласиях между республиками Центральной Азии и их лидерами. Соперничество между Казахстаном и Узбекистаном √ читай, между Назарбаевым и Каримовым - за лидерство в регионе, всегда двойственная позиция руководства Киргизии по поводу региональных конфликтов и не проясненная до конца позиция таджикского руководства, еще более "замутившаяся" после того, как Эмомали Рахмонову удалось примириться с частью оппозиции - все это делает весьма условными и интеграцию, и экономическое сотрудничество. Россия де-факто признала это, решив выйти из Бишкекских соглашений - то есть того единственного документа, который еще позволял ощущать СНГ "бывшим Советским Союзом" и передвигаться по всему его пространству всем жителям бывших советских республик. Так что со временем может оказаться так, что между особо активными сторонниками интеграции и Россией визовый режим будет, а между Россией и Украиной так и продолжит действовать договор о безвизовом обмене - так как договор этот не между двумя политическими образованиями, а между двумя достаточно близкими цивилизационными системами...

А интеграционное сотрудничество между Россией и Белоруссией! В день, когда президенты России и Белоруссии говорили о будущей общей валюте, президенты России и Украины говорили о долгах. Все так, но если вы - московский журналист и хотите получить комментарий в Минске, вам приходится пользоваться международной связью и набирать "десятку", будто вы звоните куда-нибудь на Гавайи. А в Киев? А в Киев - как в Орел или Ярославль...Тем, кто сошлется на особенности технологий, посоветую съездить в Киев - с Украины и в Россию, и в Белоруссию никакой "десятки" набирать не нужно... Эпизод? Конечно. Но, с другой стороны, зачем уже после создания российско-белорусского союзного государства Белоруссия стала для россиян телефонным "дальним зарубежьем"?

Страны СНГ не могут сделать ни одного шага назад и ни одного шага назад по направлению друг к другу еще и потому, что - несмотря на все интеграционные или дезинтеграционные ориентиры, несмотря на то, что одни во всем винят Запад, а другие говорят о готовности интегрироваться в Европу и многовекторной внешней политике - все это очень похожие общества. Общества с богатой элитой и нищим населением, недореформированной элитой, отсутствием структурированного гражданского общества, особой ролью первого лица и силовых структур... Накануне саммита президент Белоруссии отправил в отставку силовиков, недовольный тем, что не расследуются громкие дела о похищении известных политиков и журналистов, а президент Украины, пришедший к власти, между прочим, чуть ли не в один день с президентом Белоруссии, отправился в Минск на фоне скандала с обнародованием записей якобы своих разговоров, касающихся судьбы пропавшего журналиста Георгия Гонгадзе... Такие разные политики, как будто бы разные страны, очевидно различное отношение Запада и непохожая внешняя политика... Только сюжет один... И этот сюжет тоже доказывает, что странам СНГ никуда друг от друга пока не деться.

Они и не собираются. Потому и саммиты теперь проходят гладко - ввиду их бессмысленности и равнодушия основных участников. Скандалы теперь бывают только на двусторонних встречах, но они и так бы случились, приедь тот или иной коллега в гости к Путину. Так что лучше уж пусть все происходит сразу и в кулуарах самого дружественного в мире саммита скучающих президентов...

Минск