Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Лекции < Вы здесь
Похвала тупости как Необходимое предуведомление к статье Натана Глейзера
Дата публикации:  31 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Текст Глейзера - изрядно протяженная штука, и потому я буду предельно краток. Мне нравится его название - "Похвала азиатским ценностям", - но отнюдь не все близко в самом повествовании. Ну, например, пассажи вроде "Мы имеем в Восточной Азии уникальный случай, характеризующийся тем, что... все еще представляется существующей особая незападная традиция" - исходно типичный европоцентризм плюс сдвиг всего азиатски автохтонного в область экзотики. С точки зрения, например, современной синологии, получается самая обыкновенная обывательщина.

И выводы из нее можно сделать столь же плодотворные, какими были хорошо известные в узком кругу попытки советских обществоведов раздуть глухое упоминание Марксом "азиатского способа производства" до размеров концептуального набата. Не вышло.

Что касается глобализма, который неукоснительно поминается в статье, то это, как свидетельствуют его текущие экспликации, такой либерально-техногенно-монетаристский (Holy Trinity!) монотеизм √ и интересуется он только прозелитами, а дальше для него "начинается край ночи", если перефразировать одного апломбированного невежду советских 30-х (у того "днем" был, понятно, марксизм).

Впрочем, я немного о другом. О том, куда двигаться нынешней России. Не в смысле давать мудрые советы на светлое будущее, а в смысле, что неплохо бы для начала осознать, где мы находимся и чем дышим. Мне уже не раз приходилось говорить, что пока здесь просматриваются два источника вдохновения √ и оба заемные: прошлое до 17-го года и западная либеральная традиция (многие предпочитают говорить о либертарианстве).

Чтоб соблюсти краткость, задержусь единственно на политике в области порождения государственных символов. Итак, вот что мы имеем: нечто из оперы Глинки, сомнительный флаг, схожий цветоделением с десятком иностранных, оксюморный императорско-демократический герб, в аспекте наград √ перетаскивание их из царской России (Андрей Первозванный, георгиевский крест) √ и ровно никакого творчества (карикатурная тягомотина с текстом к гимну √ явно уже лишнее тому подтверждение). В этом отношении время правления Путина ничем не отличается от времени правления Ельцина. Тяжелый случай.

Причина его уже была мною однажды оглашена: "Нет подвигов, нет и музыки". Добавить здесь нечего.

Теперь √ непосредственно к теме. Гете как-то обмолвился, что, мол, между двумя разноречивыми утверждениями лежит никак не истина, но √ проблема. Место России оказалось аккурат между двумя идеологемами √ Западом и Востоком. Думаю, что даже сознательно непонятливым не стоит объяснять, что это значит.

Предположим, в частности √ и очень в частности, это значит, что западный либеральный проект, хотя бы в процессе его внедрения, стоило подвергнуть проверке на фальсифицируемость. Всего лишь, предположим, из детского любопытства √ а что получится? Или исходя из сомнения: уж больно поведение многих его адептов смахивает на поведение членов тоталитарной секты.

Ничего подобного не было сделано. Правда, вокруг да около этого шумели "патриоты", но их замашки слишком очевидно свидетельствовали, что они просто ребята из конкурирующей команды, но строго того же покроя.

Таков у нас "рынок идей" - и по сей день.

А теперь чуток кислоты √ как говаривал Розанов, "в самое темечко": небольшая реприза в исполнении Федора Михайловича Достоевского.

"Русский - не только европеец, но и азиат. Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших надежд, чем в Европе. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход!.. Этот стыд, что нас Европа сочтет азиатами, преследует нас уже чуть не два века... этот ошибочный наш взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не перестали пребывать), - этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века, и мы поплатились за них и утратой духовной самостоятельности нашей, и неудачной европейской политикой нашей, и, наконец, деньгами, деньгами, которых Бог знает сколько ушло у нас на то, чтобы доказать Европе, что мы - только европейцы, а не азиаты".

Нетрудно себе представить скрытый синонимический ряд (при безусловной внешней цивилизованности плана выражения), из которого будет исходить контроверза Достоевскому: эпилептик, сумасшедший, тупой, в Европе ничего, кроме рулетки не видел. Или что-нибудь в смежном роде. Это значит, что самое время переходить к "Похвале азиатским ценностям".

Вместе с тем, сдержанный оптимизм позволяет предположить в некотором будущем и такой вариант: "Похвала российским ценностям".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Натан Глейзер, Похвала "азиатским ценностям" /31.08/
Конфуцианская этика как заслон на пути американизующей глобализации и гомогенизации.
Ярослав Шимов, Чтобы волна не пошла вспять /23.08/
Демократии после успехов в экстенсификации пора подумать об интенсификации. Чтоб не грянула дезинтеграция.
Лэрри Даймонд, Глобальная Перспектива /21.08/
Опасное искушение для демократов - думать, будто мир с неизбежностью движется к некоему естественному конечному демократическому состоянию.
Лэрри Даймонд, Глобальная Перспектива /14.08/
Будет ли после "третьей волны" мировой демократизации ее "четвертая волна"? Если да, то, похоже, ее ждут мрачные перспективы.
Петр Щедровицкий, Государство в эпоху гуманитарных технологий /21.07/
Национальные государства оказались не подготовлены к новой глобальной ситуации; традиционные государственные институты теряют контроль над экономическими процессами. Oчевидно, что космополитическое государство сегодня исторически более эффективно, чем национальное.
предыдущая в начало следующая
Андрей Мадисон
Андрей
МАДИСОН
nomadison@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Лекции' на Subscribe.ru