Русский Журнал / Политика / Маргиналь
www.russ.ru/politics/marginal/20000327_str.html

Национал. Большевистская. Партия. В поисках синтеза
Валерий Строев

Дата публикации:  24 Марта 2000
Синтез или эклектика...

"В революционную эпоху шансы проекта на власть зависят от качества его интеллектуальной и художественной проработки. Отсюда следует не цинический вывод об условности текстов и маргинальности интеллектуалов, а наоборот, патетическое утверждение их роли и ответственности".
Александр Эткинд

"Идеология - мозговой дефект. Миф создает революцию, а не теоретический треп. Революция - превосходство действия над теоретизированием".
Эбби Хофманн

Попытайтесь мысленно сопоставить эти два утверждения и на их основе выработать модель политического объединения-партии. Прикиньте примерную структуру, программные документы, основные лозунги и декларации, образ партийца. Получится социально активный интеллектуал, способный на прямое действие - выпуск газеты, организацию пикета, теракт.

А теперь откройте программные документы Национал-Большевистской партии и сверяйте с тем, что у вас получилось:

"Самообразование - постоянный фон борьбы. Активный независимый интеллектуал - самый продуктивный тип. Все, что касается традиционных верований, политической истории, экономической теории, современного искусcтва - должно быть вам хорошо известно".
("НБП. Программные документы", стр.36)

"Надо лезть повсюду. Подключаться к рабочему движению, к перекрытию магистралей, шоссе, оккупации заводов, к выступлениям в регионах, к каждому митингу. Использовать терроризм, если не остается никаких других способов политической борьбы".
("Н.Б.П. Программные документы", стр.40-41)

Таким же образом поступили люди, взявшие на себя ответственность создать современную радикальную партию на основе идеологического синтеза, учитывающего досадные просчеты, приведшие к провалу как большевиков, так и фашистов, мистиков, авангардистов, анархистов, идеалистов и романтиков от истории.

Сочетание несочетаемого, парадоксальные формулы абсолютного счастья и абсолютной победы, выведенные на основе анализа прошлых побед и ошибок. Выжимка Абсолютного, сухой остаток. Именно это было взято для закладки в основание Новой партии. Партии новейшего типа.

Идея создания партии, инструмента идеологической реализации, возникла одновременно у двух людей, чьи пути, а впоследствии и интересы пересеклись вряд ли случайно. Теоретик Консервативной Революции, философ, традиционалист, служитель Абсолюта Александр Гельевич Дугин, разработчик нового парадоксального взгляда на революцию, монархию, поэзию, историю религий. И участник пяти войн, начиная от Славонии, далее Босния, Книнская Краина, Приднестровье - и заканчивая Абхазией, защитник Верховного Совета (10.93), всемирно известный писатель Эдуард Лимонов (Савенко), избравший героический путь воина, солдата удачи, впитавший в себя образы самурая Юкио Мисимы и тотального пессимиста Луи Ф. Селина. Подобный союз по определению не мог стать холостым зарядом. Спектрально наполненная комбинация разразилась невиданным ранее образованием, "партией вселенской весны и радикального обновления", как называли ее сами создатели. Ничего подобного в России никогда не было. Чем же на самом деле был наполнен сосуд, обладающий столь пафосными формами и характеристиками?

Новое дело золотой зари

За основу была взята идеология, до сих пор мало известная в России - Национал-Большевизм. Для многих уже только это словосочетание казалось чудовищной глупостью и нелепостью. Сочетание несочетаемого? Центральным апологетом Национал-Большевизма в современной России является именно Александр Дугин. Но это отнюдь не его Trade Mark. До этого были сменовеховцы, Русские Евразийцы, немецкие консервативные революционеры, Европейские традиционалисты и далее в глубь веков. Суть Национал-Большевизма - священный союз объективного. Идеологически это можно обозначить как синтез левой экономической составляющей (социальная справедливость, общественная собственность, коллективный труд) и правой политической (торжество духа над материей, религиозность, имперскость, диктат традиции). Фактически понятие Национал-Большевизма значительно шире - многоуровневое понятие, некий мировоззренческий код торжества объективного над субъективным, универсализации абсолютного, призма, сквозь которую рассматривается все, от политических партий и религиозных конфессий до художественных жанров, произведений искусства, бытовой психологии. Национал-большевизм - полностью законченное, абсолютное мировозрение. Идеалисты всех мастей нашли наконец свою универсальную доктрину.

Партия новейшего типа

Национал-Большевистская Партия изначально была объявлена партией радикальной государственности и приоритета нации над всем остальным. Основной целью провозглашалось не только возродить великую Россию, но и создать великую Евразийскую Империю от Владивостока до Гибралтара. Установление общества социальной справедливости, но и максимальной духовной свободы. Политические программные установки обычным образом переплетались с утопическими: "...мы создадим всем райские условия существования. Ощетинимся ракетами на противников, а сами разобьем сады и фонтаны, населим города и леса Родины счастливым новым человечеством. В парках и ручьях будут резвиться кентавры и наяды, бродить фавны и боги. Новая национальная наука откроет перед Русскими небывалые великолепные миры".

Формально датой образования НБП можно считать 28 ноября 1994 года, день выхода в свет первого номера газеты "Лимонка", хотя перед этим уже был "Национал-Большевистский фронт", предшественником которого в свою очередь были: "Национал-радикальная партия" Лимонова (наиболее радикально настроенная часть, отколовшаяся от ЛДПР) и историко-религиозная ассоциация "Арктогея" Александра Дугина. К тому времени Дугин уже издавал свой журнал "Элементы" и альманах "Милый Ангел". Социальной базой НБП стала молодежь, уже не заставшая позднесоветский маразм, но еще не попавшая в паутину западных рыночных реформ. В основном это были старшеклассники и студенты вузов. С первых же дней существования партия стала притягивать к себе всю парадоксально мыслящую молодежную элиту, радикалов и интеллектуалов всех мастей. Особенностями, отличавшими НБП от всех других партий, можно назвать: абсолютное сочетание как левого, так и правого во всех их проявлениях; совершенно индифферентное отношение к еврейскому вопросу; полное идеологическое обоснование радикализма во всех его проявлениях, вплоть до прямого хулиганства (очень тонкий момент; любая выходка подкреплялась серьезной идеологической выкладкой, что порой давало ощущение некоторой избранности, принадлежности к особой касте, где ничто не происходило просто так; все имело свой особый смысл и полное оправдание); серьезный культурный эквивалент. На этом стоит остановиться особо. Культурный эквивалент - одна из основных составляющих НБП. В первый состав помимо Лимонова и Дугина вошли: лидер Национал-коммунистической рок-группы "Гражданская оборона" Егор Летов, культовый в молодежной среде персонаж, сформировавший за годы перестройки целый культурный пласт и армию фанатов. Вадим Степанцов, руководитель "Ордена куртуазных маньеристов", лидер рок-группы "Бахыт компот"; Сергей Троицкий (Паук), лидер трэш-группы "Коррозия металла", руководитель КТР (Корпорация Тяжелого Рока, позднее переименованная в Корпорацию Транспортных Рабочих); Владимир Селиванов (Минские "Красные звезды"); певица Наталья Медведева, ритуальная перформанс-группа "Север"; художники Александр Лебедев-Фронтов, Михаил Рошняк и т.д.
Позднее одним из ярчайших и последовательных апологетов НБП стал еще один культовый персонаж - ленинградский музыкант и композитор Сергей Курехин. Питерская предвыборная кампания Дугина 1995 г. в Госдуму, проведенная совместно с С.Курехиным, превратилась в одну сплошную художественную акцию.

Столь широкий спектр деятелей культуры и искусства день за днем притягивал к себе столь же широкий спектр сторонников. Вскоре основной состав партии наполнили высоко интеллектуальные, культурно и художественно развитые личности, учащиеся престижных вузов, владеющие иностранными языками и компьютерной грамотностью, высоко эрудированная молодежь, облачившаяся в черные одежды и тяжелые кованые ботинки, открыто и не безосновательно объявившая себя новой контрэлитой России. В НБП стали вливаться более мелкие как правые, так и левые движения, такие как Питерская Революционная группа "Рабочая Борьба", анархо-синдикалистский "Фиолетовый Интернационал", лидер которого Алексей Цветков, идеолог лево-анархистского движения, впоследствии стал ключевой фигурой как в партии, так и в газете "Лимонка". Ежедневно партия пополнялась десятками новых членов. То были и скинхеды, и футбольные фанаты, панки, представители рок-тусовок, анархисты, фанаты Егора Летова и Паука, которые с этого момента становились причастными к общему делу, к абсолютно новой, очень модной и в то же время очень серьезной, ставящей перед собой непостижимые и в то же время вполне реальные задачи партии.

Визуально яркие, привлекающие к себе внимание шествия, пикеты и митинги, разительно отличавшие НБП от всех других партий, чередовались с лекциями Дугина о метафизике, выставками, концертами, поэтическими вечерами и перформансами, устраиваемыми партийными активистами. Все это создавало ярчайший фон. Акцент ставился на привлечение таким образом праздношатающейся, скучающей молодежи, не имеющей привлекательной возможности полноценно, с пользой дела выплеснуть заряд эмоций, агрессии, ненависти. НБП же в свою очередь предлагала всем желающим яркую судьбу, насыщенную красочную жизнь и будоражащую воображение героическую смерть во имя России.

Будни партстроительства. Вскрытие противоречий

Парадоксальное мышление лидеров НБП с первых дней существования партии заставило их на некоторое время увлечься реализацией не выполнимой в условиях российской политической статики задачи. Речь идет о попытке создать единый Фронт Радикальной Революционной оппозиции путем объединения "Трудовой России" Анпилова и РНЕ Баркашова, предпринятой Лимоновым и Дугиным в конце 94-го года. Но глубинные идеологические противоречия, заложенные в фундаменты этих партий, неснимаемый политический антагонизм и заскорузлость мышления лидеров сорвали реализацию этого безумного, в хорошем смысле этого слова, политического проекта. Это еще раз укрепило уверенность Дугина/Лимонова в правильности создания собственной партии по образу и подобию своему.

Основной задачей первого этапа становления партии стало создание и расширение сферы влияния партийного печатного органа - газеты "Лимонка". Сама по себе газета - предмет и тема для отдельного материала. Отметить стоит лишь то, что основными авторами газеты стали апостолы политической и художественной контрэлиты, что парадоксально сочеталось с нарочитой маргинальностью и брутальностью первых ее номеров. За счет личных связей Лимонова газету сразу взяла на распространение крупнейшая компания, торгующая прессой, что позволило избежать обычной для вновь появляющихся изданий пробуксовки распространения на первых номерах.

Далее была первая реально-политическая обкатка партии - участие в парламентских выборах 1995 года. Кандидатура Лимонова была выставлена в Москве, Дугина - в Питере. Активисты честно взялись за сбор подписей и регистрацию кандидатов. Лимонов лично выступил в сотнях библиотек, клубов, детских садов и кинотеатров своего округа. Дугин провел массу пресс-конференций, концертов, организовал десятки выставок. Были расклеены тысячи листовок, но некая политическая наивность, отсутствие необходимого опыта и цинизма не дали выиграть выборы. Первое поражение.

Начало 1996 года. Общее оживление по поводу президентских выборов. Лимонов и Дугин участвуют в конференции радикальных националистических партий в Санкт-Петербурге. 11 февраля создается Координационный Совет Радикальных Националистических Партий (КСРНП), куда входят осколки НРПР (Национал-Республиканская Партия В.Лысенко) во главе с отколовшимся Беляевым, несколько осколков РНЕ во главе не понятно с кем, ННП (Народно-Национальная Партия) Иванова-Сухаревского и десятки мелких правых партий и групп. В отношении КСРНП Дугин скептичен (адекватен?). Лимонов серьезен (наивен?). Решается вопрос о поддержке одного из кандидатов в президенты. Раздаются громкие голоса в поддержку Зюганова. И тут происходит невероятное. Дугину, намедни потерпевшему поражение на парламентских выборах в своем округе, удается убедить всех в необходимости поддержки кандидата Ельцина. Доводы приводятся самые разные, основной - сохранение статус-кво в стране как необходимое условие для развития и укрепления радикальных партий (в случае победы Зюганова возможный запрет подобных партий). Все ведутся. Дугин спасает таким образом репутацию Зюганова, отговаривает Лимонова от вхождения в КСРНП. Тот не слушает. Решение принимается. Лимонов озвучивает его перед десятками телекамер.

Последствия для НБП катастрофичны и ужасны. Незамедлительная реакция патриотов. Тысячи проклятий в адрес НБП и КСРНП. Распространители бойкотируют "Лимонку", тираж падает с 9 тысяч экземпляров до 5. Телефон штаба разрывается. Дугин дистанцируется от КСРНП и тем самым от Лимонова. Администрация Ельцина высказывает полную непричастность к подобному решению и тоже дистанцируется. Тогда же Егор Летов, человек номер четыре в партии, объявляет о своем выходе из партии, называя Лимонова предателем. Ситуация плачевная. Газета (33-й номер) кучами свалена в бункере НБП и не продается совсем. 23 февраля актив партии выходит продавать газету. Это шок. В адрес людей с "Лимонкой" сыпятся тысячи проклятий, нецензурная брань, плевки: "Ваш Эдичка - лимонно-голубой", "Жидам продались - суки", "Ельцинские выродки, твари". Страшное моральное унижение. Состояние подавленное. Все же удается продать некоторую часть газеты.

Лимонов пытается спасти положение, созывает совет КСРНП, на котором принимается решение поддержать совершенно нового, своего кандидата. Выбирается кандидатура штангиста - патриота Юрия Власова. Дугин резко против. Начинается кампания по выдвижению Юрия Власова. Тот на поверку оказывается "узколобым" правым - увидев в "Лимонке" материал "Наш Ленин", перестает отвечать на звонки Лимонова, не является на устроенную Лимоновым в "Рэдиссон-Славянской" пресс-конференцию. Ведет себя крайне неприлично по отношению к Лимонову, который, пользуясь личными связями, достал для Власова 50 млн. рублей на сбор подписей. Выборы, естественно, проигрывает. Инцидент постепенно забывается. Дугин возвращается к активной работе.

1997 год. Резкий подъем, партия растет и крепнет с каждым днем. Проводятся десятки акций. Совместное с "Трудовой Россией" и "Союзом офицеров" Станислава Терехова шествие и Вахта Памяти у стен Белого дома в ночь с 3-го на 4-е октября. Анпилов, Терехов, Лимонов уединяются и, вернувшись, сообщают всем о создании блока, в который изначально войдут НБП, "Трудовая Россия" и "Союз Офицеров". Дугин всецело приветствует это решение.

На следующий день проводится совместная пресс-конференция, где журналистам сообщается о создании под предстоящие парламентские выборы 1999 года избирательного блока "Национальный Фронт Трудового Народа, Армии и Молодежи" (ФТН). Отныне все акции, пикеты, шествия, митинги - вместе. С этого момента ФТН - только отдельно от КПРФ и НПСР. Таким образом ФТН подчеркивает свою радикальность и несогласие с компромиссной по отношению к режиму, примиренческой позицией зюгановских патриотов. Дугин посвящает ФТН материал в каждой "Лимонке". Основная идея: ФТН - единственный вариант, последний шанс для тех, кто ненавидит ельцинский режим, но уже не верит коммунистам КПРФ. Появляется этапная программная статья Дугина "Просто Большевизм" в "Лимонке".

Ощущается атмосфера всеобщего подъема и воодушевления. НБП еженедельно наращивает число членов партии и региональных отделений, стремясь к выборам получить общероссийский статус. Идет массовый прием в партию.

Раскол

1666 год. Патриарх Никон резко нарушает гармонию властей и объявляет начало церковной обрядовой реформы и книжной справы. Переписываются церковные книги. Собор 1666-67 годов. Переход Руси от православной модели эсхатологического царства к светской империи европейского, западного образца. Основная масса населения России, наследники православной веры - резко не согласны. Происходит насильственное насаждение новых обрядов и служб. Миллионные жертвы. Православная церковь раскалывается на "никониан", сторонников церковных реформ патриарха Никона, и старообрядцев, ревнителей старой, истиной православной веры, хранителей древлего благочестия.

Конец 1997 года. Дугин знакомится с представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви. В "Лимонке", а также в других изданиях выходит цикл статей Дугина, посвященных старообрядчеству. Наиболее интеллектуально развитая часть НБП заражается увлечением Дугина старообрядчеством. Довольно неожиданный оборот. В НБП становится модным (до истиной веры, религиозного подвига еще пока далеко) носить старорусские черные рубашки с поясом, отращивать бороды, соблюдать православные посты. Некоторые ушли по этому пути достаточно далеко. Один из активистов НБП того времени ныне является наставником в старообрядческой церкви в г. Казани, очень жесткого, беспоповского согласия. Появляются лозунги: "Ленин, Сталин, Аввакум...", "Москва - Третий Рим", часто скандируемые во время шествий и митингов. Заявление "Мы монахи-большевики" становится новой самохарактеристикой людей с флагами Национал-Большевистской партии, одетых в черные старообрядческие рубахи и с бородами. Лимонов настроен сдержанно-неприязненно. Отпускает колкости и смешки в сторону Дугина и его нового "увлечения".

Именно в этот период вскрывается фактор, считавшийся доселе малозначительным. А именно то, что вначале становления партии большинство людей приходило "под Лимонова". Лимонов - общеизвестная фигура, практически мирового масштаба, яркая, героическая личность, притягивающая молодежь. В последнее же время все большее количество людей стало приходить в партию "на Дугина". Дугинские тексты стали широко публиковаться в таких крупных газетах, как "Завтра", НГ и др., а радиопрограмма FINIS MUNDI, записываемая совместно с популярным ведущим радиопередачи "Трансильвания беспокоит" Георгием Осиповым (граф Хортица), стала общепризнанным бестселлером у интеллектуалов в FM-диапазоне. Таким образом в НБП сформировалась очень сильная продугинская группировка интеллектуальной и высокоразвитой молодежи. В связи с этим в партии образовался некий зародыш фракционизма.

Старая лимоновская гвардия презрительно высказывалась в отношении большинства дугинских текстов, выходящих в "Лимонке", и уничижительно комментировала вновь выходящие книги Дугина. Высмеиванию с их стороны подвергались и контакты со старообрядцами. В то же время т.н. "дугинская" молодежь с каждым днем все более усиливала свои позиции, занимая руководящие посты и прибирая власть внутри партии в свои руки. Фракционизм принимал все более отчетливые очертания. Назревал внутрипартийный кризис.

"Гром грянул" после выхода в 88-м номере "Лимонки" статьи Александра Дугина "Диакрисис", которая взбесила некоторую, наиболее одиозную, часть старой лимоновской гвардии. Но последней каплей стала небольшая заметка Дугина в рубрике "Как надо понимать...", посвященная псалмам и заканчивающаяся словами: "...чтение псалмов должно стать главным развлечением национал-большевика. Не то что шахматы, гантеля, пивко и культурный отдых юных дегенератов". Именно в этих строках кое-кто увидел себя. Проассоциировав себя с каждым из перечисленных пороков и "приняв на грудь", четверо молодых людей отправились к Лимонову с жалобой на нехорошего Дугина, который "...ни за что, практически, обидел нормальных простых, чисто, пацанов...". Странной и неадекватной (а может, и вполне предсказуемой) была реакция Лимонова. Вместо того чтобы отправить обиженных куда подальше или попросту спустить инцидент "на тормозах", он позвонил Дугину и высказал от своего лица претензию относительно его, дугинского, неправильного поведения, сославшись на недовольство четверки. Реакция Дугина на столь дикий выпад была вполне предсказуема. Он потребовал незамедлительно исключить четверку нахалов (получивших впоследствии название "Шахматная фракция") из партии. В противном случае он, Дугин, считает для себя невозможным продолжать свою работу в партии, где не соблюдаются элементарные нормы приличия и уважения к авторитетам со стороны агрессивных посредственностей. Лимонов в ответ прореагировал фразой: "Я своих ребят не сдаю". Учитывая темперамент Александра Гельевича, это фактически означало конец сотрудничества между Лимоновым и Дугиным. Кризис двоевластия (хотя Дугин никогда не претендовал на властные полномочия в НБП, а имел скорее власть духовную, власть гуру) разрешился не самым лучшим образом. В срочном порядке Дугин созывает внеочередное партсобрание своих сторонников, где объявляет о прекращении сотрудничества с Лимоновым. В ответ Лимонов собирает общепартийное собрание, где в свою очередь сообщает о переструктурировании партии и назначает политсовет из семерых самых преданных ему людей, в обязанность которого вменяется решение всех основных вопросов. На следующий день вновь назначенный политсовет обращается к Лимонову с бумагой, в которой был предложен компромиссный вариант разрешения конфликта. Дабы предотвратить раскол партии, предлагалось исключить двоих из "Шахматной фракции", а двоим оставшимся объявить строгий выговор. Лимонов отказывается. Вновь избранный политсовет снимает с себя все полномочия до выполнения его условий и покидает помещение партийного бункера. Вместе с ним уходит большая половина списочного состава московского отделения НБП. Процесс перекидывается на региональные отделения. С этого момента начинается отсчет новой эпохи существования Национал-Большевистской партии...

"Идеология - мозговой дефект. Миф создает революцию, а не теоретический треп. Революция - превосходство действия над теоретизированием". Спасительная фраза для революционной партии без идеологии...