Русский Журнал / Политика / Контурная карта
www.russ.ru/politics/kontur/20010202.html

Мило Джуканович в Вашингтоне
Виталий Портников

Дата публикации:  2 Февраля 2001

Президент Черногории Мило Джуканович приглашен в Вашингтон на встречу с новым американским президентом и его сотрудниками. Приглашение, поступившее из Соединенных Штатов, весьма показательно: по нему во многом можно судить, какое будущее ждет Югославию. Или, проще говоря, у Югославии нет никакого будущего.

...Не знаю, будут ли через несколько лет сожалеть об СРЮ - все-таки новая Югославия, в отличие от СФРЮ, была образованием достаточно эклектичным, обрубком исчезнувшей с политической карты балканской державы, унаследовавшим ее федеративное устройство. Режим Милошевича, вероятно, вполне искренне считал, что явно не стремившиеся к отделению от СФРЮ политические элиты Боснии и Герцеговины и Македонии также согласятся на участие в этой сокращенной Югославии без словенцев и хорватов. Однако в Сараево и Скопье попросту испугались нарушения сложившегося в годы СФРЮ баланса сил между республиками. Черногория же осталась в союзе с Сербией по одной причине: в преддверии суверенизационных процессов руководство Сербии устроило в Титограде (затем - Подгорица) настоящий переворот, в результате которого к власти пришли ставленники Милошевича - президент, а затем последний югославский премьер эпохи Милошевича Момир Булатович и премьер, а затем президент Черногории Мило Джуканович. Но этим переворотом Белграду удалось лишь приостановить развитие суверенизационных процессов в Черногории. Со временем Мило Джуканович, недавний союзник Милошевича, стал фигурой, способной привести республику к независимости путем малых шагов. Сегодня Черногория фактически так же независима от СРЮ, как, допустим, Словения от СФРЮ накануне провозглашения государственности. У нее собственная политическая элита, собственная валюта, собственная милиция, способная стать регулярной армией, собственная таможенная и пограничная службы, закамуфлированные под соответствующие подразделения республиканского МВД, собственное министерство иностранных дел... Если даже во времена Милошевича нынешний премьер Сербии Зоран Джинджич и другие лидеры сербской оппозиции прятались от режима на дачах на черногорской Адриатике - то нужно ли к этому что-то добавлять? Конечно, Милошевич мог помешать черногорской суверенизации, направив в мятежную республику войска. Но Коштуница никогда не пойдет на подобный шаг; тем более, что у него еще есть все возможности стать президентом Сербии - и стоит ли доверять армии столь успешно начавшуюся политическую карьеру? Именно поэтому провозглашение независимости Черногории - всего лишь вопрос времени. Появлению нового старого государства на Балканах (как известно, независимое Черногорское княжество существовало еще тогда, когда Сербия была частью Османской империи) могло бы воспрепятствовать лишь негативное отношение Запада. Но, судя по тому, что Мило Джуканович стал чуть ли не первым иностранным лидером, посещающим Вашингтон после инаугурации Буша (он опережает даже традиционно первого "главного союзника" - премьер-министра Соединенного королевства), Запад не будет выступать против суверенизации Черногории. Единственное, что может беспокоить Вашингтон, - это возможность внутреннего конфликта в самой Черногории. Но как раз накануне отъезда Джукановича в США произошло событие, продемонстрировавшее, что суверенизация республики может значительно упроститься.

На протяжении последних 10 лет в Черногории было два сильных лидера - Момир Булатович и Мило Джуканович. Первый был президентом республики, лидером правящей посткоммунистической Демократической партии социалистов, второй - премьером и вице-председателем партии. Однако затем между Булатовичем и Джукановичем, придерживавшихся во многом сходных взглядов на медленную суверенизацию республики, начинается борьба за власть. Проигрывая, Булатович бросается за помощью к Милошевичу и становится яростным поборником единства СРЮ, а Джуканович остается на прежних позициях. Черногорская элита, однако, больше не оглядывается на Белград: Джуканович становится главой партии и президентом республики. За Булатовичем из партии уходят его сторонники, создавшие Социалистическую народную партию Черногории. Сам экс-президент уезжает в Белград и становится премьер-министром СРЮ. Его партия остается второй партией Черногории, и сторонники единства СРЮ голосуют за нее - просто потому, что ДПС и другие ведущие партии Черногории в федеральных выборах не участвуют. После поражения Милошевича Булатович уходит в отставку с поста премьера, но сохраняет за собой пост лидера партии. Партии, кстати, создавшей вместе с недавними оппозиционерами правящую коалицию: новое правительство СРЮ возглавил заместитель Булатовича по партии Зоран Жижич... И вот теперь руководство СНП приняло решение о смещении Момира Булатовича с поста председателя партии. СНП на грани раскола. Ее здравомыслящее крыло будет, вероятно, предпринимать попытки, чтобы сохраниться в качестве одной из сильнейших партий и в независимой Черногории. Ведь, в отличие от Коштуницы, премьер-министру СРЮ Зорану Жижичу и другим соратникам Момира Булатовича в случае отделения Черногории в Белграде ничего не светит. И даже они понемногу перестают быть югославскими политиками и спешно перелицовываются в черногорских - впрочем, все это мы наблюдали в 1991 году, когда союзная элита спешно становилась российской, а "варяги" из других республик неожиданно меняли партбилеты на должности послов в России... В истории редко случается что-нибудь действительно новое...